Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1. Результативное использование различных образовательных технологий




5. 1. Результативное использование различных образовательных технологий

Отразить опыт использования различных образовательных технологий в учебном процессе, во внеурочной деятельности и эффективность их применения.

а) для учителей начальных классов и учителей предметников - критического мышления, «Дебаты», метод проектов, деятельностный      метод и др.;

б) для учителей физической культуры - метод проектов, здоровьесберегающие технологии и др.

Приложить материалы, заверенные копии документов, подтверждающих использование различных образовательных технологий и их эффективность.

 

             В учебном процессе я использую современные образовательные технологии (см таблицу), дающие возможность повышать качество организации образовательного процесса..

Педагогические технологии Достигаемые результаты
Технология развития критического мышления(РКМЧП) Данная технология позволяет мне сосредоточить работу на развитии способности учащегося к самообразованию, т. е. " Сам себе - ученик и сам себе – учитель. " Таким образом, учитель не дает учащимся готовый материал, они добывают эти знания самостоятельно.
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектная технология. Работа по данной технологии  дает мне возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательская деятельность Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
 Игровые технологии  Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Педагогика сотрудничества Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ
«Портфель ученика» (Портфолио и Дневник самонаблюдений)   Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Здоровьесберегающие технологии   Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т. п.

 

Остановлюсь на некоторых из них.

Технология развития критического мышления (РКМЧП).

На мой взгляд, РКМЧП – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству. Мне представляется убедительной эта технология, в которой организуется обучение, актуализирующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. И сегодня целью моей педагогической деятельности стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование технологии развития критического мышления.

Анализируя свою деятельность при использовании РКМЧП, я выделила несколько эффективных приемов для уроков. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Первая стадия – «Стадия вызова», на мой взгляд, на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные -неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».

Приём «верные - неверные утверждения» я применяю при повторении пройденного материала и подготовке обучающихся к восприятию новой информации. Алгоритм приёма заключается в следующем: я зачитываю 10 – 12 вопросов по определённой теме, обучающиеся на листках фиксируют ответы с помощью знаков «+» и « - «, затем возвращаемся к составленным вопросам и обучающиеся отмечают какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией. Вопросы я не только зачитываю, иногда вывожу их на экран или раздаю в распечатанном виде.  Приём «кластер» я часто использую не только на уроках, но и на классных часах. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. На третьей стадии «рефлексии» использую такие приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер.   Дискуссия особенно эффективна на уроках литературного чтения и окружающего мира. Дискуссию провожу следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и сделать вывод. Взависимости от ответа, обучающиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. В практике своей деятельности на стадии рефлексии я применяю составление синквейна. Синквейн состоит из пяти строк, написанных по особым правилам. Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить изученный материал. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Используя на уроках приемы РКМЧП, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание обучающихся на высоком уровне. Она снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес обучающихся к предмету. Технология критического мышления формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает у обучающихся чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.

Технология проектного обучения.

В своей учебной и воспитательной деятельности я активно веду работу по проектной и исследовательской деятельности. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Во внеурочное время я реализую программу курса «Я - исследователь» социально-педагогической направленности. Программа опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова.      Работу по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.

      Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

 – индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений:

 – работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.

- работа с родителями: консультирование, методическая помощь.

     Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов.

   Третье направление – массовая работа с детьми. Я выделяю различные формы и виды деятельности школьников - мини-исследования, ролевые игры, самостоятельную и групповую работу, коллективное исследование и защиту исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Для сбора информации для исследований мы посещаем детскую библиотеку, районный краеведческий музей, кабинет информатики, в котором есть доступ к сети Интернет.

Остановлюсь на наиболее масштабных коллективных мероприятиях.

В течение 1 класса мы работали над проектами «Мои коллекции», в результате которого дети представили каждый свою коллекцию. «Путешествие в Скороговорию», это было летнее задание, в результате которого получились индивидуальные проекты о скороговорках с большим теоретическим материалом, примерами и рисунками.

Во 2 классе мы работали над коллективным проектом «Детская косметика: за или против». Помимо того, что был обобщён теоретический материал, дети провели опрос среди родителей класса, учителей, работающих с классом, учеников начальных классов. Анкеты для опроса разработали сами ребята. И сами же обработали данные анкеты и сделали вывод.

А презентацию проекта провели на совместном родительском собрании (родителей с детьми).

В 3 классе мы работали над проектом «Куклы» и «Парад головных уборов», а также выпустили классную печатную газету, в создании которой приняли участие все ученики класса.

В 4 классе ключевым проектом стал проект «Телепередача». Ребята разбились на 3 группы, выбрали название телепередачи, которую они будут создавать, определили роли в группе по созданию передачи и начали подготовку. Итогом работы стали 3 телепередачи, которые мы записали на видео, смонтировали и представили друг другу и родителям.

Помимо этого во 2, 3 и 4 классе ученики выбирали темы индивидуальных исследований, над которыми работали в течение продолжительного времени под моим и родительским руководством, а затем представляли перед одноклассниками.  

Хочу заметить, что во время защиты работ слушатели не просто пассивно слушают, а заполняют «Карту активного слушателя», в которую вносят: автора представляемой работы, название, отмечают «+» и «-» работы и намечают вопросы выступающему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...