Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этикет и международные отношения




Основные черты этикета являются универсальными, т.е. международными. Однако иногда даже хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение из-за незнания национально-специфических особенностей, принятых в поведенческой и речевой культуре той или иной страны или нации. У каждого народа существуют свои представления о нормах поведения в быту, профессиональной сфере, экономике, политике, бизнесе и т.д. Так, в Турции семья, в которой вы гостите, может пригласить вас провести время в бане; в странах Ближнего и Среднего Востока рукопожатие – обычное дело, но в своем доме хозяин может приветствовать вас поцелуем в обе щеки, и ваш долг ответить ему тем же; на Кавказе мужчины приветствуют друг друга похлопыванием по плечу, поцелуй же здесь не обязателен: в зависимости от характера взаимоотношений они могут просто приложиться «щека к щеке»; в Тайланде принято говорить о жаре, а в Японии – о религии и политике.

В странах Юго-Восточной Азии выше всего ценится скромность, для выражения которой человек неодобрительно отзывается о себе, о своих вещах и т.д. правила приличия требуют принижать себя и возвышать собеседника.

Всем известно, что на вопрос «Как дела?» американец оптимистически восклицает: «Прекрасно!», в то время, как русские обычно отвечают: «Ничего», «Потихоньку». В Иране при встрече вместо «Здравствуйте» спрашивают: «Как дела?», причем ответа не дожидаются, а продолжают разговор или расходятся по своим делам. В Афганистане считается неучтивым задавать вопрос о здоровье. Чехи говорят о наличии массы проблем и забот бодрым тоном, как бы подчеркивая, что их жизнь наполнена работой, они деятельны и готовы преодолевать трудности.

Национальные особенности имеют и язык жестов, о чем необходимо помнить при общении с представителями иной культуры. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний), повернутые от себя, являются знаком победы, но если они повернуты к себе, то жест равнозначен выражению: «а иди ты подальше». Болгары, утвердительно отвечая на вопросы собеседника, покачают головой из стороны в сторону, и наоборот, отвечая «нет», кивнут головой. Голландец, желая сделать комплимент относительно удачной идеи собеседника, покружит пальцем у виска. Мусульмане никогда не передают собеседнику что-либо левой рукой - это считается верхом неуважения, так как согласно Корану, левая рука считается лживой.

 

 

Неделя

Тема. Современный деловой этикет и протокол.

План

1. Этикет как социокультурное явление.

2. Основные правила современного делового этикета.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Как возник этикет?

Этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. С точки зрения семиотики (науки о знаках и знаковых системах) этикет того или иного народа в определенный исторический период может быть представлен как совокупность знаков, имеющая свой словарь (набор символов) и грамматику (правила сочетания этих знаков). «Словарь» этикета включает набор поведенческих стереотипов, маркирующих те или иные ситуации;

Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: "Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.

В современную эпоху в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

В России до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Виды этикета. Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Также этикет разделяется на подсистемы: Речевой этикет, этикет поведения и этикет внешнего вида.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Общие правила этикета

Не опаздывать. Держать слово. Не сплевывать на пол. Прилюдно не чесаться. Сдерживать негативные эмоции и изящно выражать позитивные. Громко не смеяться. Делать все достойно, без суеты. Понижать голос, не писклявить, говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слов-паразитов. При обращении к другим людям использовать вежливые слова. При причинении неудобств другим людям извиниться. Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд, когда он явно это заметил. Не говорить о других людях плохо в их отсутствие. Обращаться к незнакомым людям на "Вы". Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений. Одеваться опрятно. Прилюдно не ковырять в носу.

Серьезность целей предпринимательской деятельности, ради которых вступают в партнерские отношения, и принципы делового партнерства, которых мы придерживаемся, диктуют и соответствующие нормы поведения. Что же они предусматривают?

