Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 15. БОУ и глубинное интервью




БОУ – аббревиатура, составленная из начальных букв трех первых слов полного названия данной исследовательской методики, – быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума. Из полного наименования этого метода явствует, что его следует применять, во-первых, не во всех случаях исследовательской практики, а только при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп (семей, соседских общностей, первичного трудового коллектива, пенсионеров определенного микрорайона, многодетных матерей села, лиц, стоящих на учете в бирже труда и т.п.); во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем; в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которых они являются.

С сожалением приходится констатировать случаи попыток применения метода БОУ для изучения макросоциальных процессов, например, тенденций электорального поведения населения городов. Такого рода исследования не могут быть валидными, так как метод БОУ имеет иное предназначение.

Не меньшую ошибку допускают те исследователи, которые не используют данный метод тогда, когда именно он наиболее уместен. Известно, что социологически малограмотные социальные работники и социальные педагоги, предпочитают выяснять проблемы своих клиентов методом анкетирования. Поскольку этим грешат многие начинающие исследовательскую деятельность специалисты социогуманитарного профиля (маркетологи, менеджеры, конфликтологи и др.), сравним эвристические возможности БОУ и анкетирования (см. табл. 2).

Основная трудность применения метода БОУ заключена в обязательности соблюдения принципа триангуляции. Он требует выполнения трех следующих условий:

·Создание особой исследовательской группы;

·Использование разнообразных источников информации;

·Применение специфичного набора конкретных исследовательских методик, составляющих их "батарею", и инструментов, образующих особую "корзину".

Проиллюстрируем триангуляционную природу метода БОУ схемой 1.

Рассмотрим каждую составляющую приведенной схемы, акцентируя внимание на технологии БОУ, т.е. последовательности исследовательских операций этой методики.

Компонент I. БОУ – междисциплинарный метод социогуманитарных наук. Наибольший эффект он дает при условии включения в исследовательскую группу представителей разных (но смежных) отраслей знания и практической деятельности. Конкретный состав команды, проводящей БОУ, зависит, естественно, от объекта, предмета, цели и задач исследования. Если, скажем, будут изучаться проблемы инвалидов какого-то района, то очевидна целесообразность включения в исследовательскую группу социолога, психолога, медицинского терапевта, руководителей районных служб социальной защиты населения. В случаях изучения актуальных вопросов жизнедеятельности других групп населения исследовательские команды будут иными по составу. Но в любых случаях в них должны быть социолог и психолог.

Рамки оптимальной численности исследовательских групп, работающих по методу БОУ, как показывает практика, колеблются в узком пределе от 5 до 7 человек. При меньшей и большей численности эвристические потенции БОУ заметно снижаются.

Кроме специалистов в проведении БОУ обязательно участвуют представители изучаемого микросоциума, причем, не случайно избранные, а специально отобранные исследователями люди. Они должны максимально адекватнее представлять наличествующие в этом микросоциуме социальные, возрастные, половые, профессиональные и иные группы, а также категории населения, отличающиеся друг от друга по уровню материального достатка и недовольства условиями жизни. При соблюдении правила репрезентативности появляется возможность подобрать таких представителей микросоциума, которые способны выражать наиболее распространенные в нем потребности, интересы, настроение, установки и прочие важные для решения исследовательских задач характеристики.

Желательная численность репрезентирующей микросоциум группы его представителей исчисляется, как правило, 12-15 человеками. Это не исключает возможности, а иногда и необходимости, обследовать методом БОУ более многочисленные группы. При этом, однако, следует иметь в виду, что по мере отступления численности реально обследованных людей от оптимальной (как в большую, так и меньшую стороны) валидность БОУ-исследования снижается.

Компонент II. Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации. На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники, роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идет о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населенных пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах. Анализ содержащейся в них информации создает базу метода БОУ, позволяют уточнить его проблему и тему, сформулировать те гипотезы, которые будут проверяться этим методом.

Здесь следует предупредить читателя о возможности терминологической путаницы. Информация, выработанная исследователями-предшественниками, конечно, первична для использующих метод БОУ в том смысле, что последние начинают свою деятельность с ее анализа. Но она называется вторичной потому, что исследователи, работающие по методу БОУ, используют ее вторично, ибо первично она выработана и осмыслена не ими, а их предшественниками, и не на основе применения БОУ, а другими методами.

Источниками первичной создаваемой методом БОУ информации выступают, с одной стороны, наблюдаемые исследователями события (явления и процессы), происходящие в обследуемом микросоциуме, а с другой – оценки этих событий членами этого социума, их мнения, высказывания, невербальные реакции и т.д.

III компонент БОУ состоит из трех наборов специальных процедур, инструментов и техник, с помощью которых получается и анализируется как первичная, так и вторичная информация. Чтобы разобраться в них, начнем с рассмотрения таблицы 3, где порядковый номер означает последовательность операций, каждая из которых соотнесена с инструментарием ее реализации. Знаком + (плюс) отмечено исследовательское предназначение соответствующих операций и инструментов.

