Национально-культурная специфика речевого поведения и общения
Целесообразность выделения национально-культурных особенностей общения в специальную область исследования диктовалась соображениями теоретического и практического характера. Непосредственно этой проблематикой вот уже более двадцати лет занимаются ученые разных направлений: этнографии, лингвистики, психо- и этнопсихолингвистики. Речевая культура народа, ее национально-культурная специфика, как объект изучения, должна включать, с точки зрения А.И.Раздорского, исследование следующих составных частей – элементов этнографии, этикета общения, системы социальных отношений, невербальных средств общения, их взаимодействия и конкретного отражения в системе языка. Эти части в реальном общении слиты воедино и обусловливают друг друга как части единого целого, в данном случае – речевой культуры устного общения. Национально-культурная специфика общения заключается не в особенностях комбинации единиц языка в речи, а в особенностях использования разных коммуникативных средств, и прежде всего языковых, для достижения определенных целей общения. Различия в выборе форм и использовании средств общения являются различиями национально-культурного плана, так как коммуникативная деятельность по своей сути является взаимодействием людей с целью обмена информацией. Именно различия условий окружающей природной и социокультурной среды в значительной мере обусловливают расхождения в выполнении аналогичных деятельностей, в том числе и речевой, важное место в которой занимает устное диалогическое общение. Коммуникативное поведение, являясь одной из разновидностей разумной человеческой деятельности, формировалось под воздействием совокупного влияния комплекса факторов, которыми определяется поведение человека в обществе и способы его взаимодействия с окружающими условиями. Поэтому различия в формах и способах использования средств общения во многом обусловлены различиями в процессах формирования культурно-исторического опыта, общественного сознания, складывавшихся у представителей той или иной нации в результате влияния всех условий и особенностей ее существования. Фактически это различия культурного плана и их можно рассматривать, по мнению А.И.Разорского, как отличительные национально-культурные особенности человеческой деятельности (материал из Интернета).
Задание 2. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. По мнению А.А.Леонтьева, национально-культурная специфика складывается из системы факторов, обусловливающих отличия в организации, функциях и способе опосредования процессов общения, характерных для данной культурно-национальной общности, или, в лингвистическом плане, - данного языкового коллектива). Эти факторы прилагаются к процессам общения на разном уровне их организации и сами имеют различную природу, но в процессах общения они взаимосвязаны и переплетены с другими факторами, обусловливающими и формирующими эти процессы, прежде всего с факторами собственно языковыми, психолингвистическими и общепсихологическими (Подробнее см.: Национально-культурная специфика речевого поведения. Речевая культура народа есть продукт сложного взаимодействия факторов исторического развития данного народа. Истоки этого взаимодействия заложены в факторах этнографического порядка. Эти факторы решающим образом влияют на следующую ступень взаимодействия – этикет общения, тесно связанный с формированием системы социальных отношений и отражающий особенности исторического развития народа. Этикет накладывает отпечаток на формы общения, представляя собой следующую ступень развития факторов этнографического порядка. Ступень этикета в свою очередь тесно связана и непосредственно влияет на невербальные средства общения.
А.А.Леонтьев отмечал, что факторы, связанные с культурной традицией, складываются в этикетных характеристиках универсальных актов общения. В этом случае как воспроизводимое целое выступает не отдельное высказывание (речение), а комплекс вербального и невербального поведения, соотнесенный с той или иной определенной ситуацией и нормативный для нее. А.А.Леонтьев подчеркнул определение этикета именно через поведение, а не через деятельность, т.к. как он является тем компонентом общения, который в наименьшей степени соотнесен с социальной природой деятельности общения и как бы образует формальную поведенческую рамку, в которой развертывается эта деятельность. С другой стороны, этикет если и предусматривает воспроизведение целостного акта общения, то лишь как часть «настоящего» общения, как его компонент или составную часть. Задание 3. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. Составьте план: номинативный, вопросительный тезисный. Этикет, регулирующий поведение людей в стандартных ситуациях, является важной составной частью культуры. Проблематика, связанная с понятием этикета, активно разрабатывается в этнографии, в лингвистике. В лингвистике под этикетом понимается «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения». В семиотическом плане существенным является выделение наблюдателя как реального или потенциального участника этикетного общения. Социолингвистическое изучение этикета включает освещение как языковых, так и не языковых средств общения для выявления социально значимых различий в коммуникативных ситуациях, установление универсальных и национально-специфических характеристик этикетного поведения, определение параметров этикетной вариативности. Представляя собой регулирующие правила речевого поведения, речевой этикет маркирует и социальные отношения коммуникантов, в связи с чем его единицам присуща широкая социальная вариативность.
Задание 4. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. Этикет как стандартное официальное поведение людей является специфическим способом выражения социального статуса человека. Разворачиваясь на социальной дистанции между участниками общения, этикет включает вербальные и невербальные средства выражения и проявляется в поведенческом (индексальном) и нормативном (оценочном) аспектах. Этикет как поведение представляет собой систему способов поддержания общения между людьми, относящимся к разным группам общества. Этикет национально специфичен. Способы этикетного общения обусловлены этикетной системой и этикетной ситуацией и вне контекста являются содержательно пустыми. Способы этикетного общения представляют собой формульные модели поведения, включающие несколько последовательных ходов и интерпретируемых в рамках культуры, присущей речевому коллективу. Языковые характеристики этикета отражены в словаре как тематическая отнесенность лексики (поведение: этикетное поведение: юридическое и ритуальное поведение) (материалы из Интернета). Неделя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|