Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования по изучению тем в рамках самостоятельной работы




При организации самостоятельной работы студентам очной формы обучения на базе среднего профессионального образования рекомендуется обратить внимание на следующие темы: «Информационное общество и право», «Технология работы в справочных правовых системах», «Правовая информатизация».

Информационное общество и право

В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, выделяют несколько этапов в развитии информаци­онных технологий, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества. Следует уяснить осо­бенности каждого из этапов развития информационных технологий.

Важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования гло­бального информационного общества, признана Хартия глобального ин­формационного общества (22 июля 2000 г., Окинава). Студенты должны проанализировать основные принципы вхождения государств в инфор­мационное общество, установленные в Хартии.

С повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегриру­ющим понятием информация — информатики, кибернетики, теории ин­формации, генетики и др.

Студентам следует проанализировать различные подходы к опреде­лению правовой информатики как науки. Необходимо проследить связь правовой информатики с другими науками: с кибернетикой (наукой о зако­номерностях управления сложными динамическими системами) и особен­но правовой кибернетикой — наукой, изучающей особенности процессов управления в правовой сфере, с семиотикой, лингвистикой, когнитивной психологией, математикой, техническими науками, теорией информации и др. Следует знать, что юристу дает знание правовой информатики с точки зрения знаний и практических навыков.

Студенты должны проанализировать подходы к определению инфор­мации различными науками. Следует раскрыть, в чем суть антропоцен­трического подхода к определению информации, который широко исполь­зуется в правовых и общественных науках, российском законодательстве. Раскрывая недетерминированный подход к определению понятия инфор­мации, студенты должны охарактеризовать общие свойства информации.

Для уяснения видов информационных процессов студенту необходимо в первую очередь проанализировать положения Конституции РФ (ст. 29) и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», рассмотреть действующие объективные законы в области производства, использования и распространения информации. Говоря об информационных процессах и различных формах их органи­зации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации.

Студенты должны понимать различие широкого подхода к опреде­лению информационной системы правовой информатикой и подхода к определению информационной системы в российском законодательстве как объекту правоотношений. Необходимо рассмотреть правовую систему в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) как информационные системы. Следует раскрыть содержание требований, предъявляемых к информационным системам: эффективность, качество функционирования, надежность, безопасность. Необходимо знать различные основания классификации информационных систем и уметь классифицировать системы по территориальному призна­ку, по сфере применения, по видам юридической деятельности, по видам обрабатываемой социально-правовой информации, по виду используемых технических и программных средств, по требованию к уровню подготов­ки пользователей, по характеру обработки используемой информации.

Студенты должны понимать назначение и различие таких автоматизи­рованных информационных систем, как автоматизированные информаци­онно-поисковые или информационно-справочные системы, экспертные си­стемы (ЭС) и системы поддержки принятия решений, автоматизированные рабочие места (АРМ), автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО), ситуационные центры.

Раскрывая систему методов правовой информатики, следует особо вы­делить системный подход. Для изучения разнообразных социально-право­вых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования. Студенты должны знать наиболее распростра­ненные виды моделей, этапы процесса моделирования. Следует раскрыть содержание метода единства прямой и обратной информационной связи (кибернетический метод), который играет огромную роль в информацион­но-правовой деятельности. Необходимо объяснить суть метода формализа­ции и его направления — формализации правовой нормы. Формализация и моделирование информационных процессов связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информацион­ных системах. Поэтому правовая информатика тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук. Следует понимать, как математические методы, специфически преломляясь в теории права, обогащают и усиливают методы правовой науки.

 

Технология работы в справочных правовых системах

При изучении этой темы необходимо усвоить принципы системати­зации и структуризации информации в СПС, способы отображения под­структур российского законодательства. Особое внимание следует уделить тематическому классификатору и классификатору ключевых понятий, их структуре, составу и назначению.

Необходимо уяснить назначение, функции и средства СПС как про­граммных средств для создания, ведения и поиска правовых документов.

Далее следует сосредоточить свое внимание на изучении системы рек­визитов, описывающих документ, а также прочих полях карточки поиска, используемых в СПС для поиска документов.

Следующим этапом изучения СПС является освоение средств пои­ска документов. При этом особое внимание следует уделить выбору вида поиска: по тематическому классификатору, по ключевым понятиям, по реквизитам, полнотекстового — в зависимости от стоящей перед поль­зователем задачи.

Самое пристальное внимание следует уделить формированию запроса как логического выражения. Поэтому необходимо вспомнить такие по­нятия математической логики, как логическая переменная, логические операции, структура логического выражения.

