Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Практическое исследование особенностей обучения детей шестилетнего возраста




Методы и методология исследования

 

Экспериментальное исследование было проведено на базе двух школ:

1. Общеобразовательной средней школы №8 г. Лида, в 1 «А» классе.

.   Общеобразовательной средней школы № 11 г.Лида, в 1 «А» классе.

В рамках исследования был проведен эксперимент, который состоял из следующих этапов:

1. Констатирующий

Цель: изучение особенностей развития детей шестилетнего возраста

В связи с чем были проведены следующие методы исследования:

анкетирование с целью выявления особенностей обучения ребят шестилетнего возраста

тестирование с целью определения функциональной готовности ребенка к школе

наблюдение с целью изучения предпосылок к новым условиям познавательной деятельности

Формирующий

Цель: формировать у детей шестилетнего возраста навыков о школьных правилах для успешной адаптации к школьным условиям.

Для реализации этой цели был проведен ряд уроков:

урок «Наша школа» в курсе «Введение в школьную жизнь»

урок «Наш класс» в курсе «Введение в школьную жизнь»

Контрольный

Цель: установить уровень адаптации и дезадаптации к школьным условиям


 

Анализ и результаты исследования

Обработка полученных данных в результате анкетирования

Цель: выяснить, какое количество шестилетних детей в классе, с какими трудностями сталкиваются учителя, что бы хотели добавить в курс «Введение в школьную жизнь», какой стиль общения с детьми наиболее предпочтителен,

Использовала метод анкетирования (Приложение 3)

В анкетировании участвовали учителя начальных классов ОСШ№4 и ОСШ№11, имеющие высшую и первую категорию со стажем работы от 12 до 20 лет.

Во всех классах большинство ребят - шестилетки, большинство ответили, что самое трудное в работе - это разный уровень подготовки ребят(100%),некоторые еще добавили, что активизация внимания школьников на уроке (20%). Либеральный стиль общения выбирают 30% опрошенных, демократический выбирают 40% опрашиваемых, авторитарный 30% опрашиваемых. К помощи психолога приходилось прибегать всем опрашиваемым (100%). Как правило, это происходило при высоком уровне дезадаптации ребят, а также в случае каких-либо индивидуальных психологических отклонений.

Что касается изменеий и дополнений в курс «Введение в школьную жизнь», то все учителя единогласно ответили: успешность и эффективность проведения уроков полностью зависит от того, насколько учитель проявил свое творчество, смог заинтересовать ребят, поэтому каждый привносит что-то свое в данный курс.

Обработка полученных данных в результате тестирования

Цель: определение функциональной готовности к школе ребят шести лет

Тестирование проводилось до начала занятий. Ребятам предлагалось ответить на ряд вопросов, которые выявляют уро, которые выявляют уровень знаний и представлений о школе. В результате проведенного тестирования удалось установить, что ребята имеют разный уровень функциональной готовности к школе.

Некоторым детям необходимо уделить много внимания, чтобы дать им необходимую информацию о школе - низкий уровень(30%) У части опрошенных ребят имеются кое-какие знания о школе - средний уровень(40%), но весьма поверхностные. В результате тестирования были выявлены и те ребята, для которых не будет неожиданностей в школе, так как они хорошо информированы о школе - высокий уровень(30%). Приложение 4, 5.

Обработка полученных данных в результате наблюдения

Цель: определение уровня учебной деятельности.

Наблюдение проводилось на двух уроках по курсу «Введение в школьную жизнь» - результаты отражены в таблице.

В результате проведенных наблюдений удалось установить 3 уровня учебной деятельности ребят.

I уровень - к нему отнесены дети, которые воспринимают задания учителя, слушают указания, постоянно удерживают их в сознании, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других и собственную работу, достигают нужных результатов (30%).

II уровень - все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки: хотя и слушают указания учителя, но условно придерживаются их в работе, самоконтроль неустойчив, при выполнении заданий способны к подражанию другими детям, результаты условны, оценка и самооценка несформированы (50%).

