Рекомендации для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования по изучению тем в рамках самостоятельной работы
При организации самостоятельной работы студентам очной формы обучения на базе среднего профессионального образования рекомендуется обратить внимание на следующие темы: «Информационное общество и право», «Технология работы в справочных правовых системах», «Правовая информатизация». Информационное общество и право В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, выделяют несколько этапов в развитии информационных технологий, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества. Следует уяснить особенности каждого из этапов развития информационных технологий. Важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества, признана Хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г., Окинава). Студенты должны проанализировать основные принципы вхождения государств в информационное общество, установленные в Хартии. С повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация — информатики, кибернетики, теории информации, генетики и др. Студентам следует проанализировать различные подходы к определению правовой информатики как науки. Необходимо проследить связь правовой информатики с другими науками: с кибернетикой (наукой о закономерностях управления сложными динамическими системами) и особенно правовой кибернетикой — наукой, изучающей особенности процессов управления в правовой сфере, с семиотикой, лингвистикой, когнитивной психологией, математикой, техническими науками, теорией информации и др. Следует знать, что юристу дает знание правовой информатики с точки зрения знаний и практических навыков.
Студенты должны проанализировать подходы к определению информации различными науками. Следует раскрыть, в чем суть антропоцентрического подхода к определению информации, который широко используется в правовых и общественных науках, российском законодательстве. Раскрывая недетерминированный подход к определению понятия информации, студенты должны охарактеризовать общие свойства информации. Для уяснения видов информационных процессов студенту необходимо в первую очередь проанализировать положения Конституции РФ (ст. 29) и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», рассмотреть действующие объективные законы в области производства, использования и распространения информации. Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Студенты должны понимать различие широкого подхода к определению информационной системы правовой информатикой и подхода к определению информационной системы в российском законодательстве как объекту правоотношений. Необходимо рассмотреть правовую систему в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) как информационные системы. Следует раскрыть содержание требований, предъявляемых к информационным системам: эффективность, качество функционирования, надежность, безопасность. Необходимо знать различные основания классификации информационных систем и уметь классифицировать системы по территориальному признаку, по сфере применения, по видам юридической деятельности, по видам обрабатываемой социально-правовой информации, по виду используемых технических и программных средств, по требованию к уровню подготовки пользователей, по характеру обработки используемой информации.
Студенты должны понимать назначение и различие таких автоматизированных информационных систем, как автоматизированные информационно-поисковые или информационно-справочные системы, экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений, автоматизированные рабочие места (АРМ), автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО), ситуационные центры. Раскрывая систему методов правовой информатики, следует особо выделить системный подход. Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования. Студенты должны знать наиболее распространенные виды моделей, этапы процесса моделирования. Следует раскрыть содержание метода единства прямой и обратной информационной связи (кибернетический метод), который играет огромную роль в информационно-правовой деятельности. Необходимо объяснить суть метода формализации и его направления — формализации правовой нормы. Формализация и моделирование информационных процессов связаны с использованием математических методов, реализующих необходимые вычислительные и логические операции, в том числе и в автоматизированных информационных системах. Поэтому правовая информатика тесно связана с математикой и использует методы различных математических наук. Следует понимать, как математические методы, специфически преломляясь в теории права, обогащают и усиливают методы правовой науки.
Технология работы в справочных правовых системах При изучении этой темы необходимо усвоить принципы систематизации и структуризации информации в СПС, способы отображения подструктур российского законодательства. Особое внимание следует уделить тематическому классификатору и классификатору ключевых понятий, их структуре, составу и назначению.
