Рекомендации для студентов заочной формы обучения по изучению тем в рамках самостоятельной работы
При организации самостоятельной работы студентам заочной формы обучения рекомендуется обратить внимание на следующие темы: «Информационная безопасность», «Электронный документооборот и электронная подпись». Информационная безопасность В Концепции национальной безопасности РФ (от 10 января 2000 г.) укрепление информационной безопасности названо в числе важнейших долгосрочных задач. Следует знать и понимать цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, представленную в Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г.[10]. Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[11], Законе РФ «О государственной тайне»[12]. Следует понимать, что защита информации требует организации системного подхода; т.е. здесь нельзя ограничиваться отдельными мероприятиями. Системный подход к защите информации требует, чтобы средства и действия, используемые для обеспечения информационной безопасности, — организационные, правовые и программно-технические — рассматривались как единый комплекс взаимосвязанных взаимодополняющих и взаимодействующих мер. Студенты должны знать основные организационные, технические и правовые средства защиты информации.
Электронный документооборот и электронная подпись Электронный обмен данными — это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый. Студенты должна понимать, что, с юридической точки зрения, понятие электронного документооборота отличается от понятия электронного обмена данными. В основе первого лежит легитимность (процессуальная допустимость и доказательственная сила) электронных документов. Поэтому наряду с совершенствованием информационных технологий важную роль в процессе создания инфраструктуры электронного документооборота должна сыграть его законодательная поддержка, суть которой состоит в придании данным, создаваемым и передаваемым электронным способом, юридического статуса документа.
10 января 2002 г. принят Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении определенных условий. Студенты должны понимать, с какой целью в отношения, организованные с использованием электронного документооборота, вводится дополнительная сторона — удостоверяющий центр, к которым предъявляются особые требования. В связи с принятием нового Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» действует только до 1 июля 2012 года. Студенты должны знать различие сфер применения электронной цифровой подписи и электронной подписи, проанализировать особенности использования различных видов электронной подписи (простой, усиленной неквалифицированной, усиленной квалифицированной).
Рекомендации для студентов заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования по изучению тем в рамках самостоятельной работы При организации самостоятельной работы студентам заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования рекомендуется обратить внимание на следующие темы: «Технология работы в справочных правовых системах», «Правовая информатизация».
Технология работы в справочных правовых системах. При изучении этой темы необходимо усвоить принципы систематизации и структуризации информации в СПС, способы отображения подструктур российского законодательства. Особое внимание следует уделить тематическому классификатору и классификатору ключевых понятий, их структуре, составу и назначению. Необходимо уяснить назначение, функции и средства СПС как программных средств для создания, ведения и поиска правовых документов. Далее следует сосредоточить свое внимание на изучении системы реквизитов, описывающих документ, а также прочих полях карточки поиска, используемых в СПС для поиска документов. Следующим этапом изучения СПС является освоение средств поиска документов. При этом особое внимание следует уделить выбору вида поиска: по тематическому классификатору, по ключевым понятиям, по реквизитам, полнотекстового — в зависимости от стоящей перед пользователем задачи. Самое пристальное внимание следует уделить формированию запроса как логического выражения. Поэтому необходимо вспомнить такие понятия математической логики, как логическая переменная, логические операции, структура логического выражения. Особое внимание следует уделить сохранению найденной информации, а именно ведению тематических электронных папок документов, установке в текстах документов электронных закладок, что обеспечит простой и быстрый доступ к необходимой информации. Поэтому следует изучить структуру хранения папок и закладок, а также средств их создания и использования. Поскольку в юридической практике часто возникает необходимость привести выдержку из нормативного правового акта, следует обратить внимание на средства передачи информации из документа СПС в документ, подготавливаемый в каком-либо текстовом редакторе, например М8 \Уогс1. Для решения конкретных практических задач следует обратить внимание на аппарат гиперссылок, обеспечивающих переход к связанному документу. Необходимо уяснить систему связей между документами, уметь классифицировать связи на прямые и обратные, явные и неявные. Студент должен уметь для найденного документа построить список тематически связанных с ним документов. Для конкретных нормативных правовых актов или их фрагментов студент должен уметь построить список связанных с ними судебных решений, комментариев законодательства и научных статей.
Проводя анализ документа, студент должен продемонстрировать владение средствами сравнения редакций документов, поиск источника официального опубликования. Также следует изучить дополнительные возможности СПС: словари юридических терминов, онлайновые сервисы, аналитические подборки и материалы. Правовая информатизация Изучая вопросы правовой информатизации, студентам следует обратиться к Концепции правовой информатизации, разработанной в целях активизации процесса создания государственных правовых информационных систем и утвержденной Указом Президента от 28 июня 1993 г. № 966. Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 в реализации этой концепции была утверждена Президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации». Изучая вопросы информатизации правотворческой деятельности, студентам следует проанализировать информационные решения по обеспечению деятельности законотворческих органов, особенно Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ. Рассматривая законотворческую деятельность субъектов Федерации необходимо помнить о роли Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле за развитием законодательства субъектов Федерации. Функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Студенты должны познакомиться с информационными системами, позволяющими реализовать указанные функции. Изучая вопросы информатизации деятельности судов в Российской Федерации, необходимо знать назначение и функции ГАС «Правосудие».
В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура). Студенты должны знать цели создания АСИО-Прокуратура и ее основные функции. Информатизация органов внутренних дел призвана оптимизировать деятельность этих органов на основе научной организации сведений о состоянии преступности и общественного порядка, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. Изучая информационное обеспечение органов внутренних дел, необходимо понимать место в них учетов, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, экспертно-криминалистических централизованных коллекций и картотек, которые ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Совершенствование компьютерных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи информации явилось важнейшей предпосылкой, обеспечивающей расширение использования АИС, в том числе для подготовки и проведения выборов и референдума. Так, в целях улучшения информационного обеспечения избирательной системы России, сокращения сроков подведения итогов голосования, снижения затрат на проведение избирательных кампаний разработана и создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». 10 января 2003 г. принят Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе "Выборы"», основные положения которого должны быть проанализированы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|