Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения занятий по курсу «Введение в школьную жизнь»




Начальным периодом школьной жизни считается возраст от 6-7 до 10-11 лет. Социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизмененными. Они зависят от физиологического созревания организма ребенка и его психологической готовности к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.

От того, как пойдет приспособление, привыкание ребенка к школе, во многом зависит состояние его здоровья, работоспособность, успешность обучения, эмоциональное состояние детей в начальной школе и в последующие годы обучения.[12,c.5]

В связи с этим интегрированный курс «Введение в школьную жизнь» построен таким образом, чтобы физиологическая и социально-психологическая адаптация прошла благоприятно для шестилетних детей, чтобы произошел постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Игра во всем своем многообразии еще долгое время будет оставаться ведущим видом деятельности младших школьников.

В первые классы начальной школы приходят дети, которые имеют разный интеллектуальный, культурный уровень, т. е. разные стартовые возможности. Поэтому основная задача курса заключается в создании оптимальных условий благоприятной адаптации шестилетних детей к новой социальной ситуации.

В четырехнедельный курс входят уроки, проводимые в форме развивающих занятий, содержание которых состоит из комплекса игр и упражнений. Структурное построение занятий такое, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально или коллективно, учиться самостоятельно планировать практические и мыслительные действия, корректировать свои ошибки, адекватно оценивать результат деятельности, согласовывать свои действия с действиями сверстников.[10, c.6]

Принцип построения таких занятий следующий: сначала детям предлагаются игры на произвольное внимание, его основные процессы (сосредоточенность, устойчивость и распределение); затем подключаются игры сенсомоторного характера, стимулирующие процессы восприятия.

Наибольшая нагрузка приходится на комплекс игр, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти, Предлагаются и игры, развивающие воображение, а также игры-шутки. На протяжении всего занятия поддерживается мажорный эмоциональный настрой.

При проведении таких занятий у детей повышается познавательная активность, улучшаются результаты обучения, реализуется потребность в интеллектуальной нагрузке.[10, c.14]

В структуру таких занятий (уроков) входит комплекс игр, заданий, игровых упражнений, способствующих развитию умственных способностей детей.

Уроки подразделяются на пять видов;

1. Урок, на котором предлагаемые детям игровые упражнении способствуют развитию мыслительных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного, сопоставление, группировка, классификация, программирование) и создают благоприятные условия для высокого уровня активности каждого ребенка в решении логических задач: раскованности, отстаиванию своей точки зрения, независимо от того, совпадает или не совпадает оно с мнением учителя или других детей. У ребенка проявляется самостоятельность мышления, развиваются сообразительность, наблюдательность при непосредственном общении со сверстниками и учителем. Детям предоставляется возможность договориться о способе решения, посоветоваться.

2. Урок, содержание и форма организации которого направлены на развитие различных видов памяти и ее процессов: запоминание, воспроизведение. В основном у всех шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание предлагаемого материала и совсем не развиты приемы продуктивного запоминания и воспроизведения. Часть детей использует их интуитивно.

В связи с этим предлагаемый вид занятия необходим для развития образной (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, эмоциональной) и словесно-логической памяти и для развития умения детей использовать рациональные приемы запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные.

3. Урок, на котором дети развивают сенсомоторные способности. Игровые упражнения, включенные в занятие, способствуют более высокому уровню сформированности сенсорных умений, аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения.

При проведении занятия у детей формируются навыки обследования формы, величины, взаимного расположения объектов; обобщенные ориентировочные действия при обследовании предметов, глазомерные действия.

