Использование круговой тренировки в подготовительном периоде.
На выбор количества и длительности больших циклов влияет ряд факторов. Календарь соревнований, управление развитием спортивной формы, сезонно-климатические условия и биоритмические колебания жизни человека и общества в пределах календарного года. Изменения, происходящие во внешней среде в течение года, особенно в средних и высоких широтах, столь очевидны, что не возникает сомнений в том, что в организме человека должны регистрироваться ответные колебания (Ф.П.Суслов, Л.В. Костикова, Н.В. Фураева,2002). В зависимости от вида спорта, этапа многолетней тренировки, сроков главных соревнований и турниров продолжительность различных периодов и этапов в пределах макроцикла может колебаться в широком диапазоне. По этому, продолжительность соревновательного периода в баскетболе 1,5-2 раза длиннее, чем в индивидуальных дисциплинах. Подготовительный период укорачивается. Вследствие чего возникает задача становления спортивной формы в укороченные сроки. Решение данной задачи достигается различными способомами. В том числе и круговой тренировкой направленной на развитие общей физической подготовки. Из-за укороченного подготовительного периода нужно достичь необходимого уровня ОФП как можно быстрее. Для экономизации времени на специальную физическую подготовку (В.В.Чунин, 1997, М.М. Дияб,1979). Помочь в этом могут тренировочные сборы по общей физической подготовке. Предсезонный тренировочный сбор (так называемый сбор по ОФП), при неправильной его организации, это мощный фактор дезорганизации целенаправленной адаптации организма высококвалифицированного баскетболиста. Связано это с тем, что длительное время адаптационные усилия организма стимулировались специальными упражнениями и были концентрировано направлены на развитие и совершенствование специальной физической и технико-тактической подготовленности, реализации их в соревновательной деятельности. С началом сбора, главными становятся движения, реализуемые совсем другими двигательными функциональными системами. Первоначально организм воспринимает резкий рост объема неспециализированных упражнений и исчезновение специальных как случайность, и в силу этой причины он не сразу разворачивает адаптационные процессы к этим новым условиям, что объясняет низкую эффективность неспецифической деятельности в это время и особенную трудность ее перенесения (М.А. Годик,1980, В.А. Платонов,1998).
В последующем, когда неспецифические движения продолжают определять весь характер тренировочных нагрузок, а специальные так и не появляются, организм начинает переоценивать обстановку, теперь новый характер двигательной деятельности воспринимается им уже как закономерность. Организм начинает активно разворачивать адаптационные процессы, ориентируя и оптимизируя их применительно к двигательным функциональным системам, которые осуществляют неспециальные движения. Для специализированных двигательных функциональных систем происходит ослабление и потеря активности. По окончании сбора и начала тренировок с доминированием специальных упражнений, организм вновь начинает адаптационную переориентацию. Следовательно, такой сбор с применением неспециализированных упражнений для повышения возможностей организма и исключением специализированных, вносит элемент хаотичности и потери оптимальной целенаправленности тренировочного процесса высококвалифицированных баскетболистов и, следовательно, целенаправленности адаптации организма, что в конечном итоге замедляет интенсивность роста спортивного мастерства (М.А. Годик,1980, В.А. Платонов, 1998).
Сбор по ОФП допустим для спортсменов высокого класса после длительных специальных нагрузок, но он должен проводиться в режиме активного отдыха, что поможет восстановлению и общему укреплению организма, но не вызовет сумбурных переориентации главных адаптационных усилий с их негативными последствиями. Для баскетболистов низкой квалификации, тренировочный сбор по ОФП можно проводить, когда их подготовленность отстает от уровня требований обеспечения роста спортивного мастерства или же в случае организационной необеспеченности более специализированных тренировок (Ю.И. Львова,1973, О.Е. Лихачев, С.В. Легоньков,1988). Закономерности распределения тренировочных нагрузок в микроциклах на этапе ОФП. Планирование средств подготовки и тренировочных нагрузок на этапе ОФП зависит от выбранной схемы микроцикла и закономерностей взаимосвязи нагрузки и отдыха с учетом длительности восстановительных процессов как между тренировочными занятиями, так и между упражнениями. Длительность микроциклов в баскетбольной практике обычно составляет 3-7 дней, а схемы их могут быть следующими: 2-1, 3-1, 4-1, 5-1, 6-1, 3-1-2-1 (цифра 1 означает день отдыха). По своему содержанию микроциклы (в зависимости от уровня подготовленности спортсменов) могут быть втягивающими, рабочими, ударными, разгрузочными (С.В. Легоньков,2001). Втягивающие микроциклы, как правило, используются после снижения нагрузок (после переходного периода, после травмы, болезни, пропуска большого количества тренировок). Рабочие микроциклы - на протяжении всего периода подготовки и в паузах между соревнованиями с учетом задач каждого этапа. Ударные микроциклы - для избирательного воздействия на развитие отстающих физических качеств и характеризуются высокой интенсивностью выполнения упражнений. Разгрузочные микроциклы - после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок для снятия психологического и физического напряжения. Планируя нагрузку в микроциклах, необходимо учитывать следующее: 1. Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет задачу тренировки.
