Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 21. Анализ документов как метод эмпирической социологии.




Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Они содержат сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, групп населения и

С документами социолог сталкивается в самом начале абсолютного большинства исследований независимо от того, какие методы он будет использовать при сборе первичной информации. На этой стадии документы, как правило, представляют собой не объект самостоятельного социологического исследования, а лишь вспомогательный источник информации.

Документ - предмет, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации.

Некоторые правила:

1. Первичные данные надежнее вторичных, а официальные – неофициальных.

2. Мнения и оценки менее достоверны, чем факты.

3. Важно выяснить подлинность документа.

4. Важно выяснить историю происхождения документа (какими намерениями руководствовался их составитель, методполучения исходных данных (из «первых рук» или из неопределенного источника, была ли это запись по «свежим следам» или спустя какое-то время и др.)

Функции документов

К информационным функциям можно отнести:

Функцию протоколирования, т. е. в документе осуществляется фиксация объективных и субъективных событий по мере их появления, развития, изменения. Это позволяет исследователю изучать события, участником которых он не был, рассматривать объект в динамике.

Функцию хранения информации. В документе осуществляется закрепление информации, что позволяет преодолеть порог памяти людей.

Функцию передачи информации. Документ выступает инструментом трансляции знаний, опыта, норм, ценностей и т. д.

Ко второму блоку – социорегулятивным функциям – относятся:

Функция нормативной регуляции. В документах фиксируются нормы, регламентирующие поведение человека. Для исследователя это важная информация о нормативном (правовом, институциональном, нравственно-этическом) регулировании человеческой деятельности, его содержании, механизмах. Более того, любой документ – не только продукт социальных отношений, но и способ воздействия на них. Практически любые типы социального взаимодействия опосредованы документами.

Коммуникативная функция. Документы выступают средством информационного обмена.

Организационно-управленческая функция. Документ является инструментом управленческой деятельности, он упорядочивает отношения между ее субъектами.

К блоку социокультурных функций обычно относят:

Общекультурную функцию, фиксирующую способность документа передавать и воспроизводить традиции культуры, общекультурные и эстетические ценности, обычаи, нормы, стандарты и ритуалы, свойственные определенной социальной среде и эпохе.

Историко-культурную функцию. Ее можно выделить отдельно, поскольку документ, являясь историческим источником, позволяет воспроизвести историческую ткань событий. Для исследователя документ – важное свидетельство эпохи.

Документы подразделяются по различным основаниям:

По статусу: официальные (правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики и т.д.) и неофициальные (личные материалы, материалы прессы, письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.).

По способу фиксации информации: текстовые документы (рукописные и печатные - официальная документация, книги, журналы, личные документы и т.д.), иконографические документы (видео-, кино-, фотодокументы, картины), фонетические документы (цифровых (электронных, мобильных, прочих устройствах) и аналоговых (грампластинках, магнитофонных лентах и т. д.).), статистические данные (сборники органов статистики, информация представлена в виде цифр).

По степени персонификации различают личные и безличные документы. Личные документы касаются отдельного, конкретного человека и, как правило, заверены подписями должностных лиц. Это карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, характеристики, рекомендательные письма, заявления и др. Безличными считаются документы, не касающиеся отдельных лиц, а содержащие информацию общего характера. Это протоколы, постановления, коммюнике, стенограммы, данные прессы, архивов, документы учреждений, организаций и др.

По целевому назначениюнеспровоцированные / наличные документы, созданные независимо от исследователя, т.е. все документы, существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования (связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д.), и спровоцированные / целевые т.е. подготовленные в точном соответствии с программой и задачами социологического обследования – ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнение и поведение респондентов и экспертов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по инициативе, заказу исследователей; собранную и обобщенную статистическую или вербальную информацию.

Анализ документов - совокупность специфических исследовательских приемов, применяемых для извлечения информации из документальных источников, необходимой для решения поставленных в социологическом исследовании задач.

Традиционный (классический) метод анализа документов - это метод качественного анализа, в ходе которого интерпретируются те или иные тексты, анализируется информация, содержащаяся в документах.

Этот метод используют:

1) при анализе уникальных документов, где главной целью является всесторонняя содержательная интерпретация документального материала;

2) если анализ документа предполагает описание сложных явлений;

3) если документальных данных не хватает для массовой обработки либо сами данные нерепрезентативны.

Традиционный анализ документов направлен на осмысление и понимание содержания документальных источников (кинолент, решений и протоколов заседаний официальных органов, летописей и т.д.). Главная цель такого исследования - всесторонняя содержательная интерпретация материала.

Ограничения качественного анализа документов:

субъективизм исследователя: установки, интересы, сложившиеся стереотипы в отношении предмета анализа могут серьезно повлиять на результаты анализа. Их причинами могут быть либо психологические особенности исследователя (недостаточная устойчивость внимания, памяти, утомляемость), либо неосознанные психологические реакции на содержание документа (пропуск «неприятных» моментов, выделение «приятных»)

невозможность анализа больших объемов информации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...