Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальная физическая подготовка




В спортивных играх умения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательные действия и выполнение их предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.

Одним из важнейших качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется в скоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижних конечностей.

Важное значение имеет специальная выносливость к циклическим и ациклическим движениям, которая сопряжена в первом случае с многократным выполнением разнообразных по интенсивности прыжков при бросках и подборах, выполнении предельно сильных прыжковых движений, а во втором - с разнообразными перемещениями на площадке. Все это осуществляется на фоне высоких психических напряжений.

Сенсомоторика баскетболиста - способность к тонким мышечным ощущениям и дифференцировке, являются одним из главных свойств качественных проявлений двигательной деятельности. Проявляется она в целевой точности - точности перемещений по площадке, выбора места при подборе, разбеге и отталкивании при броске и, как итог - при всех взаимодействиях с мячом: передачах, подборе, бросках, перехватах..

Такой комплекс двигательных способностей баскетболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики - уточняющими реакциями на движущийся объект, объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, так­тильной и мышечно-суставной чувствительностью.

Все эти качества включены в функциональную систему, струк­турные связи которой обусловлены главным, ведущим фактором -достижением спортивного результата. Вмешательство в данную функ­циональную систему посредством неспецифических упражнений (нап­ример, большим объемом нагрузки по общей физической подготовки может нарушить ее тончайшие связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатах баскетболиста. Именно по этому основой физической подготовки баскетболиста, а особенно на этапах высшего мастерства, должна являться специальная физическая подготовка и доля ее возрастает параллельно с ростом спортивного мастерства спортсмена. Если на первых этапах многолетней подготовки, относительно большой процент физической подготовки состоит из общей физической подготовки, то далее, определяющими факторами спортивного мастерства становятся точность выполнения технических действий на фоне возрастающей скорости, в связи с чем средства специальной физической подготовки становятся определяющими в подготовке баскетболиста.

Одной из основных функций специальной физической подготовки в системе тренировки баскетболиста является интенсификация режима работы его организма, с целью активизации процесса адаптации к специфическим условиям специализи­рованной спортивной деятельности (Радунович Г.Л.,1998).

В рамках этой функции, в основном, решаются две главнейшие задачи:

- повышение уровня специализированных функциональных возможностей организма;

- активизации морфологических перестроек, составляющих основу его долговременной адаптации к необходимому двигательному режиму.

Связано это с тем, что именно повышение всех специализиро­ванных систем организма необходимо прежде всего для качественного овладения двигательными навыками и умениями, являющимися основой технико-тактических действий баскетболиста в защите и нападении. Развитие специальных качеств происходит совместно с налаживанием эффективных внутримышечных связей в соответствии с техникой основного упражнения - именно сходство с ними по характеру и структуре средств СФП определяет их выбор и направленность. В этой связи к средствам СФП следует отнести специализированные упражнения, которые:

- соответствуют соревновательному упражнению по режиму работы организма баскетболиста и его двигательного аппарата;

- создают условия для преимущественного проявления тех специфических качеств мышечной активности, которые наиболее существенны для баскетболистов (взрывной режим работы мышц при прыжках для броска и подбора);

- содержат тренирующие воздействия, способные повысить уровень функциональных возможностей, которыми организм уже располагает (например, увеличить взрывную силу мышц).

Известно, что любое тренировочное средство в зависимости от условий, способов его выполнения, может решать ряд задач и чет­кое представление о преимущественной направленности тренирующего воздействия каждого средства, используемого в тренировке, при том или ином способе выполнения - важное условие, определяющее эффективность СФП.

Вопреки методическим концепциям прошлых лет, сегодня спорт­смены широко используют в тренировке соревновательное упражнение выполняемое с высокой интенсивностью. Действительно, это наиболее эффективный способ развития ведущих физических качеств, ибо трудно придумать что-либо более специальное для их совершенствования. Именно соревновательное упражнение, выполняемое с максимальной и высокой интенсивностью, представляется важнейшим средством СФП (Радунович Г.Л.,1998, Андрющенко Л.Б.,1998).