Обязательной нормой поведения делового человека должны быть: вежливость, учтивость, обходительность, сдержанность и мягкость во взаимоотношениях с другими людьми. Характерным для делового человека являются такие черты, как скромность, простота, приветливость, доступность, открытость, последовательная аккуратность, пунктуальность. Деловой человек, истинный предприниматель должен стремиться во всех случаях и в любых условиях оставлять о себе хорошее впечатление и запоминаться.

В поведении делового человека совершенно недопустимы высокомерие, пренебрежительное отношение к собеседнику, демонстрация своего превосходства.

В поведении делового человека определенную роль играет любая мелочь, поэтому он должен постоянно контролировать свое поведение, зная, что можно себе позволить, а чего нельзя. Это основа этикета.

При первом деловом знакомстве, во время деловых приемов и встреч деловой человек не будет шумно выражать свой восторг, допускать громких восклицаний, высказывать комплименты по поводу одежды, прически, украшений присутствующих, оформления интерьеров, оборудования офиса. Все это будет звучать плоско и неестественно. Здесь надо вести себя не так, как если бы вы навестили дома своих близких друзей, где все эти эмоциональные всплески вполне допустимы и даже желательны.

Какой бы непринужденный характер ни носила деловая встреча или деловой прием, какая бы ни царила на нем дружеская атмосфера, не стоит забывать, что они имеют деловое, официальное назначение.

Во время делового приема, совещания следует воздерживаться от курения, если на это не было дано разрешения или руководитель приема не подал примера. Надо учитывать, что сегодня во многих зарубежных фирмах провозглашен отказ от курения, и бесцеремонность закурившего без разрешения может быть принята за неумение вести себя прилично, что не делает чести деловому человеку.

Если принимая деловых людей, вы предложили во время визита вашим партнерам прохладительные напитки, чай или кофе, но гости от них отказались, не следует настаивать. Они дали понять, что хотели бы не теряя времени, приступить к делу, а вы в этом тоже заинтересованы. Излишняя суета ни к чему. Но если вы все же считаете нужным решать свои вопросы за чашкой кофе, подавайте его, не спрашивая желания гостей. Если они к поданному кофе не притрагиваются, не следует фиксировать на этом особое внимание, настойчиво упрашивать, предлагать заменить более горячим и т.п. Все это создает излишнюю неуместную суету, отвлекая от дела. Каждый раз, вставая из-за стола в офисе, зале заседания, в буфете, ресторане, не забывайте поставить на место стул (кресло), на котором сидели (если вы с дамой, сделайте это за нее).

Направляясь по приглашению на прием, критически оцените свою внешность, прическу, костюм, обувь. Они, как уже было сказано, не должны быть экстравагантными, вызывающими, кричащими. Чем строже будет их отбор, тем лучшее вы оставите впечатление. Но не стоит впадать в крайность: строгость внешнего вида не должна быть подчеркнутой, выпяченной. Внешний вид должен быть таким, чтобы вы себя чувствовали во время встречи самым естественным образом. Самое главное - это как раз естественность во внешности и в поведении. При себе желательно иметь несколько визитных карточек, блокнот для записей, авторучку, фломастер, издания и публикации, характеризующие деятельность вашей фирмы - рекламное издание, фирменный каталог, газетно-журнальные публикации, препринт вашей статьи, сувенир, - с таким расчетом, чтобы можно было представить себя и свою фирму и кое-что оставить в качестве презента.

По вопросам соблюдения норм поведения и этикета в последние годы издано множество различных пособий, несколько меньше - по вопросам делового этикета. Эти пособия целесообразно изучать в индивидуальном порядке, заимствуя то, что каждому, кто к ним обращается, покажется важным и существенным. Нельзя забывать, что при непосредственном деловом общении соблюдение принятого этикета, общепринятых норм поведения необходимо, так как даже самые незначительные промахи в поведении отклонения не остаются незамеченными.

Таким образом, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

КЛК «Этические нормы поведения в обществе»

Задание 1. Прочитайте текст и составьте пла и вопросы.

Главным фрагментом социокультурной матрицы следует считать пакет этических заповедей-наставлений.

