Профилактика преступности в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Профилактика - это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими виновных противоправных деяний. Специфика проводимых в ее рамках мероприятий состоит в том, что они, во-первых, связаны с конкретными причинами и условиями, во-вторых, предназначаются именно для устранения и нейтрализации этих причин и условий, а в-третьих, предупреждение преступлений составляет их основное содержание. Осуществляются они лишь государственными и общественными органами, формированиями граждан, борющихся с преступностью, и требуют специальных и даже профессиональных знаний. Государственные учреждения, общественные институты и осуществляемые ими профилактические меры образуют систему предупреждения преступности. Она, как и всякая социальная система, проявляет себя через конкретные формы деятельности, координирует взаимоотношения людей, воздействует на их поведение в обществе. Целевая предназначенность системы, ее отдельных субъектов, профилактических мер состоит в том, чтобы не допустить перерастания возникших криминогенных ситуаций в конфликты, приводящие к нарушению уголовно- правовых запретов. Специфика задач и особенностей профилактических мер определяет круг субъектов профилактики, их компетенцию и взаимодействие друг с другом, т. е. систему предупреждения преступности. Существенной ее особенностью является множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности. В отечественной криминологии под субъектами профилактики (как необходимым элементом системы предупреждения преступности) понимаются государственные, общественные, кооперативные институты и формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности [10, c. 128].
Среди этих субъектов есть такие, которые специально созданы для предупреждения преступности, либо те, в компетенцию которых, наряду с другими полномочиями, входит и обязанность осуществления в определенных рамках такой деятельности. Субъектов криминологической профилактики можно разделить на следующие группы: специализированные государственные органы (МВД, прокуратура, КГБ, суды, арбитраж и др.); специализированные государственно-общественные органы (комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии, административные комиссии и т. п.); специализированные общественные органы (советы профилактики трудовых коллективов, товарищеские суды, добровольные народные дружины, отряды самообороны, общественные инспекторы ГАИ, рыбнадзора, пожарной охраны и т. п.); специализированные кооперативные и акционерные органы (например, ассоциация «Население за безопасность»); неспециализированные государственные, общественные и кооперативные органы и организации (министерства и ведомства, органы «президентской вертикали», советы всех уровней, трудовые коллективы, профсоюзы, домовые комитеты, родительские патрули и т. п.) [11, c. 100]. Их классификация может осуществляться и по другим основаниям: субъекты, непосредственно ведущие индивидуальную профилактику; осуществляющие профилактику в ходе выполнения конкретных и правоохранительных функций; занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступности [11, c. 101]. К субъектам непосредственной профилактики относятся первичные ячейки гражданского общества: семья, трудовые, учебные коллективы, образуемые ими объединения граждан или органы общественной самодеятельности, а также организационные структуры раннего и непосредственного предупреждения преступлений в правоохранительных органах.
К ним относятся: а) органы внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, государственного пограничного комитета, государственной охраны, финансовых расследований КГК, таможенные органы; б) местные исполнительные и распорядительные органы; в) органы здравоохранения, образования, по труду, занятости и социальной защиты, опеки и попечительства, юстиции; г) средства массовой информации; д) советы общественных пунктов охраны общественного порядка, добровольные дружины [11, c. 101]. Предупреждение преступности является главным направлением и практической задачей государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными проявлениями. Предупреждение представляет собой рациональное и гуманное средство, предусматривающее не наказание, а прежде всего совершенствование условий жизнедеятельности людей и их воспитание. Общество значительно больше заинтересовано в том, чтобы не допустить совершения преступлений, чем в применении наказания к лицам уже после того, как они причинили ущерб (иногда непоправимый). Республика Беларусь является первым на постсоветском пространстве государством, где создана и на законодательном уровне закреплена система мер по профилактике и предупреждению правонарушений. Таким образом, среди всех мер предупреждения преступности выделяют два основных направления правового регулирования предупреждения преступности. Первое направление имеет «материальный» характер и заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредствованно детерминирующие преступное поведение с целью их устранения. Второе направление имеет процессуальный характер и состоит в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан - субъектов предупреждения преступности в установлении содержания и порядка осуществления предупредительных мероприятий.
Заключение
Основные выводы проведенного научного исследования заключаются в следующих положениях: . Причины и условия преступности по происхождению и сущности социальны. Между ними существует тесное взаимодействие, наличие которого позволяет использовать обобщенное понятие «криминогенные детерминанты», охватывающее те, и другие. Условия сами не могут породить преступление и преступность. Однако без них причина не может реализоваться.
Внутри взаимодействующей системы «причина - условия» всегда сохраняется качественное различие как в механизме детерминации, так и в содержании. Причины по содержанию носят социально-психологический характер. Условия имеют экономическое, политическое, организационное, правовое и другие виды содержания; . Наиболее теоретически осмысленной и практически пригодной, на наш взгляд, является классификация причин и условий преступности исходя из комплексного характера предмета криминологии. Она позволяет подразделить причины и условия преступности на три уровня: 1) причины и условия преступности в целом как массового социального негативного явления; 2) причины и условия различных видов (групп) преступлений (умышленных и неосторожных, насильственных и корыстных, первичных и рецидивных и т.д.); 3) причины и условия отдельных преступлений - конкретных деяний, предусмотренных уголовным законом. .Немаловажными детерминантами преступности в Республике Беларусь на наш взгляд являются внешние и внутренние условия. К ним относятся: географическое положение Беларуси, рассматриваемое международной преступностью в качестве удобного транзитного пути при транспортировке наркотиков, оружия, незаконных мигрантов; относительная прозрачность восточной и южной границ республики, что может быть использовано для въезда в нее лиц, причастных к преступности, а также для контрабанды оружия, наркотиков и т. п. Внешние условия, способствующие развитию преступности в Республике Беларусь, накладываются на некоторые внутренние особенности социально-экономического, политического и социокультурного развития страны. . Предупреждение преступности является главным направлением и практической задачей государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными проявлениями. Предупреждение представляет собой рациональное и гуманное средство, предусматривающее не наказание, а прежде всего совершенствование условий жизнедеятельности людей и их воспитание. Общество значительно больше заинтересовано в том, чтобы не допустить совершения преступлений, чем в применении наказания к лицам уже после того, как они причинили ущерб (иногда непоправимый).
На сегодняшний день, в Республике Беларусь проводиться достаточно жесткая политика государства в области борьбы с преступностью, тем не менее криминогенная обстановка в стране является достаточно напряженной. Существуют негативные тенденции в отношении качественных характеристик преступности. Несмотря на снижение общего уровня преступности, увеличивается рост краж, хищения, путем злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. В связи с этим для дальнейшей эффективности мер по предупреждению преступности в нашем государстве существует два основных направления, по правовому регулированию предупреждения преступности. Первое направление имеет «материальный» характер и заключается в воздействии с помощью права на криминогенные факторы внешней среды, прямо либо опосредствованно детерминирующие преступное поведение с целью их устранения. Второе направление имеет процессуальный характер и состоит в юридическом закреплении прав и обязанностей должностных лиц и граждан - субъектов предупреждения преступности в установлении содержания и порядка осуществления предупредительных мероприятий. В общем, говоря о причинах преступности можно сделать вывод о том, что хотя в любом, даже самом совершенном обществе преступность была, есть и будет, до тех пор, пока будет существовать человечество, тем не менее с этим явлением необходимо бороться и заниматься изучением данной тематики более тщательно и досконально, с тем что бы получить определенный уровень знаний в данной области для организации борьбы с преступностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|