По степени соответствия режиму работы организма, при выпол­нении соревновательного упражнения, можно выделить три группы средств СФП:

- специфические упражнения, направленные на адаптацию организма к режиму его работы в условиях соревнований;

- специализированные упражнения, которые адекватны соревновательным по наиболее существенным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса специализированной морфофункциональной адаптации;

- неспецифические,формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной ориентации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении. Их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на нужные системы и функции организма.

При выборе средств СФП необходимо адекватно целям подбирать режимы мышечных сокращений - преодолевающий, уступающий, изометрический, изокинетический, статодинамический, ударный.

Уровень специальной работоспособности высококвалифици­рованных баскетболистов очень высок и его дальнейшее повышение требует огромных затрат энергии. Чтобы эти затраты были оправданы, необходимо руководствоваться принципами определяющими содержание, организацию и место СФП в системе годичной тренировки. К основным принципам можно отнести (Губа Д.Б.,2003):

Принцип динамического соответствия средств СФП двигательной структуре соревновательного упражнения:

- обеспечивать развитие специфических для баскетбола функци­ональных свойств (сократительных, окислительных, упругих и др.) преимущественно используемых мышечных групп;

- способствовать совершенствованию динамической структуры спортивного действия, т.е. рациональной организации во времени и пространстве рабочих усилий развиваемых отдельными мышечными группами.

Для этого необходимо:

а) подбирать специальные упражнения так, чтобы в большей мере нагружались группы мышц несущие основную нагрузку в соревнованиях;

б) выбирать такое исходное положение и выполнять так, чтобы движения соответствовали соревновательному упражнению по направлению и амплитуде;

в) акцентировать рабочее усилие в той части амплитуды движения, где это необходимо;

г) величина усилий и скорость его проявления должны быть такими же или выше, чем при выполнении соревновательного упражнения;

д) специальные упражнения должны имитировать режим работы мышц, присущий преимущественно соревновательным условиям.

Принцип специфичности средств СФП. Работа на развитие преимущественно максимальной силы мышц негативно влияет на локальную мышечную выносливость и наоборот, работа анаэробного характера на развитие выносливости; тренировки с небольшим отягощением, но с большим количеством повторений способствует развитию силовой выносливости, но снижает максимальную и взрывную силу.

Принцип концентрации нагрузок СФП.В годичном цикле принципиально возможны два варианта организации нагрузок СФП

- распределенный и концентрированный, Первый целесообразен для спортсменов невысокой квалификации. В этом случае нагрузка распределяется относительно равномерно в течение года. Во втором

- нагрузка концентрируется на ограниченном по времени этапе подготовительного периода. Не исключено концентрированное включение нагрузок и в соревновательном периоде. Второй вариант характерен для высококвалифицированных баскетболистов.

Концентрированные нагрузки СФП обладают значительным тренирующим воздействием на организм и приводят к временному снижению его функциональных возможностей, в частности скоростно-силовых и скоростных показателей. Однако, вследствие долговременного отставленного тренировочного эффекта (ДОТЭ), в дальнейшем функциональные возможности не только возвращаются к исходному уровню, но и существенно превышают его и сохраняются на этом уровне достаточно долго. Длительность проявления и сохранения ДОТЭ определяется объемом и продолжительностью концентрированных нагрузок. В условиях тренировки спортсменов высокого класса, такая тенденция наблюдается при концентрации нагрузки от 4-6 до 10-12 недель (Верхошанский Ю.В.,1963).

Принцип системности СФП. В распоряжении тренера очень много средств СФП и все они различны по силе и специфичности тренирующего воздействия. Это определяет ее высокую эффективность. Однако это может быть достигнуто лишь в том случае, если средства так упорядочены во времени, что каждое из них эффективно и в нужной последовательности решает свою конкретную задачу, а все они вместе обеспечивают достижение требуемого уровня специальной работоспособности с ми­нимальными затратами времени и энергии спортсмена. Такая система должна предусматривать определенную взаимосвязь и четкую последовательность использования средств с различной силой и специфичностью воздействий на организм и конкретно выражаться в 2-х соответствующих формах их организации:

- одномоментной, определяющей рациональное сочетание средств СФП в одном или смежных тренировочных занятиях;

- последовательной, определяющей целесообразный порядок и очередность введения в тренировку комплексов средств на продол­жительных этапах подготовки.

