Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения детей шестилетнего возраста
Методы и методология исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ: 1. Общеобразовательной средней школы №8 г. Лида, в 1 «А» классе. . Общеобразовательной средней школы № 11 г.Лида, в 1 «А» классе. В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов: 1. Констатирующий Цель: изучение особенностей развития детей шестилетнего возраста В связи с чем были проведены следующие методы исследования: анкетирование с целью выявления особенностей обучения ребят шестилетнего возраста тестирование с целью определения функциональной готовности ребенка к школе наблюдение с целью изучения предпосылок к новым условиям познавательной деятельности Формирующий Цель: формировать у детей шестилетнего возраста навыков о школьных правилах для успешной адаптации к школьным условиям. Для реализации этой цели был проведен ряд уроков: урок «Наша школа» в курсе «Введение в школьную жизнь» урок «Наш класс» в курсе «Введение в школьную жизнь» Контрольный Цель: установить уровень адаптации и дезадаптации к школьным условиям
Анализ и результаты исследования Обработка полученных данных в результате анкетирования Цель: выяснить, какое количество шестилетних детей в классе, с какими трудностями сталкиваются учителя, что бы хотели добавить в курс «Введение в школьную жизнь», какой стиль общения с детьми наиболее предпочтителен, Использовала метод анкетирования (Приложение 3) В анкетировании участвовали учителя начальных классов ОСШ№4 и ОСШ№11, имеющие высшую и первую категорию со стажем работы от 12 до 20 лет. Во всех классах большинство ребят - шестилетки, большинство ответили, что самое трудное в работе - это разный уровень подготовки ребят(100%),некоторые еще добавили, что активизация внимания школьников на уроке (20%). Либеральный стиль общения выбирают 30% опрошенных, демократический выбирают 40% опрашиваемых, авторитарный 30% опрашиваемых. К помощи психолога приходилось прибегать всем опрашиваемым (100%). Как правило, это происходило при высоком уровне дезадаптации ребят, а также в случае каких-либо индивидуальных психологических отклонений.
Что касается изменеий и дополнений в курс «Введение в школьную жизнь», то все учителя единогласно ответили: успешность и эффективность проведения уроков полностью зависит от того, насколько учитель проявил свое творчество, смог заинтересовать ребят, поэтому каждый привносит что-то свое в данный курс. Обработка полученных данных в результате тестирования Цель: определение функциональной готовности к школе ребят шести лет Тестирование проводилось до начала занятий. Ребятам предлагалось ответить на ряд вопросов, которые выявляют уро, которые выявляют уровень знаний и представлений о школе. В результате проведенного тестирования удалось установить, что ребята имеют разный уровень функциональной готовности к школе. Некоторым детям необходимо уделить много внимания, чтобы дать им необходимую информацию о школе - низкий уровень(30%) У части опрошенных ребят имеются кое-какие знания о школе - средний уровень(40%), но весьма поверхностные. В результате тестирования были выявлены и те ребята, для которых не будет неожиданностей в школе, так как они хорошо информированы о школе - высокий уровень(30%). Приложение 4, 5. Обработка полученных данных в результате наблюдения Цель: определение уровня учебной деятельности. Наблюдение проводилось на двух уроках по курсу «Введение в школьную жизнь» - результаты отражены в таблице.
В результате проведенных наблюдений удалось установить 3 уровня учебной деятельности ребят. I уровень - к нему отнесены дети, которые воспринимают задания учителя, слушают указания, постоянно удерживают их в сознании, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других и собственную работу, достигают нужных результатов (30%). II уровень - все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки: хотя и слушают указания учителя, но условно придерживаются их в работе, самоконтроль неустойчив, при выполнении заданий способны к подражанию другими детям, результаты условны, оценка и самооценка несформированы (50%). III уровень - дети внешне дисциплинированные, но без каких-либо признаков владения учебной деятельностью: слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, результата не достигают (20%). Приложение 6, 7. Формирующий этап эксперимента На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: формировать у детей шестилетнего возраста навыки школьных правил для успешной адаптации к школьным условиям. Для реализации этой цели был проведен ряд уроков по курсу «Введение в школьную жизнь»: 1)Урок на тему «Наша школа» в 1 «А» классе Приложение )Урок на тему «Наш класс» в 1 «А» классе Приложение Анализ урока 1 1 .Тема: «Наша школа» . Цели: познакомить ребят со школой, познакомить ребят с историей школы, ее традициями, помещением; рассказать о труде взрослых в школе; воспитывать бережное отношение к школьному имуществу; познакомить ребят с правилами поведения в общественном месте; развивать пространственную ориентацию, концентрацию внимания; создать условия для укрепления товарищеских отношений между учащимися. Я считаю, что поставленные цели достигнуты, так как ребята узнали много нового об истории и традициях школы, не только слушали учителя, но и высказывали свое мнение о значимости труда работников школы. . Урок проведен в виде экскурсии . Урок начался с разучивания стихотворения, что помогло учителю сконцентрировать внимание. . Использовались методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация и демонстрация), практические (выполнение рисунка).
. Время распределено на всех этапах рационально и связки между этапами логичные. . Во время экскурсии наблюдалась доброжелательная атмосфера, присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и учениками . Материал соответствовал уровню развития ребят . Проанализировав ответы на этапе подведения итогов, можно сделать вывод о том, что у ребят сформировано представление о традициях школы, а также ребята осознали свою роль школьника. Приложение 8 Анализ урока 2 1. Тема: «Наш класс»; .Цели: продолжить знакомство с правилами школьника, учить ребят наблюдать, учить описывать предметы, познакомить с правилами дежурства в классе, ввести знак «Хор», схему класса; развивать умение высказывать свои мысли, развивать концентрацию и переключаемость внимания; воспитывать бережное отношение к имуществу класса. . Это урок, который продолжает знакомить ребят со школьными правилами. На последующих уроках знания о школе будут углубляться. Я считаю, что все поставленные цели достигнуты, так как ребята научились описывать предметы вокруг себя, на вопросы отвечали заинтересованно. Вся запланированная работа была выполнена. . Использовались различные методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация и демонстрация), наблюдение. . На уроке использовался наглядный материал . Время распределено на всех этапах рационально и связки между этапами логичные. . Во время урока наблюдалась доброжелательная атмосфера, присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и учениками. . Материал соответствует программным требованиям. . В течение урока я убедилась в том, что для успешной адаптации необходимо уделять внимание введению школьных правил. Приложение 9. Формирующая часть эксперимента показала, что прежде, чем приступать обучать ребят письму, чтению и так далее, необходимо провести работу по включению детей в атмосферу школы, рассказать о правилах нахождения в учебном заведении, а также осуществлять индивидуальную работу со школьниками. Школа должна быть радостью для маленького ученика. Поэтому следует выделить условия успешной адаптации к школе:
1. Проведение профилактической диагностики психического развития младших школьников. . В процессе обучения проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников с помощью психолога. . Используя результаты диагностики, учитель сможет компетентно проводить дифференцированный подход к воспитательно-образовательному процессу; 4. Установление оптимального стиля взаимоотношений между детьми и учителем; 5. Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной; 6. Основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей шестилетнего возраста должна быть игра. Приходим к выводу о том, что учителю необходимо тщательно подготовить ребят основной учебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|