Предупреждение преступности в Республике Беларусь
Осуществление предупредительной деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от общественно опасных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками и тем самым избавляет их от практически неизбежного последствия преступления в виде соответствующего наказания. Предупреждение и профилактика - понятия равнозначные и их можно употреблять как синонимы. Они полностью соответствуют требованиям социальной справедливости. На всех этапах развития общества профилактическая деятельность рассматривалась криминологами, философами, социологами как один из главных путей преодоления антиобщественных проявлений. Принципиальной основой предупредительного воздействия на преступность является понимание того, что преступность имеет социальную природу. Признание этого факта означает сознание объективных и реальных возможностей ее предупреждения за счет изменения условий общественного бытия, социального развития и нравственного формирования личности, в том числе улучшения воспитательного воздействия на нее в непосредственном социальном окружении. В настоящее время в республике складывается определенная система профилактики преступности, принципы построения и функционирования которой имеют конкретную направленность. Эту систему образуют соответствующие субъекты и объекты профилактики, содержание профилактики, ее материальное и правовое обеспечение. Само понятие предупреждения преступности сложилось в основном на базе теории криминологии и практики борьбы с преступностью. Под предупреждением понимается система государственных и общественных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности [18, c. 73].
Целью предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения ее характера и структуры. Содержание предупреждения преступности составляет деятельность государственных и общественных органов и организаций (субъектов) как по устранению или нейтрализации объективных предпосылок антиобщественного поведения, так и изменению сознания лиц, склонных к правонарушениям. Предупреждение преступности ведется с использованием разнообразных видов предупредительной деятельности, среди которых ведущее место отводится профилактике. Система предупреждения выполняет следующие функции: регулятивные - состоят в создании таких условий, которые позволяли бы людям решать возникшие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона; охранительные - позволяют ограждать свободы и права граждан от правонарушений, защищать социально-значимые ценности; воспитательные - состоят в том, что они широко используют методы убеждения, коррекции поведения людей, приведения их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали. [40, c. 114] Любые профилактические меры должны удовлетворять единым основным требованиям: законности, обоснованности, прогрессивности, реальной и экономической целесообразности, компетентности и конкретности. Законность проводимых мероприятий означает, что могут осуществляться лишь те меры, которые либо непосредственно основаны на законе, либо вытекают из его общих положений и не противоречат нормам права. Никакие соображения о целесообразности применения в тех или иных местных условиях мер предупреждения преступности, ущемляющих права и законные интересы граждан, не могут быть приняты во внимание.
Обоснованность мер предполагает, что они базируются на глубоком и тщательном исследовании причин и условий, способствующих совершению преступлений, на предупреждение которых и направлены разрабатываемые меры. Понятие обоснованности применения мер охватывает также практическую необходимость в устранении установленных причин и условий. Недостатком многих принимаемых мер по предупреждению преступности является как раз то, что они принимаются и внедряются без установления соответствующих причин и условий преступности, конкретных преступлений, особенностей действия этих причин и условий в определенном регионе, сфере социальной жизни, трудовом коллективе, группе населения. Прогрессивность мер состоит в том, что они разрабатываются с учетом современных достижений науки и техники. Реальность и экономическая целесообразность заключаются в том, что они должны быть исполнимы и экономически выгодны. Требуется учет возможности осуществления мероприятий при том или другом обеспечении, в данных условиях места и времени и при иных конкретных обстоятельствах. Нельзя предлагать такие меры, которые требуют непомерно больших затрат, а ожидаемые результаты сомнительны. Комплексность требует разработки и внедрения системы взаимосвязанных мер экономического, идеологического, культурно-воспитательного, социально-психологического и правового характера. Конкретность означает соответствие предупредительных мер действительно существующим криминогенным факторам, породившим данное преступление и преступность. Должно быть четко определено, что именно, как и кому надлежит делать. Общие, абстрактные предложения о необходимости «усилить воспитательную работу», «устранить недостатки», «полнее использовать, повысить» и т. п. не могут рассматриваться как полезные, конкретные меры. Вся система мероприятий, направленных на предупреждение преступности, может быть классифицирована по самым разнообразным критериям и основаниям: по целям и. уровню, масштабам применения и характеру содержания; субъекту предупредительной деятельности и объекту воздействия; по степени радикальности, правовой характеристике и т. д. [18, c. 73].
Наиболее важной представляется дифференциация мер предупреждения преступности по целям, уровню и их характеру. По целям и уровню различают общесоциальное и специально- криминологическое предупреждение преступности. Проведение общесоциальных мероприятий создает экономические, организационные, политические и иные условия для эффективного осуществления специально-криминологических мер, уже непосредственно направленных на устранение причин и условий, обусловливающих различные преступления. Предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности, как взаимодействие мер различного характера, как сочетание всех уровней предупреждения преступлений. Первый уровень - общесоциальный - это решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества в ходе формирования демократического правового государства. Второй уровень - социально-криминологический - осуществление различных мероприятий в конкретных социальных сообществах, где складываются конфликтные ситуации, назревают отрицательные явления. Третий уровень - индивидуально-профилактические меры в отношении лиц, совершивших (могущих совершить) антиобщественные действия, как путем ликвидации или нейтрализации негативных факторов в среде жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание. [41, c. 123]. По мнению криминологов, следует выделять и региональный уровень, что обусловлено как наличием специфических причин и условий, способствующих преступлениям в регионах, так и необходимостью планирования мер предупреждения преступности на основе и в рамках планов экономического и социального развития административно-территориальных регионов. [41, c. 128]. Сложившаяся в республике предупредительная деятельность осуществляется на практике в различных формах: отдельные конкретные (именно эти, а не другие) мероприятия экономического, идеологического, организационно-управленческого, индивидуально-профилактического или иного характера; специальные ведомственные планы профилактики преступлений, предусматривающие систему мероприятий, дифференцированные применительно к различным видам преступлений, криминогенным группам, сферам общественной жизни, регионам и т. д.; специальные межведомственные планы по предупреждению преступности (или борьбе с ней), обеспечивающие взаимосвязь, взаимосогласованность действий различных субъектов профилактики, не находящихся, как правило, в иерархических отношениях; планы экономического, социального развития административно-территориальных общностей и трудовых коллективов, предусматривающие мероприятия по непосредственной профилактике преступлений [41, c. 132].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|