Практически все исследовательские операции БОУ, как видим, имеют двойное назначение, используются как для сбора информации об изучаемом микросоциуме, так и для ее итогового анализа. Все они взаимно дополняют друг друга и наибольший эффект дают при их комплексном применении. В определенных случаях можно, конечно, обходится меньшим, чем указано в таблице 3, числом операций. Но всякое усечение их означенного комплекса ведет к уменьшению коэффициента полезного действия методики БОУ.

Метод глубинного интервью представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В зарубежной и российской литературе часто синонимами глубинного интервью выступают следующие термины: открытое интервью, неструктурированное интервью, свободное интервью, и др. Метод глубинного интервью применяется как для B2B, так и для B2C рынков. Однако в силу того, что для рынка B2B фокус-группы являются менее эффективными (во-первых, высокопоставленных представителей фирмы нелегко собрать в определённое время и в определенном месте, во-вторых, за одним столом со своими конкурентами менеджер или руководитель будет замалчивать ценную для исследователя информацию) основным методом исследования рынка B2B остается глубинное интервью. Глубинное интервью проводится с одним респондентом (реже с двумя, но это уже несколько другая методика). Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Глубинное интервью предполагает развернутые ответы на открытые вопросы (" Почему?", "Зачем?", "Каким образом?" и т.д). Длительность глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Как правило, опрашивают не очень большое количество респондентов (до 30 человек). Респондент за участие в длительной беседе получает ценный подарок. По той причине, что глубинное интервью проводится без составленного заранее вопросника, без определённого плана беседы, а лишь с выбором тематики и примерной направленности интервью, возрастает роль интервьюера. Поэтому проведение глубинных интервью мы доверяем самым профессиональным, опытным, проверенным временем интервьюерам, которые являются сведущими в той теме, по которой происходит интервью. Глубинные интервью основаны на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям на определенную тему, о которой при присутствии других людей он не захотел бы говорить. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации (например, сведения экспертов в определённой области) непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения. Анализ данных проходит сходным с методом фокус-групп образом. То есть на первых ролях выступает содержательный анализ, интент-анализ, а также анализ поведения респондента. Количественный обработке информация не подвергается, так как главная её ценность в уникальности. Для исследования поведенческих, невербальных особенностей респондента используется также видео-запись. В том случае, если последнее невозможно, то опытный интервьюер присутствует при составлении отчёта и делится своими впечатлениями относительно поведения опрашиваемого, в том числе эмоциональным тоном беседы, темпом, ритмом, позами и жестами респондентов.

Виды глубинного интервью.

·направленное глубинное интервью (фокусированное) - происходит подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен;

·ненаправленное глубинное интервью (нефокусированное) – при его проведении не существует предметного единства и общей темы, а вопросы не образуют логической последовательности.

Случаи применения метода глубинных интервью:

·тема исследования затрагивает очень личные взгляды или может вызвать смущение при обсуждении в группе (например, употребление лекарств, контрацептивов, личные финансы, заболевания);

·тема обсуждения касается особенностей принятия индивидуальных решений (например, о закупке какого-либо оборудования);

·при обсуждении темы, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов, социальные проблемы типа наркомании или проституции и т. п.);

·респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах);

·респондентами являются ответственные чиновники, очень богатые, и просто очень занятые люди.

Достоинства глубинного интервью:

·Возможность проводить исследования без заранее cформулированного сценария;

·Возможность общаться с респондентом, используя привычную для его слуха лексику;

·Возможность провести интервью с трудноступными для других опросных методов респондентами;

·Возможность получить личную информацию, а также выявить субъективное отношение к исследуемому вопросу;

·Возможность получить качественную информацию по широкому кругу вопросов.

Недостатки глубинного интервью:

· Глубинное интервью достаточно громоздкий и трудоёмкий метод, требующий длительной подготовки и обучения интервьюера;

· Метод глубинного интервью применим лишь на небольшой выборке;

· Проведение глубинного интервью сопряжёно с некоторыми трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации.

Вопрос 16. Наблюдение

Социологическое наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием события, имеет много общего с обыденным наблюдением, с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает явления, события окружающего его мира. В то же время социологическое наблюдение является разновидностью научного наблюдения, которое отличается от обыденного направленностью на достижение определенной цели (преднамеренное получение специфической информации), а также систематичностью, наличием элементов контроля, разработанной процедурой регистрации данных.

В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного, систематического, направленного восприятия и прямой регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования событий. Основное назначение метода – получить информацию, доступную для восприятия наблюдателя, значимую для целей и задач исследования, и зарегистрировать ее.

