Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная интеграция как цель адаптации личности к другой культурной среде




 

Ранее было выяснено, что результатом социокультурной адаптации могут быть различные социально-культурные явления, как культурная сепарация, интеграция, маргинализация и ассимиляция. Что же является целью межкультурной адаптации?

Необходимо рассмотреть каждое из явлений подробнее.

Культурная сепарация - это отделение от общества сравнительно небольшой части, культурной (этнической) группы, превращающейся со временем в самостоятельное социокультурное образование, именуемое национальным меньшинством.

В случае социокультурной сепарации переселенцы либо добровольно отклоняют нормы новой среды, либо активно противодействуют им. В то же время сама среда либо отчасти принимает культурные нормы мигрантов, либо отрицает их. Развиваясь по двум различным сценариям, сепарация может привести либо к образованию диаспор и мирному сосуществованию культур, либо к образованию не только диаспор, но и радикально настроенных по отношению к коренной культуре групп мигрантов. В первом случае и сама социокультурная среда и переселенцы получают взаимную выгоду, которая может измеряться в конкретных показателях как: социально-экономический рост, улучшение уровня жизни и пр. Во втором же случае возникают негативные социальные последствия: девиантное поведение переселенцев, не прошедших успешную адаптацию, приводит к правовым и моральным нарушениям социокультурных норм (в диапазоне от бытовых конфликтов и хулиганства до экстремизма), к ухудшению экономического, производственного потенциала общества, к политическим обострениям (проблема сепаратизма, притеснения национальных меньшинств, проблема ирредент и пр.).

Маргинализация как социокультурное явление и процесс - это социальное падение или пребывание в невысоком и заранее проигрышном социальном статусе. В более узком понимании - это потеря личностью принадлежности к определенной социальной группе, нормам и ценностям соответствующей субкультуры без вхождения в другую. Примерами маргиналов могут служить неадаптированные переселенцы, в т. ч. региональные и межрегиональные (выходцы из села, переставшие быть таковыми, но не ставшие городскими жителями, бездомные, преступники и пр.), изолированные национальные меньшинства и пр.

В случае маргинализации или декультурации переселенцев адаптация также не является успешной: старые культурные нормы частично забываются, а новые не воспринимаются или усваиваются в неполном, искаженном виде. Для общества маргинализация, равно как и сепарация является нежелательной, ибо ведет к падению общего культурного уровня, духовно-моральному обнищанию, ухудшению личностных, профессиональных, квалификационных качеств мигрантов и слоев населения, соприкасающихся с ними. Появляются такие тенденции социокультурной жизни, как распространение жаргонов, диалектизмов, спрос на кич в искусстве, рост безработицы, частые проявления хулиганства, рост организованной преступности, в т. ч. этнических мафий. Общий уровень удовлетворения уровнем жизни снижается, как у мигрантов, так и коренного населения.

Культурная ассимиляция - это процесс обретения индивидом или группой людей, через интеграцию черт другой этнической или культурной группы, полное растворение одной культуры в другой. Процесс ассимиляции построен на успешной социокультурной адаптации личности, но более выгоден для принимающей стороны, нежели для самих мигрантов. Последние же лишаются всякой культурной идентичности, индивидуальности, забывают свои корни, культуру, традиции, обычаи. В период глобализации процесс социокультурной ассимиляции приобретает все большие масштабы и позволяет активно развивать экономику, производство - материальную сферу современной цивилизации за счет духовно-культурной сферы. Последняя становится унифицированной, шаблонной, обеднённой. Так, процесс вестернизации охватил значительную часть Европы, выражаясь в желании местного населения подражать американскому образу жизни, отказываясь от собственных культурных привычек.

Поэтому наиболее оптимальным результатом социокультурной адаптации является именно культурная интеграция. Под культурной интеграцией понимается установление оптимальных социокультурных связей между относительно самостоятельными индивидуумами, социальными группами, классами и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы все её части на основе общих целей, интересов. То есть культурная интеграция предполагает не разделение, изоляцию культур или их носителей и не полное слияние в угоду более сильной, а гармоничное взаимодействие, партнерство, когда степень приверженности к новой культуре и верность собственной сбалансированы (Рис.1).

При этом переселенцы адекватно, позитивно или нейтрально воспринимаются коренной культурой и адаптируются благодаря работе с ней и поддержке развитой диаспоры. Постепенно формируются элементы новой, интегральной культуры. Распространяются ценности, которые оказывают содействие сближению народов и культур, - толерантность и признания равноценности разных ("чужих", "своих") культурных систем, культурный диалог.

 

Рисунок 1. Основные типы социокультурного взаимодействия в обществе

 

Диалог культур является не просто сравнением или взаимодействием культур, он оказывает содействие порождению новых социокультурных смыслов. Наиболее полно этот диалог реализуется в новейшее время, когда впервые имеется такое большое количество разных культур как равноправных субъектов. Ему соответствует мультикультуризм как интеллектуальное течение, которое возникло в конце XX века и базируется на эгалитарном уравнивании разных религиозных и культурных форм. Определенной мерой на этом основывается и аккультурация, что в широком значении понимается как взаимодействие культур разного типа. Именно ориентируясь на культурную интеграцию, и предстоит выбрать оптимальные приемы адаптации личности к другой культурной среде.

Вывод: среди всех известных типов межкультурной адаптации личности наиболее оптимальным является межкультурная интеграция, которая предполагает взаимодействие самобытных и самостоятельных культурных групп в рамках единой культурной системы, общих целей и потребностей. Интеграции сопутствуют культурное партнёрство, диалог, явление мультикультрализма.

Таким образом, в первой главе работы можно прийти к выводу, что проблема адаптации человека к новой культуре является очень актуальной в наше время, когда в процессе глобализации усиливаются мировые миграционные процессы. Впервые к изучению социокультурной адаптации личности учёные обратились в начале прошлого века, именно в период зарождения глобальной миграции, глобального международного сообщения. При этом под социокультурной адаптацией понималась в основном аккультурация, как трансформация сложившихся моделей коренных культур. Позже, со второй половины ХХ века адаптация стала рассматриваться не только с точки зрения культурологи и социологии, но и психологии, что стало толчком формирования многих теорий адаптационных стратегий, адаптационных схем.

Анализируя отдельные из них, можно сделать вывод, что социокультурная адаптация - это приспособление индивида (адаптанта) или группы индивидов к условиям новой социокультурной среды, т.е. к новым ценностям, нормам поведения, традициям, ритуалам. Она выполняет важные социальные функции и происходит, как правило, в четыре этапа: в фазе первой реакции (эмпатия); в фазе социальной адаптации (ситуативная адаптация); в контрастной фазе и фазе реабилитации (надситуативная и полная адаптация).

Скорость и эффективность протекания всех этапов социкультурной адаптации, а также ее конечная результативность зависит от ряда объективных (социальных, культурных и информационных) и субъективных факторов (качество и адекватность приёмов и методов социокультурной адаптации). Именно правильность выбора тех или иных приёмов и методик адаптации влияет на характер и качество конечных адаптационных стратегий.

Наиболее желаемыми и позитивными стратегиями являются ассимиляция и культурная интеграция - создание целостной социокультурной общественной системы без признаков культурного конфликта или разобщённости. То есть в процессе адаптации, индивид в новой культурной среде претерпевает изменения в своей когнитивной, эмоциональной сфере, и, что является главным, меняет своё поведение. В случае культурной интеграции это поведение становится конструктивным, направленным на всестороннее социально-культурное и экономическое развитие всего общества.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...