Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КЛК «Из истории развития риторики»




Задание 1.Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи относится текст? Озаглавьте текст. Составьте план текста. Подготовьте устный пересказ.

Риторика возникла в V в. до н.э. в Древней Греции как практическая необходимость в обществе, где дар слова ценился так же, как и военное искусство.

Само возникновение риторики связано с развитием демократии в обществе, когда от умения сказать, убедить сограждан зависели судьбы людей, государства, вопросы войны и мира, судебные решения и т.д.

В Афинах, когда политические вопросы решались в Народном собрании, когда любой мог высказаться по самым злободневным вопросам – от государственных до личных, – высоко ценилась сила слова, мудрого, убедительного.

Опыт красноречия, ораторского искусства обобщен великими античными мыслителями: Сократом, Платоном, Аристотелем.

Великий древнегреческий философ Сократ развил диалектический метод диалога, рассуждения, беседы для выявления истины. Хороший оратор должен уметь ставить вопросы и давать ответы на них. Для Сократа нет ничего выше абсолютной истины, - «подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины».

Ученик Сократа Платон в своих диалогах «Горгий», «Федр» «Протагор» резко выступает против софистов (от греч. sophistеs – мудрец), которые видели цель риторики не в истине, а в убедительности.

Крупнейшим теоретиком античной риторики был Аристотель – философ и ученый. Он заложил основы риторики как науки. Свои мысли и опыт изложил в трактате «Риторика» - единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас и состоящем из трех книг.

Предмет риторики определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Мастерство речи, по Аристотелю, заключается в доказательности речи. Трактат Аристотеля лег в основу позднейших античных риторических идей в Европе, а некоторые положения созвучны современной риторике.

Интересны мысли Аристотеля о том, что доказательства могут зависеть от: 1) характера говорящего; 2) настроения слушателей; 3) самой речи;

Не менее ценные наблюдения высказаны Аристотелем об отношениях «оратор – аудитория». Что вызывает доверие у слушателей? Как учитывать настрой аудитории, ее состав, ее интересы?

Задание 2.Прочитайте текст. К какому типу и стилю речи относится текст? Озаглавьте текст. Составьте к нему план.

Огромную роль в развитии риторики сыграл М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.

Первую краткую риторику Ломоносов написал предположительно в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут немецкими академиками. Так, один из них при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке». Но Ломоносов «ослушался» и свою вторую, «пространную» риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 году.

Риторика Ломоносова представляет собой научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVIII веке, но в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей XVIII века и принесло ему громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени»

Задание 3.Прочитайте текст. Определите тему и идею текста. К какому типу и стилю речи относится текст? охарактеризуйте языковые особенности текста. Составьте к данному тексту вопросный план. Передайте содержание текста. Сделайте разбор слов по составу: развивалось, ораторского, обладая, судопроизводство.

Риторика в Казахстане

В Казахстане издавна развивалось судебное и бытовое красноречие. Решение важнейших государственных, правовых, общественных дел требовало от говорящего большого мастерства, ораторского искусства. Красноречие ценилось и в быту, и в семье, а особенно требовалось от судей. Обязанности судьи возлагались на биев. Они были немногочисленны. Обладая природным умом и даром красноречия, бии соединяли в себе глубокие познания и знания обычаев народа. Право быть бием, таким образом, определялось двумя исходными моментами: требовались глубокие познания тогдашнего судопроизводства и учитывалось ораторское мастерство. Глубокие знания судебных обычаев предполагали знание норм обычного и шариатского права, в том числе и одного из первых сводов казахских законов «Жеті жарғы» («Семь установлений») – законодательного памятника ханского периода. По данным историков, сама идея создания «Жеті жарғы» относится к 70-м годам XVII столетия. Обычно, со ссылкой на предания, инициатором составления этого свода законов называют хана Тауке. По одной из версий, он собрал для совета трех биев (Толе би – от Старшего жуза, Казыбек би – от Среднего жуза, Айтеке би – от Младшего жуза) и с их помощью составил и утвердил ряд законоположений. По другой версии, хан Тауке собрал в урочище Куль-Тобе семерых биев, и именно эти бии в обновленном виде представили свод обычаев ханов Касыма и Ишима. Текст этого законодательного документа (на русском языке – в записях А.Левшина) содержит нормы административного, уголовного и гражданского права.

Задание 4. Подготовьте доклад на тему о проблемах современного образования в Казахстане. Используйте материалы из официальных источников, газет, журналов.

 

Неделя

Тема. Этические нормы речевой культуры

План

1.Понятие «речевой этикет».

2.Формулы речевого этикета и их группы.

