Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Обзор экспериментальных методов исследования агрессивного поведения подростков




 

Методы исследования агрессии

 

Данное исследование проводилось в январе 2005 года в общеобразовательной школе. Заполнение опросников осуществлялось на добровольной основе.

В исследовании принимало участие подростки 10- 15 лет (8 и10 классы).

Были предложены опросники, предназначенные для изучения постоянного уровня агрессивности.

). «Опросник агрессивности» Басса-Дарки. Басс сначала провел разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность есть реакция отношения скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Если врожденные реакции вербализуются, они принимают форму уничижительных замечаний или негативных высказываний. Басс определил агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Предложение о необходимости учитывать при измерении существование нескольких различных структур основывалось на классификационной схеме, в которой различаются агрессия и враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и косвенное, а также на активное и пассивное.

Исследователи предложили 75 вопросов, с которыми можно согласиться или нет.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности;

Враждебность - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим;

Агрессия - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1.    Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)

.   Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

.   Негативизм - оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

.   Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

.   Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

.   Вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

.   угрызения совести, чувство вины - выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

). Тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку позволяет измерить степень и характер адаптируемости. В отношении со сверстниками и взрослыми дезадаптированный человек проявляет повышенную раздражительность, грубость либо угрюмую отстраненность.

Тест предлагает описание различных психических состояний. Испытуемый должен оценить состояние, которое чаще ему присуще, изредка или не подходит. Тест содержит 40 описаний, разбитых на 4 группы: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. По каждой группе подсчитываются баллы и оцениваются по шкалам для каждой группы отдельно.

). Диагностика агрессивного поведения детей подростков проводится с помощью наблюдения, проективных и опросных методов. Наиболее распространенными являются тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляющий типы поведенческих реакций ситуации фрустрации; тест «Руки» Э. Вагнера определяющий уровень агрессивности и некоторые особенности личности испытуемого; тест «Дом- Дерево- Человек» Дж. Бука, Л. Каувман, дающий информацию о враждебности, агрессивности и негативизме ребенка; тест «Кинематический рисунок семьи» Р. Бернса, исследующий семейные причины агрессивности и других видов нарушений поведения; карта наблюдений Д. Скотта для регистрации форм и синдромов дезаптивного поведения.

4) Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развития в 19992 г.).

1. Шкала установки на социальную желательность- 15 пунктов.

2. Шкала склонности на социальную желательность- 17 пунктов.

.   Шкала склонности к аддиктивному поведению- 20 пунктов.

.   Шкала склонности к само повреждающему и само разрушающему поведению- 21 пункт.

.   Шкала склонности к агрессии и насилию- 25 пунктов.

.   Шкала волевого контроля эмоциональных реакции-15 пунктов.

.   Шкала склонности к делинктивному поведению- 20 пунктов.

Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов утверждений (для подростков мужского пола).

Опросник Басса-Дарки.

1.   Временами я не могу справится с желанием причинить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях которых не люблю.

.   Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

.   Если меня не попросят по хорошему я не выполню.

.   Я не всегда получаю то, что мне положено.

.   Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

.   Если я не одобряю поведение друзей я даю им это почувствовать.

.   Когда мне случилось обмануть кого-нибудь я испытывал мучительные угрызения совести.

.   Мне кажется что я неспособен ударить человека.

.   Я никогда не раздражаюсь настолько чтобы кидаться предметами.

.   Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

.   Если мне не нравится установленное правило мне хочется нарушить его.

.   Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

.   Я держусь насторожено с людьми которые относятся ко мне несколько более дружественно чем я ожидал.

.   Я часто бываю не согласен с людьми.

.   Иногда мне на ум приходят мысли которых я стыжусь.

.   Если кто-нибудь первым ударит меня я не отвечу ему.

.   Когда я раздражаюсь я хлопаю дверями.

.   Я гораздо более раздражителен чем кажется.

.   Если кто-то воображает себя начальником я всегда поступаю ему на перекор.

.   Меня немного огорчает моя судьба.

.   Я думаю что многие люди не любят меня.

.   Я не могу удержаться от спора если люди не согласны со мной.

.   Люди увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

.   Тот кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку.

.   Я неспособен на грубые шутки.

.   Меня охватывает ярость когда надомной насмехаются.

.   Когда люди строят из себя начальников я делаю все чтобы они не зазнавались.

.   Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь кто мне не нравится.

.   Довольно многие люди завидуют мне.

.   Я требую чтобы люди уважали меня.

.   Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

.   Люди которые постоянно изводят вас стоят того чтобы их «щелкнули по носу».

.   Я никогда не бываю мрачен от злости.

.   Если ко мне относятся хуже чем я того заслуживаю я не расстраиваюсь.

.   Если кто-то выводит меня из себя я не обращаю внимания.

.   Хотя я не показываю этого меня иногда гложет зависть.

.   Иногда мне кажется что надомной смеются.

.   Даже если я злюсь я ни прибегаю к «сильным» выражениям.

.   Мне хочется чтобы мои грехи были прощены.

.   Я редко даю сдачи даже если кто-нибудь ударит меня.

.   Когда получается не по моему я иногда обижаюсь.

.   Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

.   Нет людей которых бы я по настоящему ненавидел.

.   Мой принцип «никогда не доверяй чужакам».

.   Если кто-нибудь раздражает меня я готов сказать, что я о нем думаю.

.   Я делаю много такого о чем в последствии жалею.

.   Если я разозлюсь я могу ударить кого-нибудь.

.   С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

.   Я часто чувствую себя как пороховая бочка готовая взорваться.

.   Если бы все знали что я чувствую меня бы считали человеком с которым нелегко работать.

.   Я всегда думаю о том какие тайные причины заставляют людей делать что ни будь приятное для меня.

.   Когда на меня кричат я начинаю кричать в ответ.

.   Неудача огорчает меня.

.   Я дерусь не реже и не чаще чем другие.

.   Я могу вспомнить случаи когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

.   Иногда я чувствую что готов первым начать драку.

.   Иногда чувствую что жизнь поступает со мной несправедливо.

.   Раньше я думал что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

.   Я ругаюсь только со злости.

.   Когда я поступаю неправильно меня мучает совесть.

.   Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу я применяю ее.

.   Иногда я выражаю свой гнев тем что стучу кулаком по столу.

.   Я бываю грубоват по отношению к людям которые мне не нравятся.

.   У меня нет врагов которые хотели бы мне навредить.

.   Я не умею поставить человека наместо даже если он того заслуживает.

.   Я часто думаю что живу неправильно.

.   Я знаю людей которые способны довести меня до драки.

.   Я не огорчаюсь из-за мелочей.

.   Мне редко приходит в голову что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

.   Я часто только угрожаю людям хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

.   В последнее время я стал занудой.

.   В споре я часто повышаю голос.

.   Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

.   Я лучше соглашусь с чем либо чем стану спорить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...