Комментарий. Дополнительная информация. Скрытое угасание. Принципы. Поведенческая практика in vivo. Скрытый. Угасание убеждения
Комментарий
Несмотря на то что многие клиенты заметно выигрывают от тренинга воображения преодолевающих утверждений, эти утверждения в конечном итоге должны быть испытаны на практике. В обратном случае клиент может отказаться от техники, оправдываясь, например, тем, что: «Это здорово, конечно, так думать, но я так и не сходила в магазин». Мы не утверждаем, что вы должны давить на клиента, чтобы он тренировался со своим сценарием на практике до тех пор, пока не будет повторять его про себя во всех ситуациях. Это только усилит тревогу и увеличит вероятность неудачи. Дополнительная информация
Первые сведения о преодолевающих утверждениях смотрите у Cautela (1971b), Goldfried (1971), Suinn and Richardson (1971). Более тщательная разработка стоящей за техникой теории проделана Lazarus, Kanner, and Folkman (1980), Mahoney (1993b), Mahoney and Thoresen (1974), Meichenbaum (1975, 1977, 1985, 1993). Cannon (1998) разработал разновидность техники совладания, основанную на мысленном повторении с использованием гипноза. Существует также масса литературы по самоэффективности (Bandura, 1977а, 1977b, 1978, 1982, 1984, 1995, 1997; Bandura, Adams, Hardy, & Howells, 1980; Bandura, Reese, & Adams, 1982; Bandura & Shunk, 1981; Teasdale, 1978). Дополнительную информацию относительно отличий воображения совершенного исполнения и представления преодоления ищите у Mahoney and Arnkoff (1978), Richardson (1969), Singer (1974, 1976, 1995). СКРЫТОЕ УГАСАНИЕ
Принципы
Согласно теории классического обусловливания, фобия у клиента формируется в результате его столкновения с пугающим событием. Любые стимулы, присутствовавшие со страхом в одно и то же время, могут стать условными и приобрести способность вызывать тревогу. Например, как-то у одного клиента возникли трудности с дыханием, когда он вел машину во время длительного путешествия, потому что происходила утечка угарного газа из выхлопной системы внутрь салона. Затрудненное дыхание вызвало сильную тревогу (БУР). После того как он обнаружил утечку, он починил машину, но нервничал (УР) всякий раз, когда был за рулем, пока в конце концов не бросил вождение совсем. Вот как выглядит его фобия схематически:
УЗ-
Как может быть устранен этот условный рефлекс? Даже то, что клиент не водил машину несколько месяцев, не избавило его от тревоги, она снова овладевала им, когда он был вынужден ехать пассажиром в чужой машине. Его условную тревогу не так-то легко было ликвидировать. Теоретически, если бы он продолжал водить машину с УС, но без предъявления БУС, его тревога постепенно бы исчезла. Это называется угасанием. Но из-за того что он избегал садиться за руль, ассоциация УС-БУС просто не имела возможности угаснуть. Чтобы помочь этому клиенту, мы использовали скрытое угасание. Клиент представлял, что он водит машину без трудностей с дыханием, так долго, пока он не смог воображать эту сцену, не испытывая при этом тревоги. После многодневной практики повторения этой сцены в своем воображении он снова смог сесть за руль, и настоящее угасание привело к элиминации его фобии. Представление клиентом УС в отсутствие БУС — ключевой момент в технике скрытого угасания. Угасание может стереть предшествующую ассоциацию или новый опыт сместит старый, какое бы объяснение ни было правильным, процедура может помочь клиенту избавиться от фобии. Убеждения так же, как и внешние стимулы, могут стать условными для какого-либо травматического события. Таким образом, любая мысль, появляющаяся во время сильной тревоги, может стать УС, который сам по себе будет впоследствии вызывать страх. Поэтому скрытое угасание может применяться для диссоциации мыслей и их эмоциональных компонентов.
Метод 1. Поведенческая практика in vivo
Пусть клиенты тренируются с пугающим их событием до тех пор, пока не произойдет угасание страха. Терапевт при этом должен быть уверен, что БУС не повторится.
Метод 2. Скрытый
Пусть клиент мысленно представит, что он выполняет вызывающую страх деятельность без каких-либо неприятных последствий.
Метод 3. Угасание убеждения
1. Составьте список мыслей, которые стали у клиента ассоциироваться с источником тревоги. 2. Пусть клиент представит, как в различных ситуациях, но без негативной эмоциональной реакции, у него появляются эти мысли. 3. Клиенту может понадобиться повторить опыт несколько сот раз, чтобы мысли больше не создавали УР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|