Упражнения по культуре речи
Вариант 1 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *: аналог, баловать, эскорт*, нефтепровод, закупорить, искра, исповедание, облегчить, уведомить, знамение*, новоржденный, дремота, средство, средства (мн.ч.), статут*. При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы.
2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: бухгалтер, год, инженер, инспектор, конструктор, лагерь. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: апельсины, бананы, башкиры, гектары, граммы, грузины, дебаты. 4. Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»: авеню, амплуа, атташе, Осло, сулугуни. 5. Исправьте речевые ошибки в приведенных ниже предложениях: 1) Лёня рос круглой сиротой. 2) Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 3) Я напою тебя отличным кофеем. 4) Он был способный выполнить любую задачу. 5) Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 6) Обои девочки были очень хорошенькие. 6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: абонент на цикл лекций, коренной абориген, передовой аванпост, делать авансы вперед, своя автобиография. 7. Составьте словосочетания со следующими словами: столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний., безлистный – безлистый, ванна – ванная, нетерпимый – нестерпимый.
8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках: 1) (Издаётся / издаются) ряд новых книг; 2) Меньшинство детей (уйдёт / уйдут); 3) четыре (глубокие / глубоких) колодца; 4) две (новые / новых) парты; 5) скучаем по (вас / вам); 6) управляющий (магазина / магазином). 9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант предложений: 1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения. 2) Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 3) Базаров был не только нигилистом, а также циником. 4) Останки великого писателя возвращаются на родину. 10. Докажите принадлежность данного текста к официально-деловому стилю: найдите языковые черты официально-делового стиля в предложенном тексте. ООО «Алина» уведомляет своих клиентов о том, что в связи с повышением закупочных цен на сырье с нового календарного года будут повышены оптовые и розничные цены на продукцию фирмы. Высылаем вам новый прейскурант, чтобы вы могли заблаговременно ознакомиться с ним. Искренне надеемся на продолжение нашего сотрудничества и на понимание необходимости предпринятых мер.
Вариант 2 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *: алфавит, афера*, блекнуть*, документ, каталог, избранник, мышление, партер, оптовый, предвосхитить, статуя, христианин, столяр, углубить, избаловать, досуг, завидно. При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы. 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: договор отпуск, слесарь, соболь, шницель, шофёр.
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: казахи, килограммы, консервы, коррективы, критерии, сапоги, томаты. 4. Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»: алиби, бра, бри, визави, Миссисипи. 5. Исправьте речевые ошибки в приведенных ниже предложениях: 1) Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 2) В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверёнка. 3) Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 4) Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. 5) Я нашел этот справочник у меня в кабинете. 6) И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: другая альтернатива, в апреле месяце, без ничего, бережливо относиться к детям, места бывших сражений. 7. Составьте словосочетания со следующими словами: хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый, вдох – вздох, дипломник – дипломант, подвижник – сподвижник. 8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках: 1) Шесть стульев (стоит / стоят) у стола; 2) Большинство детей (уйдёт / уйдут); 3) два (старинные / старинных) зеркала; 4) три (глубокие / глубоких) парты; 5) скучаем по (нас / нам); 6) заведующий (кафедры / кафедрой). 9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант предложений: 1) В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой. 2) Открыв окно, запахло соснами. 3) Когда мальчишка трусливо убегал, чувствуя свою значительность, хозяин погрозил ему вслед. 4) Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким. 10. Докажите принадлежность данного текста к официально-деловому стилю: найдите языковые черты официально-делового стиля в предложенном тексте. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.
Вариант 3 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *. Кухонный, баловать, договор, сирота, сироты (мн. ч.), некролог*, памятуя, столяр, маневр, черпать, статут*, ходатайствовать*, шасси, эксперт, принудить, никчемный. При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы. 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: лагерь, договор, тополь, трактор, сектор, торт. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: комментарии, мандарины, монголы, нервы, носки, осетины, погоны. 4. Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»: лассо, Мехико, пенальти, маэстро, кольраби. 5. Исправьте речевые ошибки в приведенных ниже предложениях: 1) У моей собачки смешной хохолок, как у свиристеля. 2) В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. 3) Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 4) Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут ещё вялее. 5) Добрыня сидит на своём коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 6) У ней не было ни кола, ни двора. 6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: свободная вакансия, вентилировать предложение, войти вовнутрь помещения, мы обсудим это где-нибудь в начале мая, на эту дату назначить собрание акционеров. 7. Составьте словосочетания со следующими словами: абонемент – абонент, адресат – адресант, бережно – бережливо, статут – статус, здравица – здравница, вперемежку – вперемешку, подпись – роспись.
