Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация. Ресинтезирование семейных убеждений. Принципы




Дополнительная информация

 

Самым первым примером работы с ранним опытом клиента являет­ся знаменитый фрейдовский случай Катарины (Breuer & Freud, 1937; Freud, 1933). Его лечение симптомов ее тревоги (которые обнаружились в затруднениях дыхания) было исключительно когнитивным. Несмот­ря на то что позднее он разработал свою психодинамическую теорию, первоначально лечение этой клиентки было очень похоже на технику когнитивного ресинтеза. Он придерживался в своем консультировании следующей схемы.

Фрейд:

• «На что вы жалуетесь? »

• «Опишите мне, как вы ощущаете это состояние, когда " труд­но дышать"? »

• «Когда у вас случаются приступы, вы каждый раз думаете об одном и том же? »

• «Когда они у вас случились впервые (приступы тревоги)? »

• «Фройлен Катарина, вспомните сейчас, что промелькнуло у вас в уме во время вашего первого приступа, о чем вы дума­ли тогда, это очень вам поможет».

Катарина припомнила сцену, как дядя занимался любовью с ее кузиной, тогда она почувствовала отвращение.

Фрейд затем реструктурировал эту сцену, сказав, что теперь она выросла, все об этом знает (сексуальные аспекты жизни) и может теперь понять, что тогда произошло. Катарина ответила: «Да, теперь-то конечно». С этого момента приступы тревоги пре­кратились (Breuer & Freud, 1937).

Обсуждение этой темы можно найти и в работах Пиаже (Piaget, 1954, 1963, 1970, 1973, 1995; Montangero & Maurice-Naville, 1997).

Описание ранних воспоминаний и их важности смотрите у Мозака (Mosaic, 1958, 1969). Его обзор исследований демонстри­рует, что ранние воспоминания отражают основные жизненные ориентиры клиента. Более подробный обзор по ранним установ­кам и их использованию в терапии есть у Bruhn (1990a, 1990b), Edwards (1990), Olson (1979).

РЕСИНТЕЗИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

 

Принципы

 

Когнитивные истории начинаются с семьи клиента. Семья — это самый первый источник убеждений клиента, он остается главным на протяжении всей его жизни. Клиенты обучаются не только определенному поведению, но и определенному образу мыслей. Детьми они доверяли родителям как единственному источнику истины. Маленькому ребенку родители казались та­кими влиятельными, что он решил, что непреклонная сила не­пременно переводится в непреклонную правду. Хотя, как пока­зывает опыт, власть родителей по мере взросления клиентов над ними ослабевает (и вместе с ней уверенность в родительской пра­воте), убеждения их матери и отца всегда будут занимать в сис­теме их мировоззрения особое место.

Семья включает в себя не только родителей клиента, в нее могут также входить братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети, племянники, племянницы, двоюродные братья и сестры. Все члены семьи могут иметь одно и то же центральное убежде­ние. Жизненным ориентиром семьи может быть: «Мы особен­ные» или «У нас есть один нелицеприятный маленький секрет». Эта философия может быть такой же характерной семейной осо­бенностью, как и вздернутый нос, склонность к плоскостопию или рыжие волосы. Клиенты даже через длительное время после того, как они оставили родную семью, могут носить в себе при­витые в ней установки.

Многие клиенты не видят важности семейных убеждений, потому что считают, что их собственные установки существенно отличаются от родительских. Зачастую они заблуждаются. Кли­енты, приверженные противоположным по отношению к роди­тельским В, все же могут иметь связанные с ними когниции.

Одни могут обусловливать другие. Например, в семье могли при­давать особое значение внешнему виду. Сына могли учить начи­щать до блеска ботинки, правильно одеваться, стричь волосы, чистить ногти и т. д. А сын мог быть уверен в обратном. Покинув отчий дом, он мог немедленно выбросить купленную родителя­ми одежду и заменить ее неряшливой, отпустить длинные и жир­ные волосы, не чистить ногти. Он мог думать, что освободился от родительского влияния, но он ошибался. Схожи ли его убеж­дения с родительскими, или они им противоположны, общим элементом является то, что это лишь реакция на свою семью. Мысленно семья все еще определяет выбор его одежды.

Другой тип убеждений может также проиллюстрировать зна­чимость семейных установок. Существует такая разновидность когниций, которая не является ни схожей, ни противоположной фамильным ориентирам. Это синергичные убеждения, которые совмещают установки родителей и ребенка. Как кусочки мозаи­ки, эти В подходят друг другу. Семьи могут так воспитывать своих членов, что все индивидуальные В образуют синергичный паттерн. Это становится семейным танцем, в котором каждый исполняет немного отличное движение, но все движения син­хронизированы друг с другом. Например, отец, находясь в при­дирчивом настроении, может сделать тангоподобное па: «Поче­му дети теперь такие безответственные? Когда я был ребенком, у меня не было машины, пока мне не исполнилось 25». Мама про­тиворечит ему вальсом: «Оставь детей в покое. Всем их друзьям разрешают пользоваться машинами, так почему они не могут? » Сын делает движение в стиле джайв: «Я достаточно взрослый, чтобы иметь собственную машину». А дочь пытается исполнить ча-ча-ча, плача в своей комнате: «Мне здесь никто ничего не разрешает».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...