Наблюдение можно использовать на этапе разработки программы исследования как основной метод сбора информации для изучения многих сфер жизнедеятельности людей в обществе. Чаще всего наблюдение в социологии применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами (например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ – футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации – пожара и т.д.). Кроме того, наблюдение применяют при исследовании поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (поездка на работу, осуществление покупок в магазинах и т.п.), а также для получения информации о так называемых закрытых группах (преступных сообществах, группах "риска" – наркоманах, проститутках и др.).

Вместе с тем имеются и ограничения в применении данного метода. Наблюдаются только те события, которые происходят в период исследования. Прошлые события могут изучаться, если они зафиксированы с помощью средств фото-, видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых событий ограничивает возможности исследователя делать широкие, обобщающие выводы.

Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования. Ведущая задача при составлении программы – опирающаяся на общую концепцию исследования классификация фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию.

Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия.

Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта.

Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению (эмпирически представляет собой проблемную ситуацию).

Единицы наблюдения – акты действий объекта наблюдения (собрание, выступление на нем).

Категории наблюдения представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта. Они могут быть описательными и оценочными.

Описательные категории фиксируют конкретные фактические проявления свойств объекта (в выступлении – изложение фактов, критика действий, предложения). Оценочные категории регистрируют оценку наблюдателем событий, явлений (реакция аудитории в ходе выступления – положительная, отрицательная, нейтральная).

Для регистрации признаков наблюдения используется специальный методический документ – карточка наблюдателя. Для того чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу, план его осуществления. В программе должны быть определены следующие основные моменты наблюдения:

·1. Цель и задачи. Цель задает направленность наблюдения. В зависимости от цели исследования задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка на объект наблюдения (состав наблюдаемой совокупности, группы, специфика их деятельности, особенности социальной ситуации и т.п.), получение нужной для исследователя информации, выдвижение предварительных гипотез и их проверка и др.

·2. Объект и предмет наблюдения.

·3. Способ (вид) наблюдения.

·4. Способы регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Результаты наблюдения могут быть зарегистрированы в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, блокнотах, в звуко- и видеозаписях, кино- и фотодокументах.

·5. Контроль наблюдения.

·6. Обработка и интерпретация полученной информации. Они могут осуществляться как традиционными методами (логическим обобщением полученных эмпирических данных, формулированием выводов и т.п.), так и методами обработки массивов полученной информации с помощью компьютера. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.

·7. Отчет о результатах наблюдения. Он должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения, информацию о виде наблюдения и роли наблюдателя, характеристику цели и задачи наблюдения, рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются его сроки и этапы, виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным лицам, организациям.

Для систематизации видов наблюдения используются различные основания.

По степени формализованности различают нестандартизированное (неструктурированное) и стандартизированное (структурированное) наблюдение.

Нестандартизированное наблюдениеслабо формализовано; обычно только в общих чертах определяется объект изучения. Этот вид наблюдения применяется, как правило, в разведывательных поисковых исследованиях. Для стандартизированного наблюденияхарактерна высокая степень формализации. Эго касается как четкого определения объекта, предмета наблюдения, так и фиксации результатов в специально разработанных документах, бланках наблюдения.

Стандартизированное (структурированное) наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации в исследовании и как способ проверки данных, полученных другими методами или в результате их дополнения. Разумеется, проведение такого наблюдения возможно лишь тогда, когда есть достаточная информация об изучаемом объекте, предварительно стандартизированы категории, применяемые в процессе наблюдения, определены и отражены в разработанном инструментарии исследования подлежащие наблюдению факторы.

По степени участия наблюдателя в ситуации наблюдения выделяют невключенное (внешнее) и включенное наблюдение.

При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта, является внешним наблюдателем. Он не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам; он как бы отстранен от них, только регистрирует происходящее с позиций цели и задач исследования. При включенном наблюдении наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемую ситуацию (процесс), находится в прямом контакте с исследуемыми индивидами, их группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности. Так, американский социолог У. Уайт, для того чтобы изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии, прожил среди них три с половиной года, став полноправным членом группы, полностью разделяя их образ жизни.

По условиям организации наблюдение делят на полевое и лабораторное.

Полевое наблюдение осуществляется в естественных, обычных условиях: в помещении для собрания, в цехе, учебной аудитории и т.д. Привычность обстановки, в которой изучаются наблюдаемая группа, индивиды, многое дает для правильного понимания ситуации, поведения, действий наблюдаемых. Большинство социологических наблюдений проводится в форме полевого наблюдения. Лабораторное наблюдениеосуществляется в искусственно созданных исследователем и контролируемых им условиях.

Регулярность проведения позволяет выделить систематическое и несистематическое наблюдение.

При несистематическом наблюдении фиксируют изучаемые явления, события при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временны́х интервалах или по различным этапам их протекания. Систематическое наблюдение проводят регулярно в течение определенного периода, вследствие чего оно позволяет выявить динамику исследуемых процессов. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение (наблюдения), проводимое в циклическом режиме. Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей исследовательской деятельности.

 

Вопрос 17. Эксперимент

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...