Особое внимание следует уделить сохранению найденной информа­ции, а именно ведению тематических электронных папок документов, установке в текстах документов электронных закладок, что обеспечит простой и быстрый доступ к необходимой информации. Поэтому сле­дует изучить структуру хранения папок и закладок, а также средств их создания и использования.

Поскольку в юридической практике часто возникает необходимость привести выдержку из нормативного правового акта, следует обратить внимание на средства передачи информации из документа СПС в документ, подготавливаемый в каком-либо текстовом редакторе, например М8 \Уогс1.

Для решения конкретных практических задач следует обратить вни­мание на аппарат гиперссылок, обеспечивающих переход к связанному документу. Необходимо уяснить систему связей между документами, уметь классифицировать связи на прямые и обратные, явные и неявные. Студент должен уметь для найденного документа построить список тематически связанных с ним документов. Для конкретных нормативных правовых актов или их фрагментов студент должен уметь построить список свя­занных с ними судебных решений, комментариев законодательства и на­учных статей.

Проводя анализ документа, студент должен продемонстрировать вла­дение средствами сравнения редакций документов, поиск источника офи­циального опубликования.

Также следует изучить дополнительные возможности СПС: словари юридических терминов, онлайновые сервисы, аналитические подборки и материалы.

 

Государственная информационная политика

Студенты должны понимать, что при отсутствии четкости в проведении государственной политики в области формирования российского информа­ционного пространства, развития системы массовой информации, органи­зации международного информационного обмена и интеграции информа­ционного пространства России в мировое информационное пространство создаются условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена. Ухуд­шается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон может быть нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифици­рованных специалистов. В связи с этим разработка государственной ин­формационной политики является необходимым условием формирования информационного общества.

В Российской Федерации накоплен известный опыт выработки госу­дарственной политики в области развития информационной сферы.

Студентам необходимо проанализировать положения Окинавской хартии глобального информационного общества[6], Стратегии развития информационного общества в России, утвержденной Президентом РФ[7], Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»[8], Федеральной целевой программы «Электронная Россия», Концеп­ции правовой информатизации[9].

Следует знать и понимать основные направления государственной по­литики в информационной сфере, содержащиеся в Стратегии развития информационного общества в России и Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Естественно, правовой основой регулирования отношений в информа­ционной сфере является разработка и принятие информационного зако­нодательства. В настоящее время сформирован большой массив законо­дательства в области регулирования информационных отношений, в том числе федеральные законы «Об информации, информационных техноло­гиях и защите информации», «О персональных данных», «Об электронной подписи», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госу­дарственных органов власти и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О го­сударственной тайне», «О коммерческой тайне».

Правовая информатизация

Изучая вопросы правовой информатизации, студентам следует обра­титься к Концепции правовой информатизации, разработанной в целях активизации процесса создания государственных правовых информацион­ных систем и утвержденной Указом Президента от 28 июня 1993 г. № 966.

Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 в реализации этой концепции была утверждена Президентская программа «Правовая ин­форматизация органов государственной власти Российской Федерации».

Изучая вопросы информатизации правотворческой деятельности, сту­дентам следует проанализировать информационные решения по обеспече­нию деятельности законотворческих органов, особенно Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ.

Рассматривая законотворческую деятельность субъектов Федерации необходимо помнить о роли Министерства юстиции РФ не только в обес­печении информатизации регионов, но и контроле за развитием законо­дательства субъектов Федерации. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых ак­тов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Кон­ституции РФ и федеральным законам. Студенты должны познакомиться с информационными системами, позволяющими реализовать указанные функции.

Изучая вопросы информатизации деятельности судов в Российской Федерации, необходимо знать назначение и функции ГАС «Правосудие».

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ про­блем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной си­стемы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской.

Федерации (АСИО-Прокуратура). Студенты должны знать цели создания АСИО-Прокуратура и ее основные функции.

Информатизация органов внутренних дел призвана оптимизировать деятельность этих органов на основе научной организации сведений о состоянии преступности и общественного порядка, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах.

Изучая информационное обеспечение органов внутренних дел, необхо­димо понимать место в них учетов, которые используются для регистра­ции первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, экспертно-криминалистических централизованных коллекций и картотек, которые ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и рас­следования преступлений.

Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для под­готовки и проведения выборов и референдума. Так, в целях улучшения информационного обеспечения избирательной системы России, сокраще­ния сроков подведения итогов голосования, снижения затрат на прове­дение избирательных кампаний разработана и создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». 10 января 2003 г. принят Федеральный закон «О Государственной автоматизиро­ванной системе "Выборы"», основные положения которого должны быть проанализированы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...