Понятие условий, способствующих совершению преступлений
Помимо причин преступности существует еще понятие условий, способствующих совершению преступлений. Под условиями, способствующими совершению преступлений (их называют также обстоятельствами, способствующими достижению преступного результата), в отечественной криминологии понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление [9, c. 76]. Эти факты реальной действительности относятся к конкретным проявлениям преступности и могут корениться в различных сферах общественных отношений и функционирования общественного и государственного механизма. Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в сфере охраны как правопорядка в целом, так и, скажем, отдельной - охране имущества, в плохо поставленном учете материальных ценности и т. д. Это могут быть недостатки в деятельности различных государственных органов, например, милиции, прокуратуры, судов в организации борьбы с преступностью. Так же сюда можно отнести недостатки в деятельности местных и иных органов власти, контролирующих органов, прежде всего финансовых, налоговых инспекций и т. п. Условия эти могут в конкретных случаях присутствовать или отсутствовать, а преступление может и не быть совершено. Так, например, отсутствие замков на дверях склада материальных ценностей - бесспорное условие, способствующее совершению преступлений, но краж с этого склада может и не быть. И наоборот. Условия выявлять, конечно, легче, чем вскрывать причины преступности (преступлений). Во многих случаях они как бы лежат на поверхности. Кроме того, в разных вариантах они повторяются в различных отраслях народного хозяйства либо конкретных сферах деятельности человека. И потому их легче предупреждать. При этом, конечно, устранение нельзя понимать абсолютно, а только как рекомендацию в данном конкретном случае, ибо нельзя исключать того, что через некоторое время та же ситуация повторится. Однако на какой-то период времени будет создана обстановка, препятствующая совершению преступлений, что для социальной практики отнюдь не мало.
Поэтому перед данными органами, а в частности перед органами внутренних дел стоит задача по разработке комплекса организационных, правовых, социальных и экономических мер по профилактике преступлений направленных на выявление, предупреждение, изучение и устранение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также обеспечение взаимодействия служб, оказание реального влияния на криминогенную обстановку. Под основными задачами профилактики в юридической (криминологической) литературе определяют следующие: изучение, устранение либо предупреждение причин совершения преступлений и условий, им способствующих, в масштабах республики, отдельной административно-территориальной единицы, отрасли (сферы управления), предприятия, организации, учреждения, социальной группы, разработка и осуществление мер, направленных на устранение таких причин и условий (общая профилактика); выявление лиц, от которых, судя по достоверно имеющейся информации и установленным фактам их противоправного антиобщественного поведения, можно ожидать совершения преступлений, принятие к таким лицам мер воспитательного и предупредительного воздействия. установление лиц, замышляющих или подготавливающих преступления, и принятие к ним мер, направленных на недопущение совершения преступлений [9, с. 79]. Также можно выделить основные методы деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений:
осуществление целевых мероприятий по профилактике преступлений и подготовке в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по профилактике преступлений; сбор и изучение информации об обстоятельствах и причинах совершения преступлений и условиях, им способствующих, а также о лицах, совершивших преступления; оказание методической и иной помощи предприятиям, общественным объединениям и гражданам в работе по профилактике преступлений; анализ состояния правопорядка на контролируемой территории в целях выявления криминогенных явлений и их влияния на совершение преступлений; внесение представлений в компетентные органы об устранении причин и условий совершения преступлений; обобщение опыта профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи; пресечение антиобщественной (противоправной) деятельности и привлечении к ответственности лиц, виновных в организации и функционировании незарегистрированных объединений граждан, сект, деформирующих нравственные ценности личности и формирующих у граждан антиобщественное (противоправное) поведение; выявление лиц с антиобщественным (противоправным) поведением, нуждающихся в применении к ним мер профилактики, а также лиц, нуждающихся в медицинском профилактическом лечении; постановка перед компетентными органами, либо перед собственниками, либо в суде вопросов о прекращении деятельности юридического лица, деятельность которого способствует развитию криминогенной среды и созданию условий совершения преступлений [9, с. 83]. Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, как правило, не требует больших материальных затрат. Это мера, способствующая восстановлению нарушенного порядка, нацеленная и в будущее, ибо добросовестный администратор будет стремиться обезопасить свое предприятие от преступлений. Она позволяет также создать обстановку нетерпимости к преступлениям в коллективе, что имеет немаловажное значение. Так протягивается нить зависимости и взаимовлияния отдельного факта на явление в целом, что, кстати, недооценивают многие, скептически относясь к конкретной профилактической деятельности.
За период господства административно-командной системы определились основные направления работы по устранению условий, способствующих совершению преступлений. В условиях рыночных отношений многое складывается по-новому. Как - этого сегодня сказать никто не сможет, ибо рынок в нашей стране сегодня - это далеко не тот рынок, который существует на Западе. Только время, социальная практика и осмысление общественных отношений наукой, смогут прояснить их особенности рождающие преступность, как и помочь в выработке мер контроля за ней [37, с. 93]. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны. Они всегда включены в систему социальных противоречий общества. По содержанию они негативны, противоречат интересам общества, государства. Позитивные, просоциальные явления входят в антикриминогенную систему профилактических мер. Между причинами и условиями преступности существует тесное взаимодействие, наличие которого позволяет использовать обобщенное понятие «криминогенные детерминанты», охватывающее те, и другие. Условия сами не могут породить преступление и преступность. Однако без них причина как правило не может реализоваться. Внутри взаимодействующей системы «причина - условия» всегда сохраняется качественное различие как в механизме детерминации, так и в содержании. Причины по содержанию носят социально-психологический характер. Условия имеют экономическое, политическое, организационное, правовое и другие виды содержания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|