Под этикой (лат. ethica – нрав, обычай, привычка, темперамент, характер) обычно подразумевают систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанностей по отношению друг к другу, к семье, своему народу и государству, учение о морали, о нравственности как одной из важнейших частей индивидуального и общественного сознания.

Термин этика впервые был употреблен Аристотелем для обозначения раздела философии, представляющего собой учение о нравственной добродетельности и добродетелях, т.е. фактически теорию нравственности. В этой связи существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того, что такое хорошее поведение и что такое плохое, что делает поведение правильным и что неправильным. А поскольку поведение людей – это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, к другим людям, к обществу в целом), то общество всегда в той или иной мере должно осуществлять контроль и коррекцию поведения своих членов, стремясь наиболее разумным способом увязать интересы отдельных индивидов, значимых слоев общества, нации и государства в целом, найти своего рода «баланс» всех этих интересов.

Для этих целей существуют так называемые социальные регуляторы поведения: традиции, инновации, законодательное право, мораль, этикет, содержащиеся в соответствующих законах, обычаях, нравах, правилах, уставах, установках и наставлениях, которые содержат, вырабатывают, уточняют или специфицируют соответствующие социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействий. Общество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оценки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое, как объединенная нация, наконец.

Однако прежде чем определить, какое поведение людей является правильным – моральным, а какое неправильным – аморальным, необходимо прояснить, что такое добро и зло – эти фундаментальные основания, критерии любого этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла, а также на общепризнанные в обществе моральные ценности и безнравственные пороки. Связывая зло напрямую с невежеством, Сократ даже пытался убедить сограждан, что «никто не делает зла сознательно, а только по неведению».

Стремясь к постоянному нравственному прогрессу, каждое государство должно стремиться развивать и совершенствовать нравственное сознание своих граждан, наполняя его осовремененным содержанием таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Ведь в какой бы форме в обществе не велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, ибо категория справедливость в наибольшей степени отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния индивиду за совершенные действия – хорошие или плохие. Понятием справедливость оценивается соответствие, соотношение между: а) нравственным статусом индивида и «нишей» в обществе, функциональной ячейке, которую он занимает в структуре социума, насколько она соответствует его способностям, возможностям, морали и сознанию; б) добродетельностью, благими поступками и деяниями индивида и воздаянием, поощрениями и вознаграждениями ему за это от общества; в) преступлением индивида и наказанием; г) обязанностями индивида и предоставленными правами; д) достоинством человека и честью, уважением и признанием, ему оказываемых. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро, как должное.

Особое место в этике занимает понятие долга, означающее осознание, понимание индивидом необходимости подчинения общественной воле. Т.е. нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личным императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личного заинтересованного отношения к ним. Именно осознание требований долга вкупе со своими интересами и приводит к появлению у человека чувства долга.

Будучи включенным в систему различных общественных отношений, человек попадает в зависимость от многих людей, и как результат – оказывается «должен» всем. В зависимости от развитости сознания существует своего рода иерархия долгов: долг перед человечеством, долг перед Родиной, долг перед нацией, долг перед обществом, долг перед коллективом, долг перед семьей (родителями, супругом, детьми), долг перед друзьями и, наконец, долг перед самим собой.

Люди нравственного долга всегда активны, деятельны, они не могут равнодушно проходить мимо морального или иного ущемления прав другого человека, неэффективному выполнению кем-то своих обязанностей, крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг побуждает человека к активной гражданской позиции, развивает в нем чувство лично сопричастности всему происходящему в мире и выражается в стремлении вносить посильный вклад в общее дело.

Другой стороной долга, более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного воздействия, является совесть – способность к активному самоосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам и правилам поведения, к самостоятельному формулированию для себя высоких нравственных обязанностей и требованию от себя их выполнения, производя при этом самооценку совершаемых поступков с высот нравственности.

Совесть, у кого она есть, является чутким индикатором, определяющим соответствие индивидуального поведения индивида высшим моральным предписаниям. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определенной цельностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом.

