Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 18. Опросные методы в социологии.




Опрос — это социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них, то есть источником информации является человек.

Специфика социологического опроса

Первая черта. Большое число опрошенных.

Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя. Первая отличительная черта научного опроса — количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы.

Вторая черта. Социологов интересует социальные типы личности.

Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого, которое он может интерпретировать в нужном для себя свете.

Социолог же, опрашивающий множество людей, напротив, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статистически, — взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности.

Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Третья черта. Социолога интересуют характеристики сознания личности

Опрос незаменим в тех ситуациях, когда изучаются содержательные характеристики массового или индивидуального сознания, социальных или межличностных отношений, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.

Например, сложно по поведению человека оценить как он оценивает качество медицинских услуг и относится в целом к системе здравоохранения

С помощью опроса получают информацию о потребностях, интересах, мотивации, настроениях, ценностях, убеждениях людей.

Четвертая черта – способность опросов выявлять скрытое

Ученый нередко так хитро, умно и дальновидно строит свои вопросы, что выведывает у респондента то, в чем он сам стеснялся признаться себе, о чем не задумывался и никогда не спрашивал себя. К тому же ему не надо выглядеть очень умным и грамотно формулировать свои мысли, вопросы кажутся ему легкой и незатейливой игрой: отвечая на каждый просто и односложно, респондент в конце получает целостную картину — своеобразный автопортрет.

Например, вряд ли среднестатистический гражданин просыпаясь по утрам думает, а изменилось ли мое доверие тому или иному политику, он об этом не думает. А социолог, грамотно формулируя вопросы способен эту информацию выявить.

Пятая черта - универсальность

Три основных смысла / направления этой универсальности:

Во-первых, тематическая широта: Спрашивать можно буквально обо всем. Социологов интересуют самые разнообразные аспекты жизнедеятельности людей. Ведь в качестве предмета этой науки обозначено процессы и результаты взаимодействия людей в обществе. Это тематика от отношения населения к космической программе государства до сугубо личных семейных тем и отношения к сексуальным меньшинствам.

Во-вторых, широта охвата социальных слоев населения. Социолого может работать над проблемами, носителями которых могут выступать самые разнообразные социальные общности, группы и слои: бомжи, инвалиды, творческая интеллигенция, бюрократ и успешные бизнесмены.

В-третьих, под универсальностью можно понимать некую унификацию результатов исследования. Каждый исследователь стремится сделать результаты своей работы не только, по возможности, точными, но и типовыми, что предоставляет возможность сопоставления результатов как во времени, так и в пространстве.

Шестая черта – специально обученные интервьюеры

Чтобы реализовать успешный опрос необходимо достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Это очень важно в условиях постоянно меняющийся социально-политической ситуации в стране

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

анкетирование целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

интервьюирование предпочтительнее в следующих отношениях:

·вопросов без ответов при нем практически не бывает;

·неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

·имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

Главный недостаток метода интервьюирования – его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

Итак, как мы видим основное различие этих двух видов опросов заключается в присутствии или отсутствии личного контакта респондента и интервьюера. Это отражено в специальном термине

Эффект интервьюера. В самом общем виде Так обозначают все те явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов, получаемых при опросе.

С появлением первых массовых социологических опросов исследователи стали выражать тревогу по поводу ошибок, привносимых опрашивающими в результаты интервью. Однако до конца 1920-х - начала 1930-х годов никто не акцентировал внимание на таких ошибках. Первым научным исследованием на тему эффекта интервьюера можно считать работу Стюарта Райса, опубликованную в 1929 г. В ней автор наглядно продемонстрировал опасность смещений, вызываемых личностью интервьюера, и привлек внимание к необходимости их нейтрализации. С этих пор так или иначе проблемой эффекта интервьюера занимались многие исследователи-практики. Свою основную задачу они видели в том, чтобы сделать так, что интервьюеры не будут влиять на качество информации, добываемой ими в ходе исследования.

Эффект интервьюера действует в двух основных направлениях: положительный и отрицательный.

Положительный:

способности расположить респондента к беседе и получить больше информации по изучаемой проблеме.

Представим ситуацию: в опроснике есть вопрос «Как Вы оцениваете качество ремонта дорог в Вашем городе». И есть респондент, который не имеет автомобиля и может ответить на этот вопрос исходя только из опыта поездок на общественном транспорте. Если это анкета, он просто затруднится ответить, а интервьюер может уточнить, почему и в и тоге они смогут заполнить графу другое

способность разъяснить технологию заполнения сложных вопросов

сложные табличные формы или сложная система фильтров и переходов в анкете может привести к тому, что респондент просто бросит заполнять опросный лист, а живой интервьюер поможет разобраться в технических сложностях заполнения анкеты.