Каждое тренировочное упражнение вызывает специфическую, конкретную адаптационную реакцию организма (частный тренировоч­ный эффект). Наибольшее увеличение силы мышц соответствует тому режиму, в котором проводилась тренировка. Упражнения с различными отягощениями вызывают неодинаковый прирост в мощности усилия. Однако сочетанное (одновременное) применение упражнений с различными тренирующими воздействиями дает свой результат в виде кумулятивного тренировочного эффекта. Одним из вариантов такой формы организации СФП, является так называемый комплексный метод, предусматривающий определенное, сбалансированное по объему сочетание средств преимущественно одного направления, но с различным характером тренирующего воздействия. При этом используется положительное последействие (повышенное возбуждение ЦНС) после выполнения одной (тонизирующей) работы на качество последующей (специфической). Это обеспечивает кумулятивную реакцию организма, которая более выражена по величине и количественным характеристикам, чем тренировочный эффект от каждой работы в отдельности. Последовательность упражнений, их объем и паузы отдыха между подходами, сериями в данном случае имеют важное значение.

Принцип суперпозиции нагрузок СФП. Этот принцип развивает идею системного использования средств применительно к продолжительным этапам тренировки. В частности к этапу концентрации нагрузок СФП. Основная идея принципа - реализация одного из ведущих методических положений спортивной тренировки - постепенное увеличение силы тренирующего воздействия на организм в ходе тренировки. Это выражается в определенной последовательности включения средств с более сильным тренирующим воздействием. Наиболее эффективна следующая последовательность:

- аэробно-силовые нагрузки, включающие средства совершенс­твования технико-тактического мастерства и специализированные тренировки на уровне анаэробного порога и средства СФП направленные на развитие максимальной силы:

- преимущественное развитие локальной мышечной выносливости и взрывной силы мышц средствами СФП и технико-тактической подготовки;

- преимущественное развитие скоростной и скоростно-силовой выносливости в основном средствами технико-тактической подготов­ки. С помощью средств СФП продолжается развитие локальной мышечной выносливости и максимальной анаэробной мощности, но уже преобладанием взрывного проявления усилий.

Принцип позиции - предусматривает постепенную замену одних нагрузок другими, которые в данный момент объективно необходимы.

Принцип приоритета СФП всистеме годичной тренировки. Совершенствование спортивного мастерства и прогресс спортивных достижений определяется многими факторами. Нисколько не умоляя значения каждого из них, и в том числе таких, как технико-тактическое мастерство, следует все-таки признать, что главная роль в многолетнем прогрессе достижений спортсмена принадлежит СФП. Суть принципа приоритета СФП состоит в том, что программирование тренировочного процесса начинается с определения задач, средств, объема и места средств СФП в годичном цикле, а затем уже рассматривать порядок решения других задач, в том числе технико-тактических и соревновательной подготовки. При этом следует ориентироваться на календарь соревнований и руководствоваться следующими методическими установками:

- разводить во времени нагрузки СФП и направленные на со­вершенствование технико-тактического мастерства, скорости выпол­нения соревновательных действий, что необходимо из-за временного снижения у спортсменов специальной работоспособности при кон­центрированной нагрузке СФП;

-СФП по времени опережает технико-тактическую подготовку и должна предшествовать углубленной работе над техникой, заранее готовя к ней спортсмена;

- полноценно использовать энергетические резервы организма для решения задач СФП. Формирование необходимых морфофункциональных перестроек в организме требует огромных затрат, поэтому соответствующие нагрузки должны выполняться «свежими силами». Следовательно, для решения задач СФП необходимо выделять самостоятельные тренировочные занятия или, если это комплексная тренировка, нагрузки СФП должны занимать в ней главное место.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...