Исходя из этого, этику следует изучать не столько для того, чтобы ЗНАТЬ, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать и БЫТЬ добродетельным (моральным).

Задание 2. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. Составьте план: номинативный, вопросительный тезисный.

Этические нормы и правила, как уже отмечалось, вырабатывались и развивались на протяжении веков и даже тысячелетий в рамках практической философии. Особое место в них занимали так называемые табу – запреты. Отдельные этические правила со временем приобрели универсальное значение и стали в разряд непререкаемых истин. Примером такого рода может служить уже упоминавшееся так называемое «Золотое правило» – одна из древнейших нравственных заповедей, оттачиваемых веками, первые варианты которой относят к создателям древневосточной и древнегреческой философии. Поэтому суть «Золотого правила» и проста, и глубока: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе». Эта заповедь вошла в Евангелие, содержится в народных пословицах и поговорках, Иммануил Кант усовершенствовал ее еще больше в своем категорическом императиве.

Свои этические нормы имеют даже животные и за неимением других средств передачи их сути они передаются от поколения к поколению генетически. На уровне домашних животных этика поведения достигается также и специальной дрессировкой. К ней наиболее склонны собаки, лошади, попугаи, кошки.

С появлением более осознанных форм жизни человекоподобных животных, а в особенности, с появлением письменности у человека, этические нормы стали записываться в виде законов, наставлений, учений. Они вошли составными частями и в Талмуд, и в Библию, и в Коран, и в учебники по поведению, и в наставления великих философов, в разумные законы и справедливые конституции всех стран. Среди наиболее известных наставлений по этике следует считать "Никомахову этику" Аристотеля, трактат «Этика» Спинозы, «Афоризмы житейской мудрости» Артура Шопенгауэра и другие.

Светская мораль, как поведенческое направление, выделилось среди этических учений в эпоху Средневековья, отделившись от этических христианских основ и воплотившись в рыцарскую мораль и придворный этикет. Кодекс рыцарской чести к главным достоинствам человека относил собственно честь, а также благородство и мужество, к недостаткам – предательство, вероломство и скупость. Правила Кодекса, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гуманностью, чувством собственного достоинства. Главным для рыцаря была не победа, а само поведение в бою. Именно рыцарская честь стала отличительным признаком и опорой в жизни человека благородного звания. Считалось, что душа рыцаря принадлежит Богу, жизнь – Королю, сердце – Прекрасной Даме и только честь он не мог отдать никому.

Поведение человека в обществе – это многогранное понятие, отражающее все формы общения человека с окружающим миром. Оно подразумевает реакцию человека на события, которые происходят здесь и сейчас, а также отражает желание и способности человека следовать правилам и нормам, установленным в обществе. В основе поведения лежат потребности человека в социальном общении, эти потребности подразумевают действия, с помощью которых и осуществляется контакт с внешним миром.

Каждое действие поведенческого характера предусматривает движущий мотив. Мотивы обуславливают определенный порядок поведенческих действий. Эти действия по своему типу делятся на 2 категории: автоматические и сознательные.

Автоматические действия. В основе этих действий лежат рефлексы, заложенные в человеке от рождения, а также приобретенные в течение жизни навыки, которые при своей реализации не требуют интеллектуальной деятельности, а доведены до автоматизма. К их числу относят умение читать, писать, вертикально ходить.

Сознательные действия. Требуют от человека включения интеллекта. При попадании в необычную для себя среду человек сознательно выбирает для себя определенный шаблон поведения, который сообразуется с его пониманием окружающей обстановки. Сознание всегда стремится закрепить этот шаблон поведения и перевести его в категорию автоматических действий. Например, такое происходит, когда человек приходит на работу в новый коллектив. Первые несколько дней он подстраивает свое поведение под требования работодателей и условия коллектива, а затем его действия доводятся до автоматизма.

