5.1. Результативное использование различных образовательных технологий
5. 1. Результативное использование различных образовательных технологий Отразить опыт использования различных образовательных технологий в учебном процессе, во внеурочной деятельности и эффективность их применения. а) для учителей начальных классов и учителей предметников - критического мышления, «Дебаты», метод проектов, деятельностный метод и др.; б) для учителей физической культуры - метод проектов, здоровьесберегающие технологии и др. Приложить материалы, заверенные копии документов, подтверждающих использование различных образовательных технологий и их эффективность.
В учебном процессе я использую современные образовательные технологии (см таблицу), дающие возможность повышать качество организации образовательного процесса..
Остановлюсь на некоторых из них.
Технология развития критического мышления (РКМЧП). На мой взгляд, РКМЧП – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления. Анализируя свою деятельность при использовании РКМЧП, я выделила несколько эффективных приемов для уроков. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов. Первая стадия – «Стадия вызова», на мой взгляд, на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные -неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры». Приём «верные - неверные утверждения» я применяю при повторении пройденного материала и подготовке обучающихся к восприятию новой информации. Алгоритм приёма заключается в следующем: я зачитываю 10 – 12 вопросов по определённой теме, обучающиеся на листках фиксируют ответы с помощью знаков «+» и « - «, затем возвращаемся к составленным вопросам и обучающиеся отмечают какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией. Вопросы я не только зачитываю, иногда вывожу их на экран или раздаю в распечатанном виде. Приём «кластер» я часто использую не только на уроках, но и на классных часах. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. На третьей стадии «рефлексии» использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер. Дискуссия особенно эффективна на уроках литературного чтения и окружающего мира. Дискуссию провожу следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и сделать вывод. Взависимости от ответа, обучающиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. В практике своей деятельности на стадии рефлексии я применяю составление синквейна. Синквейн состоит из пяти строк, написанных по особым правилам. Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить изученный материал. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Используя на уроках приемы РКМЧП, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне. Она снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес обучающихся к предмету. Технология критического мышления формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает у обучающихся чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.
Технология проектного обучения. В своей учебной и воспитательной деятельности я активно веду работу по проектной и исследовательской деятельности. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Во внеурочное время я реализую программу курса «Я - исследователь» социально-педагогической направленности. Программа опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова. Работу по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям. Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах: – индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений:
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок. - работа с родителями: консультирование, методическая помощь. Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов. Третье направление – массовая работа с детьми. Я выделяю различные формы и виды деятельности школьников - мини-исследования, ролевые игры, самостоятельную и групповую работу, коллективное исследование и защиту исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент. Для сбора информации для исследований мы посещаем детскую библиотеку, районный краеведческий музей, кабинет информатики, в котором есть доступ к сети Интернет. Остановлюсь на наиболее масштабных коллективных мероприятиях. В течение 1 класса мы работали над проектами «Мои коллекции», в результате которого дети представили каждый свою коллекцию. «Путешествие в Скороговорию», это было летнее задание, в результате которого получились индивидуальные проекты о скороговорках с большим теоретическим материалом, примерами и рисунками. Во 2 классе мы работали над коллективным проектом «Детская косметика: за или против». Помимо того, что был обобщён теоретический материал, дети провели опрос среди родителей класса, учителей, работающих с классом, учеников начальных классов. Анкеты для опроса разработали сами ребята. И сами же обработали данные анкеты и сделали вывод. А презентацию проекта провели на совместном родительском собрании (родителей с детьми). В 3 классе мы работали над проектом «Куклы» и «Парад головных уборов», а также выпустили классную печатную газету, в создании которой приняли участие все ученики класса. В 4 классе ключевым проектом стал проект «Телепередача». Ребята разбились на 3 группы, выбрали название телепередачи, которую они будут создавать, определили роли в группе по созданию передачи и начали подготовку. Итогом работы стали 3 телепередачи, которые мы записали на видео, смонтировали и представили друг другу и родителям. Помимо этого во 2, 3 и 4 классе ученики выбирали темы индивидуальных исследований, над которыми работали в течение продолжительного времени под моим и родительским руководством, а затем представляли перед одноклассниками. Хочу заметить, что во время защиты работ слушатели не просто пассивно слушают, а заполняют «Карту активного слушателя», в которую вносят: автора представляемой работы, название, отмечают «+» и «-» работы и намечают вопросы выступающему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|