Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние семейного воспитания на развитие агрессивности у детей




 

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников:

Первый- это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Известно, что дети регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили. (Р. Бэрон, 1997)

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия и агрессии, демонстрируемые с экранов телевизоров и компьютерные игры способствуют повышению агрессивности, и в первую очередь дети.

Семья - это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее существует и ряд объективных социальных факторов, которые так или иначе сказываются на всех без исключения семьях. Один из факторов является все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Все это в той или иной степени обуславливает трудности в осуществлении семей ее воспитательной функции.

Но наибольшую опасность представляют те ошибки, которые(вольно или невольно) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения имеют воспитательный характер.

При анализе родительского отношения к детям многими психологами выделяются два психологических измерения: форма контроля за поведением ребенка и характер эмоционального отношения к нему. Нарушение родительского отношения к ребенку или родительских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезным дефектам в развитии личности ребенка. Так, отсутствие должного контроля за поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканости, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих его достоинств формируют истерические его черты характера. Так же последствия вызывает и безразличное отношение, своего рода отвержение. Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой- может подтолкнуть его к покушению на самоубийство. Естественно, проблема семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин, однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье- предупреждение педагогических ошибок родителей. А это в свою очередь предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

неправильное представление родителей об особенностях проявления родительских чувств;

- недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

-   недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагоприятных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. К негативным результатам в развитии личности ребенка приведет строгая до жестокости власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания. Жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, особенно в социально неблагоприятных семьях, где насилие по отношению к детям становится нормой. В современной психологии жестокость считается одним из видов агрессивного поведения и понимается как агрессивное поведение, наносящее большой ущерб жертве без переживания жалости или сочувствия со стороны субъекта этого поведения.

Жестокость рассматривается так же как черта характера, бесчеловечность, отсутствие гуманности. Агрессия присуща и животным и человеку, но жестокость- только человеку. Жестокость-это насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие - наиболее часто встречаемое насилие, это преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, физических повреждений.

К физическому насилию относятся и телесные наказания. Чаще всего от них страдают дети из неблагоприятных семей, особенно в семьях с открытой формой неблагополучия. Остановимся на некоторых психологических моментах этого средства дисциплинирования ребенка.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является отождествление себя с агрессором. Это также психологический механизм, позволяющий избежать чувств вины. Ребенок становится на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Потом когда ребенок вырастает и у него появляются собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними так же, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний(или угрозы их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Родителям не следует забывать, что физическое наказание действенно только в формировании отношения к наказывающему: ребенок начинает бояться именно его, стараться вести себя хорошо только в присутствии этого человека, не соблюдая правил поведения по отношению к другим людям.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности. В основе жестокости родителей могут лежать самые разные причины социального и психического порядка, но чаще всего жестокие родители являются жертвами собственных представлений.

Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне. Исследования в области позитивной семейной психотерапии считают, что обычно жестоко обращаются с детьми родители, которым не под силу воспитание своих детей.

Модель домашнего насилия, как правило, от одного поколения у другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Как полагают психологи, до 90% родителей, проявляющих жестокость по отношению к детям, хотя и заботятся о них, тем не менее имеют ограниченный круг навыков семейного воспитания, поскольку следуют той модели, которую они получили в наследство.

Весьма типична для семей, в которых царит семейное насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто.

Все хорошее и плохое в человеке закладывается с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.

Неблагоприятная семейная атмосфера, жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании формируют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру и приводят к значительным отклонениям в его личности. Такие отклонения называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушение поведения. Первоначально они не очень заметны и не тревожат родителей, они не придают им особого значения, пологая, что ребенок еще мал, чего-то не понимает, подрастет- исправится.

Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида- потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие- типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Источник агрессии несовершеннолетних связаны главным образом с семейным неблагополучием, которое выражается не только и не столько в антисоциальном поведении родителей, сколько в отчуждении детей в родительской семье с первых этапов развития их личности. Это отчуждение означает, что родители, особенно мать, не устанавливает эмоционального контакта с ребенком, не включают его в свои эмоциональные отношения.

Тревожность постоянное ощущение враждебности среды, развивающие соответствующие черты личности, лежат в основе мотивации насильственных преступлений, хулиганских действий, которые генетический связаны с психологическим отчуждением личности в детстве. Психическая деривация, изоляция от эмоционально значимых контактов в семье затрудняют усвоение подростком позитивных ценностей общества и способствуют восприятию негативных норм и представлений анти социальных малых групп, в которых он, как правило, восполняет отсутствие взаимопонимания в семье.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...