Комментарий. Дополнительная информация. Непатологическое мышление. Принципы
Комментарий
Одна из сложностей в технике скрытого угасания в клинической практике состоит в том, что зачастую бывает очень трудно предотвратить внедрение БУС в мысли клиента. Клиентам тяжело представлять негативную сцену исключительно с нейтральными последствиями. В большинстве случаев скрытое угасание применяется в сочетании с оспариванием или техникой перцептивного сдвига. Дополнительная информация
Каутела был одним из основоположников процедур скрытого угасания (Ascher & Cautela, 1972; Cautela, 1971a; Gotestam & Melin, 1974; Weiss, Glazer, Pohorecky, Brick & Miller, 1975). Родственным является понятие Бека о нейтрализации (Beck, 1967) и техника привыкания Соколова (Sokolov, 1963). Компонент угасания может иметь и глазодвигательная десенсибилизация. Когда старый образ (центральная картина) начинает осознаваться и ассоциироваться с движениями глаз (sciatica eye movement), эмоциональный компонент может быть ослаблен благодаря тому, что первоначальный УС представлен лишь частично и пропускает, таким образом, только парциальную и сильно уменьшенную УР. Однако существует множество других возможных объяснений активного компонента реакции глазодвигательной десенсибилизации (EMDR) (Shapiro, 1995, 1998). Одна из составляющих сформированного скрытого угасания является основным лечением фобий у практиков нейролингвистического программирования. Клиенты представляют, что они смотрят фильм о себе в фобической ситуации. Сцена может варьироваться: представляться в черно-белом изображении, стоп-кадром, прокручиваться назад, перематываться туда и обратно, смотреться из-за проектора и т. д. (Bandler, 1992, 1996; Bandler & Grinder, 1979, 1996; Milliner & Grinder, 1990). Морита-терапия была описана во многих публикациях (Fujita, 1986; Morita & Kondo, 1998; Reynolds, 1976, 1981).
НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Принципы
Когнитивно-реструктурирующая терапия, как и когнитив-но-бихевиоральная терапия в целом, основывает свои техники на экспериментах и положениях теории научения. Во всех многочисленных разновидностях теории научения стараются при описании проблем клиента избегать использования медицинской модели. Тем не менее многие клиенты всем сердцем поддерживают модель заболевания. Эти клиенты рассматривают сильные эмоции как знак неприятного, непонятного состояния, которое они называют болезненным. Поскольку они используют это слово, то, скорее всего, будут проявлять свои эмоции и поступки соответствующим этому ярлыку образом. Сначала они воспринимают себя как эмоциональных инвалидов с расшатанными и больными нервами или немного ненормальными, из-за того что у них возникают столь сильные эмоции. И затем они начинают играть свою партию, исполняя роль пациента со всеми сопутствующими поведенческими и когнитивными проявлениями: пассивностью, беспомощностью и ожиданиями того, что доктор их излечит. Деструктивные эффекты ярлыка «больной», особенно когда он не на своем месте, требуют, чтобы клиент начал бороться с этой мыслью в числе первых. Мягкое оспаривание часто оказывается лучшим средством для изменения патологического навешивания ярлыков.
Метод
1. Составьте основной список центральных убеждений клиента, которые связаны с его негативными эмоциями. 2. Пройдите по каждому убеждению и идентифицируйте все признаки, которые клиент определяет как психологическое расстройство. 3. Подробно объясните неправомерность ярлыка «болезнь» и в каждом убеждении подставьте понятия теории научения. 4. На протяжении всех терапевтических сеансов помогайте клиенту изменять мысли или слова, которые подразумевают заболевание. Обращайте внимание на такие выражения, как «ненормальный», «психически больной», «сумасшедший», «разбалансированный», «разваливающийся на части», «нервный срыв», «странное поведение», «слабый», «больной», «нездоровый», «неустойчивый» и т. д.
5. Замените медицинскую модель моделью социального научения. Обращайтесь с клиентами как со студентами, находящимися под вашим руководством, а не как с пациентами, которых вы лечите. Покажите клиентам, что вы ожидаете от них выполнения домашних заданий, изучения ваших принципов и того, что они будут спорить с вами, если в чем-то не согласны. Поясните, что вы рассматриваете консультации как совместный проект, 50 на 50. Вы даете инструкции, они учатся. Перед тем как начать терапию с невротическими клиентами, я даю им лист бумаги, на котором описано, каким видом терапии я занимаюсь, что я от них ожидаю и что они могут ждать от меня. Вот отдельные выдержки. Мои услуги Как вы знаете, я практикую специфический вид консультирования. Вы и я должны решить, является ли моя терапия для вас наиболее подходящей. Если нет, я помогу вам найти нужную. Помните, что, согласно последним исследованиям, существует свыше 250 различных видов терапии (Corsini, 1981, 1994). Моя философия Я не рассматриваю наше общение как отношения доктор— пациент, друг—доверительное лицо, лидер—ведомый или гуру— послушник; я вижу их как отношения учитель—ученик. Моя работа состоит в том, чтобы передать вам как можно более доступно средства для решения ваших проблем. Ваша задача — использовать эти средства. Мы равноправные партнеры в деле вашего развития. Открытость Поскольку мы являемся партнерами в деле вашего роста, вы имеете право знать, что я делаю, почему я это делаю, сколько это займет времени и что я думаю о причинах ваших проблем и вариантах их решения. Я не колдун, который пользуется для исцеления людей секретными, мистическими методами. Я хочу, чтобы вы знали, что я думаю, поэтому не стесняйтесь спрашивать, что я делаю и почему. В целом Я буду делать все, что в моих силах, чтобы помочь вам, используя стандартные техники и создавая новые, если старые не работают. Если, несмотря на совместные усилия, консультации вам не помогут, я сделаю все, чтобы найти другого терапевта, который бы смог оказаться вам полезным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|