Полезность сенсомоторного занятия заключается в том, что приобретенные умения и навыки ребенок сможет практически использовать в различных видах деятельности в повседневной жизни. Комплекс игр составляется так, чтобы в него входили дидактические игры манипулятивно-инструментального характера (отработка навыков) и проблемные ситуации творческого характера. [5,c. 81]

4.: Урок, основной целью которого является развитие психомоторных способностей детей (развитие координации и соразмерности движений кисти руки, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, которые необходимы при обучении письму). Комплекс заданий и игр урока состоит из трех структурных компонентов:

)упражнения манипулятивного, тренировочного характера: пальчиковая гимнастика, разнообразные упражнения на перекладывание, нанизывание, растягивание, сжимание, раскатывание, наматывание, разматывание, вязание;

1) упражнения, связанные с элементами графики (штриховка, обведение, зрительные диктанты, зарисовка простых элементов письма: точки, палочки, кружочки, волнистые линии, заборчик и т. д.);

2) упражнения, связанные с традиционными видами деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой.

Проводятся занятия в быстром темпе, имеют соревновательный характер с ограничением времени при выполнении определенных упражнений. Дети при этом должны точно выполнять правила игр. Учитель создает условия успешности, удовлетворенности от результата, Детям предоставляется, как и во всех занятиях, максимум самостоятельности, свобода выбора способов решения предлагаемых заданий, игр, упражнений.

. Урок-занятие, который направлен на развитие у маленьких учеников коммуникативных способностей, этических норм поведения и формирование нравственных эталонов.

В структуру занятия входят игры-путешествия, имеющие сходство со сказкой и отражающие реальные события. Они связаны с развитием сюжета, моделированием ситуации, фантазированием. Игры-поручения, содержание которых заключается в том, что перед детьми ставятся задачи осмысления последующего события. Дети высказывают предположения, исходя из личного опыта. Игры-дискуссии. В основе их лежит общение учителя с детьми и детей друг с другом. Ценность этих игр в том, что они создают условия для самовыражения ребят, развивают умение слушать друг друга и слышать взрослого, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения, т. е. участвовать в беседе.[10,c.48]

Длительность адаптационного периода один месяц, но период может сокращаться или увеличиваться в зависимости от контингента учеников, поступивших в подготовительный класс.

Первые 10-12 дней педагог проводит с детьми по три урока. Затем подключается четвертый урок (физкультура, музыка, изобразительное искусство, музыка и пение, изобразительное искусство и художественный труд). По окончании курса включаются остальные предметы.

В игровой комплекс входит максимальное количество заданий и упражнений, проигрывание которых рассчитано при хорошей работоспособности детей на 35-40 мин. Учитель не должен думать, что требуется обязательное выполнение всех заданий. Учителю предоставляется возможность самому определить количество игровых упражнений с учетом возможностей детей. Игровые задания, которые не успели выполнить на уроке или с которыми отдельные дети не справляются, могут проигрываться в удобное время по желанию детей в группе продленного дня под наблюдением воспитателя или с помощью родителей

После трех-четырех упражнений по необходимости проводятся паузы (физкультминутки). [6, c. 86]

При проведении уроков желательно отмечать успешность выполненного задания, игрового упражнения. Это позволит сделать прогноз о перспективе обучения ребенка, определить содержание его индивидуальной работы.

В общении с шестилетними учениками необходимо соблюдать доброжелательность, деловое сотрудничество и партнерство, эмоциональную восприимчивость их успехов и неудач; принятие и признание ребенка независимо от его положительных или отрицательных качеств.

На что следует обратить особое внимание: в интегрированный курс включены те знания, умения и навыки, которые дети должны усвоить, приобрести по математике, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром согласно программным требованиям, но у учителя. Не должно возникать беспокойства по поводу усвоения учебного материала, поскольку шестилетний ребенок пришел в подготовительный класс в первую очередь для того, чтобы адаптироваться к учебной деятельности.[5,c.78]

Для проведения уроков учителю необходимо предварительная подготовка, которая осуществляется задолго до начала учебного года.

. Для эффективного и качественного проведения уроков рекомендуется ознакомиться с содержанием, методами и приемами организации учебно-игровой деятельности.

2. Подготовить дидактический материал (разрезать картинки, разложить по конвертам).

. Раздать родителям заранее тетрадь «Солнышко» и разъяснить им, что необходимо подготовить к первому занятию. [ 4, c. 15]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...