Отрицательные можно разделить на прямые и опосредованные, или осознанные и неосознанные:

прямые: связаны с интерпретативной деятельностью интервьюеров (субъективное истолкование ответа, «формирование собственного текста», разного рода подсказки, комментарии и прочие дополнительные речевые включения спонтанного происхождения);

Чем можно это объяснить?

Во-первых, интервьюер истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие его собственным убеждениям и в таком виде фиксирует ответ.

Респонденту задают вопрос пойдете ли вы на выборы, он не может сформулировать почему. Интервьюер также не собирается пойти на них и сам считает, что они неэффективны. Приписывает такой же ответ своему респонденту.

Во-вторых, «стереотип узнавания» — после нескольких проведенных опросов интервьюер приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу испытуемых тот относится, и как люди данной категории обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может фиксировать не столько то, что реально отвечает респондент, сколько то, что он заранее предполагал услышать.

Например, проведя уже 20 интервью интервьюер заметил закономерность: чем моложе респонденты, тем меньше они времени тратят на сон и испытывают субъективное ощущение усталости и нехватки сна. И если он опрашивает молодую девушку он как бы за нее заполняет ответ, якобы предугадывая его. А на самом деле она может оказаться жуткой лентяйкой, которая спит по 10 часов в сутки…

опосредованные: связаны с коммуникативной природой интервью и влиянием социально-демографических, психологических и поведенческих особенностей интервьюеров на процесс формирования ответов респондентами.

Это влияние часто не осознается интервьюером и проявляется в разнообразных косвенных, неявных формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, короче говоря, в том психологическом и поведенческом контексте интервью, который называют невербальным общением.

По численности:

·индивидуальное;

·групповое.

По месту проведения:

·по месту жительства;

·по месту работы;

·в целевых аудиториях (выставках, театрах, торговых центрах и т. д.).

По способу доставки:

·раздаточное;

·почтовое (почтовый опрос, при котором анкета рассылается по почте);

·прессовое (прессовый опрос, при котором анкета публикуется в газетах, журналах);

·факсовый опрос;

·интернет-анкетирование (анкета рассылается по электронной почте, либо заполняется on-linе на различных ресурсах).

По степени участия анкетера:

·в присутствии анкетера;

·в отсутствии анкетера (почтовое, прессовое, Интернет-анкетирование).

Классификация интервью предполагает учет ряда критериев.

в зависимости от места проведения выделяют виды интервью:

·по месту жительства;

·по месту работы;

·в общественных местах, на улице;

·в целевых аудиториях (торговых центрах, выставках, учреждениях культуры, образования, спорта и т. д.).

По степени свободы и технике проведения интервью подразделяются на:

· нестандартизированное / неформализованное / неструктурированное (определяется тема, круг проблем; интервьюер свободен в последовательности и формулировке вопросов, респондент свободен в форме ответов);

· стандартизированное / формализованное / структурированное (используется опросный лист/бланк интервью, необходимо строго его придерживаться; респондент свободен только в выборе варианта ответа). такое интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью. К стандартизированному интервью прибегают, когда нужно получить в виде результата исследования количественные параметры изучаемого явления.

 

По числу интервьюируемых выделяют виды интервью:

· индивидуальное;

· групповое, в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер. Разновидностью группового интервью является фокус-группа.

По способу общения выделяют виды интервью:

·– личное (это интервью face-to-face, оно может быть самым разным по задачам, степени свободы и т. д. Его главные достоинства – в возможности отслеживания социально-психологических реакций респондента. Оно позволяет при необходимости обеспечить репрезентативность при массовых опросах);

·– телефонное (включая мобильные конференции) (опосредованный тип интервью, характеризуется оперативностью, экономичностью, гибкостью в организации, возможностью обеспечить репрезентативность выборки; имеет ограничения, обусловленные особенностями телефонной связи);

·– онлайн-интервью (опосредованный тип интервью, реализуется через скайп, социальные сети, видеоконференции и др.; обеспечивает доступ к респонденту вне зависимости от его территориального размещения; ограниченные возможности связаны со спецификой Интернет-коммуникации).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...