Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема агрессии в психологии




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Основная характеристика агрессии и агрессивности в современной отечественной и зарубежной психологии

1.1 Проблема агрессии в психологии

1.2 Факторы влияющие на развитие агрессивности

Психологические особенности агрессивного поведения подростков

1.3 Влияние семейного воспитания на развитие агрессивности у детей

Глава 2. Обзор экспериментальных методов исследования агрессивного поведения подростков

Методы исследования агрессивности

2.2 Программа коррекции агрессивности

2.3 Анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность. Проблема насилия в семье в последнее время попала в центр внимания многих международных организации, которые обращаются к специалистам- психологам, социологам, работникам правоохранительных органов- с призывом остановить семейное насилие, которое подрывает основы не только семьи, но и общества в целом. За закрытыми дверями квартир каждый день ломаются судьбы, унижается человеческое достоинство, калечатся души.

Как свидетельствуют исследования зарубежных ученых, случаев жестокого обращения с детьми в крупных городах гораздо больше, чем в небольших городах, пригородах или сельской местности. Среди родителей занятых физическим трудом, уровень применения насильственных действий по отношению к детям на 45% выше, чем среди служащих. Люди имеющие более высокий уровень образования, более агрессивны по отношению к детям, при этом формы их насилия своеобразны.

В современном обществе во многих семьях, физическое насилие приобретает систематический и хронический характер.

Каждый год по крайней мере один ребенок из 100 страдает от побоев родителей, не менее 40% детей хотя бы раз испытали побои, 3 из 100 детей пострадали от применения родителями других форм насилия.

Объект исследования: является агрессивное поведение и его формы в подростковом возрасте.

Предмет исследования: причина агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Цель исследования: установить причины детской агрессивности в современной семье.

Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам детской агрессивности и ее роли в отношениях ребенка с родителями.

.Выявить социально-культурный аспект детской агрессии.

.Уделить внимание вопросу семейного воспитания и его проблемам.

.Установить мотивы агрессивного поведения (установить влияние агрессивности подростка на преступность).

Гипотеза: Предполагается, причина увеличения детской агрессивности в семье, является уменьшение контактов родителей с детьми.

Проблема исследования: Состоит в поиске причины увеличения случаев детско-родительской агрессивности в современной семье.

Методы исследования: 1.Анализ научной литературы.

.Экспиримент по выявлению детской агрессии.

Методологической основой исследования явились представления о развитии психики, сформировавшейся в виде таких основополагающих принципов, как принцип детерминизма (Выготскии Л.С., Рубенштейн С.Л.) принцип развития (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н.), взглядов на возрастные особенности психики (Братусьев Б.С., Эльконин). В работах также учитывались результаты исследований, выполненных в рамках проблемы агрессии (Брандура, Берковиц, Бютнер).

Теоретическая и практическая значимость исследования: В первой части рассмотрены причины детской агрессивности, а так же роль семьи в формировании агрессивной модели поведения. Представлены диагностические критерии, исходя из которых, можно говорить о наличии у ребенка такого качества, как агрессивность. Проводится анализ характерологических особенностей агрессивных детей и их семей.

Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к существующей проблеме в целях ее эффективного разрешения. Выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

- обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;

-   обучение ребенка отреагированию собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом;

    обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;

    снижение уровня личностной тревожности;

    формирование осознавания собственных эмоции и чувств других людей, развитие эмпатии;

    развитие позитивной самооценки.


Глава 1. Основная характеристика агрессии и агрессивности в современной отечественной и зарубежной психологии

 

Проблема агрессии в психологии

 

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальной на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - «веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада 70-80г. посвященной проблеме человека. Свидетельствуют о том, что вопросы связанные с человеческой агрессивностью (или агрессией) выдвигаются на передний план многих исследований.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.[12]

Прежде всего, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

)   жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты.

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р. Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.

Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно. Различные общественные формы деятельности человека детерминированы отнюдь не его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам общественного труда, законам развития определенного способа производства. Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в субъективном мире личности.[16]

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение и смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предложил, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством, каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает. Смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором.

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то. Каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее появление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.[1]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...