Психика человека постоянно ведет работу в направлении закрепления разных жизненных ситуаций в автоматические поведенческие действия. Основными мотивами для такого закрепления являются с одной стороны счастье, а с другой – боль. К примеру, неправильное поведение пешехода на проезжей части приводит к травмам или смерти, сознание закрепляет порядок пересечение дороги на зеленый свет светофора и по пешеходному переходу.

Успехи на работе связаны с получением морального удовольствия – ощущение счастья. Сознание также закрепляет порядок действий, которые привели к этому ощущению. Таким образом, поведение человека складывается из действий, которые не допускают организм к потере жизнеспособности и закрепляют порядок достижения успеха и счастья.

Так или иначе, но коренной вопрос всякой этики всегда затрагивает смысл человеческой жизни как таковой, и жизни данного индивида, в частности. От воззрения на место человека в обществе, во Вселенной вообще, и конкретного индивида, в частности, зависит и решение всех остальных этических вопросов. При этом следует иметь в виду, что нравственность всегда проявляется в конкретных действиях любого человека, в его каждодневном поведении.

Таким образом, все вопросы нравственности могут быть сведены к трем пунктам, а именно:

во-первых, к природным (генетическим) данным человека, т.е. к ментальным основам его головного мозга, к его психике и сознанию, дающим возможность создание нравственного мира в обществе, одновременно освобождая его от элементов безнравственности; во-вторых, к учению о целях, смыслах и ценностях, характеризующих любую человеческую деятельность, как нравственную или порочную; и, наконец, к учению о разуме и добродетели, а также путях, посредством которых природные данные человеческого менталитета делают возможным достижение разумных целей и всеобщего блага.

Но все три задачи этики, в конце концов, больше всего зависят от взгляда на смысл человеческой жизни. Если смысл жизни человека сводится только к эгоистическим устремлениям, то большинство целей и задач, которые он себе ставит – безнравственны. Если смысл своей жизни человек видит в добродетели, т.е. в делании добра другим людям, то такие цели всегда считались благородными, а поступки и суждения, т.е. поведение человека – высоконравственным. Именно такой смысл носит название здравого.

Было бы, конечно, большой смелостью утверждать, что смысл человеческой жизни кем-либо сформулирован в окончательном виде и что вопрос этот может быть решен с такой достоверностью и точностью, как какая-либо математическая задача. Каждый человек решает для себя этот вопрос по-своему (если вообще о нем задумывается), причем жизненный опыт и полученный объем знаний, их качество служат основанием для того или иного рассуждения и решения. Вместе с тем, лишь глубокие научно-философские познания могут помочь в уяснении вопроса о смысле жизни с наибольшей приближенностью к истине и согласовать каждый из вариантов решений с остальными понятиями, входящими в состав цельного миропонимания (материалы из Интернета).

Задание 3. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. Составьте план: номинативный, вопросительный тезисный.

Вопрос о смысле человеческой жизни на практике обычно допускает три основных решения: скептическое, догматическое и критическое. Скептическое решение состоит в утверждении, что человеческое познание ограничено, что ничего с достоверностью утверждать нельзя, следовательно, нельзя знать и о том, в чем заключается смысл человеческой жизни. Логический вывод, который отсюда обычно делается, заключается в «воздержании» от активной деятельности, или в прожигании жизни, т.е. живя «одним днем».

Догматическое решение выражается в двух противоположных воззрениях на человеческую жизнь, эти два вида можно назвать вульгарно-материалистическим и идеалистическим.

Вульгарно-материалистическое воззрение зиждется на чисто механистическом взгляде на мир, не затрагивая всей его глубины, не вникая в подлинную суть законов, лежащих в основе природных явлений, в конечном итоге став одной из сторон человеческого невежества. Человек в этом воззрении оторван от природы и все вокруг, включая нравственные нормы, находятся в отрыве друг от друга, существуют сами по себе.

Другой стороной человеческого невежества, прямо противоположной, является идеалистический догматизм. В отличие от вульгарного материализма, который пытается объяснить жизнь и нравственность, исходя из того, что «под человеком», идеализм, напротив, исходит из того, что находится как бы «над ним».