III уровень - дети внешне дисциплинированные, но без каких-либо признаков владения учебной деятельностью: слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, результата не достигают (20%). Приложение 6, 7.


Формирующий этап эксперимента

На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: формировать у детей шестилетнего возраста навыки школьных правил для успешной адаптации к школьным условиям.

Для реализации этой цели был проведен ряд уроков по курсу «Введение в школьную жизнь»:

1)Урок на тему «Наша школа» в 1 «А» классе Приложение

)Урок на тему «Наш класс» в 1 «А» классе Приложение

Анализ урока 1

1 .Тема: «Наша школа»

. Цели: познакомить ребят со школой, познакомить ребят с историей школы, ее традициями, помещением; рассказать о труде взрослых в школе; воспитывать бережное отношение к школьному имуществу; познакомить ребят с правилами поведения в общественном месте; развивать пространственную ориентацию, концентрацию внимания; создать условия для укрепления товарищеских отношений между учащимися.

Я считаю, что поставленные цели достигнуты, так как ребята узнали много нового об истории и традициях школы, не только слушали учителя, но и высказывали свое мнение о значимости труда работников школы.

. Урок проведен в виде экскурсии

. Урок начался с разучивания стихотворения, что помогло учителю сконцентрировать внимание.

. Использовались методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация и демонстрация), практические (выполнение рисунка).

. Время распределено на всех этапах рационально и связки между этапами логичные.

. Во время экскурсии наблюдалась доброжелательная атмосфера, присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и учениками

. Материал соответствовал уровню развития ребят

. Проанализировав ответы на этапе подведения итогов, можно сделать вывод о том, что у ребят сформировано представление о традициях школы, а также ребята осознали свою роль школьника. Приложение 8

Анализ урока 2

1. Тема: «Наш класс»;

.Цели: продолжить знакомство с правилами школьника, учить ребят наблюдать, учить описывать предметы, познакомить с правилами дежурства в классе, ввести знак «Хор», схему класса; развивать умение высказывать свои мысли, развивать концентрацию и переключаемость внимания; воспитывать бережное отношение к имуществу класса.

. Это урок, который продолжает знакомить ребят со школьными правилами. На последующих уроках знания о школе будут углубляться.

Я считаю, что все поставленные цели достигнуты, так как ребята научились описывать предметы вокруг себя, на вопросы отвечали заинтересованно. Вся запланированная работа была выполнена.

. Использовались различные методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация и демонстрация), наблюдение.

. На уроке использовался наглядный материал

. Время распределено на всех этапах рационально и связки между этапами логичные.

. Во время урока наблюдалась доброжелательная атмосфера, присутствовала атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.

. Материал соответствует программным требованиям.

. В течение урока я убедилась в том, что для успешной адаптации необходимо уделять внимание введению школьных правил. Приложение 9.

Формирующая часть эксперимента показала, что прежде, чем приступать обучать ребят письму, чтению и так далее, необходимо провести работу по включению детей в атмосферу школы, рассказать о правилах нахождения в учебном заведении, а также осуществлять индивидуальную работу со школьниками. Школа должна быть радостью для маленького ученика. Поэтому следует выделить условия успешной адаптации к школе:

1. Проведение профилактической диагностики психического развития младших школьников.

.    В процессе обучения проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников с помощью психолога.

.    Используя результаты диагностики, учитель сможет компетентно проводить дифференцированный подход к воспитательно-образовательному процессу;

4. Установление оптимального стиля взаимоотношений между детьми и учителем;

5. Основная форма обучения на первых этапах должна быть коллективной;

6. Основным способом обучения и организации жизнедеятельности детей шестилетнего возраста должна быть игра.

Приходим к выводу о том, что учителю необходимо тщательно подготовить ребят основной учебной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...