2. Нагрузки в микроциклах должны иметь волнообразный характер. Волнообразность нагрузки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстановления до оптимального уровня. Необходимо чередовать предельные нагрузки с нагрузками средней и малой интенсивности и активным отдыхом. 3. Выбор оптимального варианта планирования динамики тренировочной нагрузки должен основываться на знании индивидуальных качеств баскетболистов. 4. На этапе ОФП можно сохранять однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одном уровне объема и интенсивности. Это позволяет придерживаться привычного тренировочного режима, улучшает течение восстановительных процессов, но средства и методы необходимо менять, чтобы избежать однотонности занятий. 5. Содержание и объем нагрузки по дням целесообразно планировать на один микроцикл (в крайнем случае на два), а остальные микроциклы расписывать после выяснения, как спортсменам удалось выполнить план прошедшего микроцикла. 6. В каждой тренировке основной части занятия должна предшествовать качественная разминка. В одном тренировочном занятии целесообразно давать нагрузку определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности. Доказано, что положительное взаимодействие достигается, если в тренировочном занятии выполняются: - скоростные упражнения, затем - упражнения на специальную выносливость; - скоростно-силовые, затем - упражнения на общую выносливость; - упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем -упражнения на общую выносливость; - упражнения на ловкость, затем - на развитие «взрывной» силы; - упражнения на быстроту, затем - на силу; - упражнения на ловкость, затем - на быстроту; - упражнения на восстановление и совершенствование техники игры до и после развития одного из физических качеств (В.М. Дьячков,1961,1970, Н.В. Зимкин,1970).
Надо строить микроцикл так, чтобы повышать эффективность тренировки за счет правильного распределения нагрузки. Положительный эффект в микроцикле (для примера взята структура микроцикла 3-1) дает следующая преимущественная направленность тренировочных заданий (по данным научных исследований): 1-й день микроцикла - скоростно-силовая работа; 2-й день микроцикла - воспитание специальной и общей выносливости; 3-й день микроцикла - развитие скоростных качеств и общей выносливости; 4-й день микроцикла - день отдыха. В следующие три дня (после дня отдыха) преимущественная направленность тренировочных нагрузок повторяется. При такой последовательности сменяемости нагрузок и применении одних и тех же средств и методов тренировки в каждом последующем занятии одной преимущественной направленности должны увеличиваться: продолжительность выполнения упражнения, количество повторений и уменьшаться паузы отдыха (Л.П. Матвеев,1976, И.В. Лосева,1997). Пример: преимущественная направленность тренировки - развитие быстроты перемещения, средство - челночный бег метод -интервальный продолжительность одной серии -10 с. количество серий - 7 отдых между сериями - 50 с. Следующая тренировка этой же направленности должна проходить с такими дозировками: продолжительность одной серии -15 с; количество серий - 9; отдых между сериями - 45 с. Увеличение и уменьшение параметров физической нагрузки в однонаправленных упражнениях в итоге дает значительный прирост уровня физической подготовленности баскетболистов. Для усиления эффекта воспитания двигательных качеств (кроме специальной выносливости) занятие с одной преимущественной направленностью может повторяться 2-3 дня подряд. Пример: 1-й день микроцикла - воспитание быстроты и «взрывной» силы; 2-й день микроцикла - воспитание быстроты и «взрывной» силы; 3-й день микроцикла - совершенствование техники игры и воспитание общей выносливости. Такой подход особо необходим при воспитании скоростно-силовых качеств и ловкости баскетболистов. Разнонаправленные упражнения могут повторяться в каждом микроцикле с разной частотой. Доказано, что прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с отягощениями через день, а без отягощения полезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) ежедневно. Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышечных групп и гибкости без отягощения дает положительный эффект, а упражнения на специальную выносливость рекомендуется применять в тренировках как минимум через день.
При воспитании «взрывной» силы надо выбирать такое отягощение, которое не приводило бы к нарушению двигательной структуры технических приемов. Тренировочные занятия, направленные на воспитание быстроты, лучше проводить после полудня, когда работоспособность организма спортсменов обычно наибольшая. В течение недели оптимальным считается 2-4 занятия на воспитание быстроты. Однако при построении микроциклов не должно быть механического выполнения того, что запланировано. Необходимо постоянно вносить поправки в соответствии с состоянием спортсменов, условиями занятий и т.п. (М.А. Годик,1980). Круговая тренировка в подготовительном периоде несет в основном «преодолевающую функцию», т.е. она используется для резкого повышения уровня физической подготовки и для преодоления различных стереотипов. Круговая тренировка дает сильный стимулирующий эффект с высоким ростом показателей физической подготовленности. Но долгое ее применение не целесообразно и не возможно, т.к. она дает сильное физическое и психологическое утомление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|