Необходимо уяснить назначение, функции и средства СПС как программных средств для создания, ведения и поиска правовых документов. Далее следует сосредоточить свое внимание на изучении системы реквизитов, описывающих документ, а также прочих полях карточки поиска, используемых в СПС для поиска документов. Следующим этапом изучения СПС является освоение средств поиска документов. При этом особое внимание следует уделить выбору вида поиска: по тематическому классификатору, по ключевым понятиям, по реквизитам, полнотекстового — в зависимости от стоящей перед пользователем задачи. Самое пристальное внимание следует уделить формированию запроса как логического выражения. Поэтому необходимо вспомнить такие понятия математической логики, как логическая переменная, логические операции, структура логического выражения. Особое внимание следует уделить сохранению найденной информации, а именно ведению тематических электронных папок документов, установке в текстах документов электронных закладок, что обеспечит простой и быстрый доступ к необходимой информации. Поэтому следует изучить структуру хранения папок и закладок, а также средств их создания и использования. Поскольку в юридической практике часто возникает необходимость привести выдержку из нормативного правового акта, следует обратить внимание на средства передачи информации из документа СПС в документ, подготавливаемый в каком-либо текстовом редакторе, например М8 \Уогс1. Для решения конкретных практических задач следует обратить внимание на аппарат гиперссылок, обеспечивающих переход к связанному документу. Необходимо уяснить систему связей между документами, уметь классифицировать связи на прямые и обратные, явные и неявные. Студент должен уметь для найденного документа построить список тематически связанных с ним документов. Для конкретных нормативных правовых актов или их фрагментов студент должен уметь построить список связанных с ними судебных решений, комментариев законодательства и научных статей.
Проводя анализ документа, студент должен продемонстрировать владение средствами сравнения редакций документов, поиск источника официального опубликования. Также следует изучить дополнительные возможности СПС: словари юридических терминов, онлайновые сервисы, аналитические подборки и материалы.
Государственная информационная политика Студенты должны понимать, что при отсутствии четкости в проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство создаются условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон может быть нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. В связи с этим разработка государственной информационной политики является необходимым условием формирования информационного общества. В Российской Федерации накоплен известный опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы. Студентам необходимо проанализировать положения Окинавской хартии глобального информационного общества[6], Стратегии развития информационного общества в России, утвержденной Президентом РФ[7], Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»[8], Федеральной целевой программы «Электронная Россия», Концепции правовой информатизации[9]. Следует знать и понимать основные направления государственной политики в информационной сфере, содержащиеся в Стратегии развития информационного общества в России и Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)». Естественно, правовой основой регулирования отношений в информационной сфере является разработка и принятие информационного законодательства. В настоящее время сформирован большой массив законодательства в области регулирования информационных отношений, в том числе федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О персональных данных», «Об электронной подписи», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне».
Правовая информатизация Изучая вопросы правовой информатизации, студентам следует обратиться к Концепции правовой информатизации, разработанной в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утвержденной Указом Президента от 28 июня 1993 г. № 966. Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 в реализации этой концепции была утверждена Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». Изучая вопросы информатизации правотворческой деятельности, студентам следует проанализировать информационные решения по обеспечению деятельности законотворческих органов, особенно Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ. Рассматривая законотворческую деятельность субъектов Федерации необходимо помнить о роли Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле за развитием законодательства субъектов Федерации. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Студенты должны познакомиться с информационными системами, позволяющими реализовать указанные функции. Изучая вопросы информатизации деятельности судов в Российской Федерации, необходимо знать назначение и функции ГАС «Правосудие». В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской. Федерации (АСИО-Прокуратура). Студенты должны знать цели создания АСИО-Прокуратура и ее основные функции. Информатизация органов внутренних дел призвана оптимизировать деятельность этих органов на основе научной организации сведений о состоянии преступности и общественного порядка, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. Изучая информационное обеспечение органов внутренних дел, необходимо понимать место в них учетов, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, экспертно-криминалистических централизованных коллекций и картотек, которые ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Так, в целях улучшения информационного обеспечения избирательной системы России, сокращения сроков подведения итогов голосования, снижения затрат на проведение избирательных кампаний разработана и создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». 10 января 2003 г. принят Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе "Выборы"», основные положения которого должны быть проанализированы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|