Возрастные психологические особенности познавательной сферы детей шестилетнего возраста
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Психологический адаптация школьный обучение ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Возрастные психологические особенности познавательной сферы детей шести лет Готовность к школьному обучению детей шести лет Интеллектуальная готовность Личностная готовность Морфофункциональная готовность Понятие адаптации и дезадаптации к школьным условиям Физиологическая адаптация и дезадаптация Социально-психологическая адаптация и дезадаптация Рекомендации учителю работе с первоклассниками в первые дни учебы Обеспечение условий для нормальной адаптации детей к обучению Особенности проведения занятий по курсу «Введение в школьную жизнь» ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Методы и методология исследования Анализ и результаты исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие дети начинают свое обучение в школе в возрасте шести лет. Обучение детей с шестилетнего возраста по современным, более эффективным программам, использующим высокие резервы психического развития детей, позволяют ускорить умственное и физическое развитие младших школьников, а также сделать обучение в школе более интересным. Министерством образования Республики Беларусь в настоящее время осуществляется реформа всей системы образования. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Поступление в школу для многих из детей шести лет - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
С первых дней ребенку необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщится к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Уже в первые дни работы в первом классе учителю необходимо работать над изучением психических, физиологических, интеллектуальных особенностей ребят. Это поможет учителю приобрести знания о своем классе, которые будут служить основой для планирования дальнейшей работы с учениками. Большую роль в эмоциональном интеллектуальном развитии личности младшего школьника играет учитель. Поэтому признание со стороны учителя выступает как важнейшая потребность маленького школьника. Изучением проблемы диагностики и развитиия познавательной сферы младших школьников занимались такие ученые, как В. Г. Асеев, М. В. Гамезо, В. В. Давыдов, А. З. Зак, 3. И. Калмыкова, Б. Б. Косов, Н. С. Лейтес, Р. С. Немов, Л. Ф. Обухова, А. В. Петровский, М. Раттер, Е. И. Рогов, А. А. Смирнов, Д. Б. Эльконин. Актуальность данной работы обусловлена остротой проблемы изучения развития познавательной сферы у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогическом, социальном, теоретическом и практическом аспектах. Цель исследования: раскрыть специфические особенности обучения детей шестилетнего возраста. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1) изучить научные основы обучения детей шестилетнего возраста; 2) обосновать особенности развития детей шести лет; 3) рассмотреть виды готовности к школе детей шести лет; ) рассмотреть особенности адаптации и дезадаптации детей шестилетнего возраста к школьным условиям; ) в ходе экспериментальной работы провести диагностику уровня развития познавательных процессов у детей шести лет. Объект исследования - обучение детей шестилетнего возраста. Предмет иследования: изучить особенности обучения детей шестилетнего возраста Методы исследования: изучение психолого - педагогической литературы - анкетирование тестирование наблюдение Гипотеза: создание необходимых условий для обучения детей шестилетнего возраста влияет на успешную адаптацию к школьным условиям. Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Возрастные психологические особенности познавательной сферы детей шестилетнего возраста Познавательная сфера - это обобщенная характеристика тех особенностей человека, которые определяют познание им окружающей действительности и самопознание. Ее роль в жизни человека очень существенна. Именно благодаря познавательной сфере человек смог выделиться из остального мира и существенным образом повлиять на ход жизни на Земле. [14, c.16] В психологии познавательной сферой называют совокупность психических познавательных процессов, определяющих содержание, особенности и результаты познания мира. Накопление информации о мире возможно благодаря таким познавательным процессам, как ощущение и восприятие. Ощущение и восприятие играют важнейшую роль в процессе познания. Поступая в школу, ребенок имеет достаточно много чувственной информации о мире. Ребенок не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Сенсорный эталон - выработанный человечеством образец основных разновидностей качеств и свойств предмета. Сенсорные эталоны позволяют отражать многообразие чувственной информации не беспорядочно, а упорядоченно. Так, существуют звуковые цветовые, форменные сенсорные эталоны, постигая которые ребенок совершенствует свои органы чувств. [15,c.123]
На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребенка. Учебная деятельность, игровая деятельность, рисование, различные виды конструированной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися сложными видам зрительного анализа и синтеза, со способностью расчленять объекты на части. Однако если анализирующее восприятие первоначально развито в достаточной мере, то синтезирующее особо отчетливо проявляется несколько позже. Определяющую роль в этом играет учебная деятельность. Благодаря восприятию ребенок в состоянии отражать абстрактные образы (буквы, цифры), объединять их в более сложное образование (слово, численное выражение). Особенно отчетливо эта способность наблюдается при обучении письму и чтению, когда первоначально ребенок связывает буквы в слова с большим затруднением, но, накапливая необходимый опыт, овладевает письменной речью и чтением. [14, c.18] Ни одна познавательная деятельность человека невозможна без использования внимания и памяти. Важнейшей характеристикой психического развития первоклассника является развитие произвольности его познавательных процессов. Это также существенно отражается на внимании ребенка, которое характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. На начальном этапе обучения считается нормальным, если ребенок способен концентрироваться н а нужном объекте в течение 10 минут. Известно, что такая характеристика внимания как переключаемость, у детей шестилетнего возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Ученые считают, что это обусловлено подвижностью процессов в центральной нервной системе. Внимание детей шести лет непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в первом классе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего - мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности. Учителю важно помнить, что проблема привлечения внимания учащихся к учебному материалу непосредственно зависит от уровня мотивации учебной деятельности. [5, c. 48]
Учебная деятельность во многом основывается на возможности человека учитывать свой предыдущий опыт, который хранится благодаря памяти. Память шестилетнего ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. Запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Для детей шести лет характерна механическая память на несвязанные логически единицы информации. Естественные возможности школьника первого класса очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с задачами дословного запоминания. Из 15 предложений ребенок запоминает 5-6 предложений. Первоклассник уже начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: смысловое и ассоциативное связывание материала. [6,c 52] В ходе эволюции человек смог выделиться из окружающего мира благодаря мышлению. Мышление первоклассника напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится преимущественно наглядно-действенным способом с опорой на реальные предметы и изображения. Суждения о предметах зачастую односторонние, на основании только одного какого-нибудь признака. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, а обоснование вывода делается не на основании логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения происходят на основании воспринимаемых признаков и свойств, лежащих на поверхности предметов и явлений. Отвлеченные словесные объяснения для первоклассников недоступны. Задача учителя первого класса - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. С развитием мышления непосредственно связано развитие речи. В период старшего дошкольного и младшего школьного возраста изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, oрганизовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.[9,c 81] Развитие речи во многом отражается на таком важном познавательном процессе как воображение. Воображение задействует ребенка в различных видах деятельности. В учебной деятельности роль воображения обусловлена необходимостью произвольного представления задаваемой учителем учебной ситуации или задания. Роль в оображения в жизни шестилетнего ребенка очень велика, поскольку оно расширяет его возможности во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит наряду с мышлением средством познания действительности. В воображаемой действительности ребенок не скован рамками объективной внешней среды, что позволяет ему проявлять большую свободу действий, активно взаимодействуя с воображаемой ситуацией.[11, c.134]
Резюмируя наиболее важные достижения психического развития ребенка на рубеже шестилетнего возраста, можно заключить: у детей наблюдается достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развиваются произвольные формы использования памяти, воображения, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. [14, c.10]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|