 

Этикет по происхождению французское слово. Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета. Порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета имеет воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.\

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Какие факторы определяют формирование речевого этикета?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум; совещание, на котором обсуждаются экономическое, финансовое положение компании, предприятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета:

В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками.

Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».

О некоторых особенностях речи французов и французского языка свидетельствует И. Эренбург:

В речах ораторы любят щеголять оборотами, взятыми у авторов XVIII века, а письмо, касающееся очередной биржевой сделки, маклер кончает обязательной формулой: «Благоволите, милостивый государь, принять уверения в моем глубоком к вам почтении».

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключение. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этика предписывает следующие формулы:

- Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь(те) познакомиться.

- Давай(те) познакомимся.

- Будем знакомы.

- Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

- Позвольте (разрешите) представиться.

- Моя фамилия Колесников.

- Я Павлов.

- Мое имя Юрий Владимирович.

- Николай Колесников.

- Анастасия Игоревна.

Если же посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:

- Как ваша (твоя) фамилия?

- Как ваше (твое) имя, отчество?

- Как вас (тебя) зовут?

- Как ваше (твое) имя?

Во многих случаях используются визитные карточки. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому она представляется, должен взять ее и прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие – здравствуйте

Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым» то есть здоровым. Наряду с этой формулой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

- Доброе утро!

- Добрый день!

- Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий, существуют приветствия, которые подчеркивают радость встречи, уважительное отношение, желание общения.

- (Очень) рад вас видеть!

- Разрешите (позвольте) вас приветствовать!

- Добро пожаловать!

- Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

- Здравия желаю!\

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может заменять вербально выраженное приветствие.

Следует помнить: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками; слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия. Первыми приветствуют

- мужчина – женщину;

- младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую);

- младшая по возрасту женщина – мужчину. Который значительно старше ее;

- младший по должности – старшего;

- член делегации – ее руководителя (независимо – своя делегация или зарубежная);

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают:

- пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

- надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы).

Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;

- сомнение в возможности еще раз встретиться; расставание будет надолго:

Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться. Не поминайте лихом.

КЛК «Из истории развития речевого этикета»

Задание 1. Прочитайте текст. Что Вы узнали о визитках? К какому типу и стилю речи относится текст? Охарактеризуйте языковые особенности данного стиля речи. Сделайте синтаксический разбор простого предложения.

История визиток уходит своими корнями в глубокую древность. Изобретателями визитной карточки считаются китайцы. Визитками обладали только придворные, люди высокого сана, обладающие статусом. Визитки рисовались кистью. В ход шла красная бумага и существующая поныне твердая тушь.

Здесь стоит упомянуть о знаменитом восточном искусстве каллиграфии. Только мастерский виток туши покажет мудрость обладателя. Если верить историкам, то впервые визитные карточки появились в Китае примерно в III веке нашей эры. Кстати, китайским чиновникам заказывать визитки на красной официальной бумаге специальным указом вменялось в обязанность.

Эти карточки были образцом сдержанности и эстетичности в оформлении. На них не содержалось никаких лишних сведений, только имя, фамилия и занимаемая должность. Само собой, обычному крестьянину было запрещено иметь визитки, да и средств на заказ карточек у него не было

Первое документальное подтверждение – образец печатной визитки – относится к 1786 году. Обнаружена карточка была в Германии. К середине XVIII века на визитках стали воспроизводить пышные гербы их владельцев, по которым можно было определить, каких земель феодал, кто его предки и даже богатство казны.

Широкое распространение визитки получили только в XIX веке. Все основные правила пользования ими сложились именно тогда и действуют по сей день.

В России печать визиток появилась как заимствование из французского придворного этикета при Екатерине II, в эпоху «галломании», отхода от традиционной «московской Руси» и перехода к европейскому государству.

Первые визитки появились во Франции во времена Людовика XIV. Визитка стала вещью значимой и представляла своего хозяина во всем величии. Наследие французского придворного двора на русских визитных карточках проявилось в гравированной орнаментике, причудливых гербах владельцев.

В советское время визитка являлась неотъемлемым атрибутом сотрудников обкомов и райкомов, реже – деятелей культуры, космонавтов.

Новое время внесло изменения в правила оформления визитки. Былая церемонность, ненавязчивость, вежливость к получателю заменились саморекламой. Визитка стала стилем новых деловых отношений, утрачивая старомодный стиль визитного билета, но сохраняя при этом верность прежним этикетным правилам.

Задание 2. Составьте разговор встречи с незнакомым (знакомым) человеком, используя при этом речевые формулы приветствия, общения, прощания.

Задание 3. Составьте разговор встречи с руководителем предприятия, организации, в которую Вы устраиваетесь на работу. Используйте речевые формулы приветствия, общения и прощания.

Неделя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...