Идеалистическая этика имеет очень много разновидностей, но если взять ее в самой резкой и в то же время в самой простой форме, т.е. в той, в которой идеалистический догматизм трансформируется в религиозную этику, то суть ее сводится к следующему: Бог и провидение руководят человеком; на человека возложена Богом определенная задача посредника, поэтому жизнь имеет ценность не сама по себе, а постольку, поскольку она служит постепенному достижению высшей цели, лежащей большей частью вне земного существования (различные варианты загробной жизни, переселения душ, реинкарнации и т.п.).

При таком взгляде на человеческую жизнь естественной становится вера в бессмертие души и абсолютную ценность этического закона. Религиозное сознание отстаивает учения, заключающие в себе принижение человека и его достоинств, призывающие к пассивности и смирению, к уклонению от активной жизненной позиции. Для него одинаково важно сохранить в неприкосновенности оба утверждения, а именно, что все без изъятия зависит от Бога и что ничего не зависит от человека.

В итоге скептическое решение никогда не владело долгое время умами людей, оно разбивалось о практику, сама жизнь опровергала это оторванное от нее учение. Оба вышеуказанных догматических решения страдают большим недостатком, связанным именно с их догматичностью: связь этики с метафизикой в этих решениях превращена в полную зависимость первой от второй, в силу чего природа нравственности в этом случае видится умаленной и даже искаженной. А поскольку сама метафизика так и не приобрела за долгие века необходимого обоснования, все ее предпосылки оказались висящими в воздухе.

Для того, чтобы избежать этого недостатка – необоснованности, следует исходить не из того, что «ниже», и не из того, что «выше» человека, а из самого человека, из природы человеческого разума и связанной с ним нравственности, как проявления разума. Именно этого пути и держится третье направление, рассматривающее вопрос о смысле человеческой жизни, – направление, которое называют критическим, и только оно по праву может быть основой светскости, оказывать правильное влияние на поведение людей.

Это воззрение отражает научно-философский подход и строится на базе эволюционного материализма. В отличие от вульгарного эволюционный материализм всегда сочетается с теорией развития. В итоге получается следующий взгляд на человека: истинное бытие материально, человек же с его духовным и нравственным миром есть лишь явление, вполне подчиненное мировым законам, вытекающим из природы вечной материи, которая создает сначала неорганический мир, затем органический, и, как венец его – человека, а точнее, человеческий головной мозг. Поэтому нравственный мир есть продукт процесса эволюции головного мозга человека, совершенствования тех его областей, которые способствуют росту его сознания, проявлению его совести, углублению его разума.

Современное критическое направление этики, исходящее из анализа фактов нравственной природы человека, отличается от скептическою и догматического прежде всего по результатам, т.е. оно может не только предложить новое воззрение на смысл человеческой жизни, но и обосновать это решение. Ранее перечисленные ответы: скептический («никакого смысла в жизни человека найти нельзя») и догматический («смысл лежит в самой жизни» и «смысл жизни заключается в Боге или нравственном мировом порядке») – предлагают возможные решения, не вытекающие из факта нравственного мира, а, напротив, нравственный мир подводят под готовые категории, независимые от него (материалы из Интернета).

Задание 4. Порчитайте текст. Выделите основные нормы и правила этика. Составьте план: номинативный, вопросительный тезисный.

Современное направление в этике не может не учитывать те особенности в поведении индивидов, которые специфицированы упоминавшимся уже выше диалогическим персонализмом, т.к. согласно этим воззрениям специфика отношений яты проявляется прежде всего в отношениях, характеризуемых категорией встреча. В подлинных встречах формируется и человечность, и человечество, ибо здесь устанавливаются отношения между людьми, характеризующиеся любовью и заинтересованностью друг в друге. Поэтому в выборе правильности отношений нельзя делать уклон ни в сторону индивидуализма, ни в сторону коллективизма. Они должны рассматриваться в первую очередь как отношен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...