8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках: 1) (Пришел / пришли) сорок один человек; 2) Много людей (заболело / заболели); 3) в городе (Челябинск / Челябинске); 4) (оплатить / заплатить за) питание; 5) согласно (договору / договора); 6) Он (неисправимый / неисправимая) задира. 9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант предложений: 1) Стоя на платформе, быстро подошел поезд. 2) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения.. 3) Наша беседа продолжалась еще часа два, в заключение которой я уехал. 4) В своих заметках автор детально описывает о своем путешествии на Кавказ. 10. Докажите принадлежность данного текста к официально-деловому стилю: найдите языковые черты официально-делового стиля в предложенном тексте. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям). Вариант 4 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *. Первенствовать, прецедент*, приговор, форум, черпать, радушный, трубопровод, мизерный*, августовский, алкоголь, завидно, начать, кладовая, каталог, квартал. При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы. 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: соболь, трактор, бухгалтер, инспектор, цех, шницель. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: помидоры, рельсы, сапоги, томаты, чулки, шахматы, эскимосы. 4. Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»: портмоне, либретто, кюре, Нагасаки, цеце. 5. Исправьте речевые ошибки в приведенных ниже предложениях: 1) Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. 2) Море можно раскрасить синим гуашем. 3) Мысли мои становились все глупее и пустее. 4) Картофель уже совсем готовый к употреблению. 5) Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 6) Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств.
6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: он завсегда вежлив, иметь роль, гостиница для командировочных, играть значение, так ведет себя только невежда.. 7. Составьте словосочетания со следующими словами: экономный – экономичный, геройский – героический, драматичный – драматический, командированные – командировочные, индейцы – индийцы, знамя – знамение, поверка – проверка. 8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках: 1) Перед ним (сидит / сидят) тысяча детей; 2) Много людей (заболело / заболели); 3) в городе (Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить за) проживание; 5) согласно (приказу / приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка. 9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант предложений: 1) Однажды, ведя урок в девятом классе, девушка с последней парты взвизгнула. 2) Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни. 3) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготы. 4) Лектор оперировал с точными фактами. 10. Докажите принадлежность данного текста к официально-деловому стилю: найдите языковые черты официально-делового стиля в предложенном тексте. Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Вариант 5 1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *. Каталог, каучук, квартал, псевдоним, некролог*, диспансер, добыча, черпать, шасси, статут*, мизерный*, закупорить, вероисповедание, сосредоточение, шасси, украинец. При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы. 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: бухгалтер, год, инженер, инспектор, конструктор, лагерь. 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: апельсины, бананы, башкиры, гектары, граммы, грузины, дебаты. 4. Определите род данных существительных. Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное или причастие + существительное»: авеню, амплуа, атташе, Осло, сулугуни. 5. Исправьте речевые ошибки в приведенных ниже предложениях: 1) Лёня рос круглой сиротой. 2) Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 3) Я напою тебя отличным кофеем. 4) Он был способный выполнить любую задачу. 5) Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 6) Обои девочки были очень хорошенькие. 6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: одела на себя шляпу, плеяда новейших компьютеров, экологичный агрегат, ярый спор, экономическая эффектность проекта. 7. Составьте словосочетания со следующими словами: эффективные – эффектные, туристский – туристический, представить – предоставить, тактичный – тактический, личный – личностный, методичный – методический. 8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках: 1) В городе (открылось / открылись) много магазинов; 2) Много людей (заболело / заболели); 3) в городе (Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить за) проживание; 5) согласно (приказу / приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка. 9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант предложений: 1) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 2) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 3) Стоя у двери, человек был высокого роста. 4) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 10. Докажите принадлежность данного текста к официально-деловому стилю: найдите языковые черты официально-делового стиля в предложенном тексте. Справка Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Челябинска» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Челябинск по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|