Комментарий. Дополнительная информация. Глава 5 техники опровержения: мягкие. Оспаривание в состоянии релаксации. Принципы
Комментарий
С большей частью наших клиентов обусловливание избегания происходит естественным образом после того, как они опробовали обусловливание отвращения-отстранения, когда они начинают в условной последовательности мыслить реалистически, для того чтобы уйти от негативных стимулов. Дополнительная информация
Основополагающие принципы обусловливания избегания были установлены много лет назад. Селигман и Джонсон (Seligman and Johnson, 1973) делали акцент на когнитивных компонентах. Работы некогнитивной направленности: Azrin, Huchinson, and Hake (1967), de Villiers (1974), Foree and Lo Lordo (1975), Garcia and Koelling (1966), Herrnstain (1969), Hineline and Rachlin (1969), Kamin (1956), Kamin, Brimer and Black, (1963), Mowrer and Lamoreaux (1946), Richie (1951), Sidman (1953, 1966), Solomon (1964), Solomon and Wynne (1954, 1956), Turner and Solomon (1962). Недавно бихевиористы стали утверждать, что научение когнитивному избеганию может иметь для пациентов негативные последствия. Подавление может вызвать обратный эффект (Hayes, 1995; Hayes, Strosahl, & Wilson, 1996; Hayes & Wilson, 1994; Hayes, Wilson, Gifford, Follette & Strosahl, 1996). Глава 5 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: МЯГКИЕ
В предыдущей главе были описаны техники оспаривания, которые призваны увеличить уровень психического возбуждения клиента. Высокоэмоциональное опровержение может быть эффективно применительно убеждений определенного типа, особенно когда оно возбуждает гнев клиента против собственных иррациональных убеждений. Агрессивная или ассертивная атака депрессивных или пассивных мыслей помогает клиентам изменить не только свое мышление, но и эмоции, которые его сопровождают. Но иногда более эффективным оказывается объединение с идеями клиента спокойных эмоций. Низкоэмоциональные техники, например, спокойное оспаривание в расслабленном состоянии, могут снизить сильное возбуждение клиента и осуществить изменение убеждений более мягким
образом. Убеждения, вызывающие тревогу, часто гораздо лучше менять в расслабленном состоянии. Теоретически предполагается, что мягкое опровержение снижает тревогу клиента, в то время как агрессивное ее увеличивает. В состоянии релаксации иррациональное убеждение подвергается воздействию как противоположной мысли, так и противоположной эмоции, которые становятся двумя активными компонентами терапии. В этой главе описано, как обучить клиента использовать спокойные эмоции для опровержения своих убеждений. ОСПАРИВАНИЕ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ Принципы
Наиболее распространенный тип мягкого опровержения задействует релаксационный тренинг. Сначала клиентам даются инструкции по одному или нескольким способам релаксации, а затем применяются техники опровержения. Наиболее существенным элементом в использовании данной техники является уверенность в том, что клиент остается расслабленным на протяжении всей процедуры. В этой технике провоцирующие тревогу стимулы сочетаются с релаксацией, что тормозит условную реакцию тревоги. Это похоже на обратное обусловливание — процедуру, которая связывает позитивный и негативный стимулы так, что позитивный замещает негативный. Для того чтобы процедура прошла успешно, положительный стимул должен быть сильнее отрицательного. Это достигается постепенным введением клиента в событие, вызывающее страх. Схематически негативные и позитивные условные реакции выглядят следующим образом:
УС- ____________________________________УР-
УС+ ____________________________________ УР+
После связывания сильного УС+ с более слабым УС- мы имеем: УС ------------------------------------------------------------------ УР+
В традиционном подходе к обратному обусловливанию УС-состоит из серии вызывающих тревогу образов, которые организованы в ступенчатую иерархию. Эти образы связываются с расслаблением, пока реакция релаксации не замещает реакцию тревоги.
Когнитивное реструктурирование модифицирует эту проце-ДУРУ> десенсибилизируя не образы, а мысли клиента, таким образом снижая или сводя на нет негативные эмоции, связанные с ними. Образы используются только для создания контекста, или фона, для визуализации различных убеждений. Метод 1 1. Сначала клиент упражняется в одном или нескольких методах расслабления. К ним относятся стандартная релаксация, прикладная релаксация, снижение показателей КГР, ЭМГ, сердечных сокращений, белый и розовый шум, сценарии расслабления альфа-тета, звуки природы, самогипноз (см. Дополнительную информацию). 2. Постройте иерархию иррациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Расположите их по степени вызываемого страха или по силе приверженности этим мыслям. 3. Попросите клиента представить наименее провокационную мысль из иерархии. Когда она возникнет в уме отчетливо, начинайте глубокое мышечное расслабление. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока напряжение клиента не вернется к нулевому уровню, указывая на то, что мысль больше не вызывает тревогу. Например: «Теперь, пожалуйста, представьте следующую мысль в вашей иерархии. Нарисуйте ее в уме так ясно, как только вы можете. Если хотите, вообразите какую-нибудь конкретную ситуацию из прошлого, в которой у вас чаще всего появлялась эта мысль. Продолжайте думать об этом, пока мысль не станет совсем отчетливой. Дайте мне об этом сигнал правой рукой... Хорошо, стоп! Теперь расслабьтесь, как я вас учил, и расслабляйтесь до тех пор, пока вам снова не станет комфортно. Сообщите мне об этом. (Вместо сигнала рукой могут использоваться данные биологической обратной связи или вербальное сообщение. ) Теперь повторите это еще раз, пожалуйста. Пусть мысль возникнет у вас в уме, станет отчетливой, и тогда расслабляйтесь. Можете представить сцену, в которой у вас, вероятнее всего, будут такие мысли, если вам это поможет, но сцена должна отличаться от той, что использовалась вами ранее». 4. Продвигайтесь по иерархии клиента, пока его тревога относительно всех ее компонентов не станет равной нулю. 5. Запишите процедуру на аудиокассету, чтобы клиент мог упражняться дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|