Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4 СИНЕКТИКА А.Б.Попов




Автор синектики Уильям Дж.Гордон в качестве прототипа использовал мозговую атаку. Вопросы методологии поиска новых идей и решений стали интересовать его в 1944 году, когда он анализировал работу одной изобретательской группы, отличающейся высокой продуктивностью. Синектика была разработана в 1952-1959 годах, а в 1960-м Гордон создал специальную фирму по обучению творческому мышлению – «Синектик инкорпорейтед».

Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В полном словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы – группы людей различных специальностей, которые встречаются в целях попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».

Чем же отличалась синектика от мозговой атаки?

Прежде всего, высоким уровнем специализации синекторов, появлением «профессиональных генераторов» новых идей.

Синектические сессии проводились специально сформированными группами в 5-7 человек, прошедших предварительную подготовку. Синектор – человек с хорошим кругозором, имеющий, как правило, две специальности (например, врач-механик, химик-музыкант). Подготовка первых групп проводилась в процессе работы начинающих синекторов с более опытными, и требовала примерно четверти рабочего времени в течение года. Затем было организованно специальное обучение в фирме «Синектик инкорпорейтед», и к 1970 году фирма обучила более 2000 человек.

Мы уже говорили о пользе аналогий. Но если инженеры и изобретатели используют аналогии, так сказать, на любительском уровне, то синекторов обучают профессиональному владению процессами аналогизирования. Поэтому если мозговую атаку можно рассматривать как коллективную научно-техническую самодеятельность, то работу группы синекторов можно представить себе как выступление профессионального поискового ансамбля.

Синекторы обучаются применению при поиске новых идей четырем видам аналогий.

Прежде всего, это прямая аналогия. Ее широко используют все инженеры и изобретатели. Посмотри на конкретном примере, чем отличается использование этого вида аналогий синекторами. Допустим, решается такая задача.

По трубопроводу движется пульпа – вода с частицами железной руды. Для регулирования потока пульпы используется заслонка. Частицы руды, ударяясь о заслонку, быстро истирают ее, что приводит к часто остановке технологического процесса для замены вышедшей из строя детали. Как обеспечить защиту ее от быстрого износа?

Инженер рассмотрит, как решается такая же задача в других отраслях промышленности: например, как защищаются аналогичные элементы конструкций при гидротранспортировании других материалов, в частности руд. Синектическая группа идет дальше: в цепочку аналогий войдут похожие элементы в дробеструйных аппаратах; синекторы рассмотрят, как защищаются от повреждений растения в частности деревья; как защищаются пищеводы рыб, питающихся «колючей» пищей, и так далее.

Другой вид аналогий – личностная, или эмпатия. Синектор отождествляет себе с техническим объектом, представляет себе, что бы он сделал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

Дети великолепно умеют пользоваться этим видом аналогии. Эмпатия – один из широко используемых ими инструментов познания мира. Ребенок охотно и ярко представляет себя и самолетом, и ледоколом, и даже электрической лампочкой. Рациональные методы обучения вытесняют эмпатию, и у большинства взрослых людей к двадцати пяти годам от умения представлять себя каким-либо объектом не остается и следа. А эмпатия может быть полезна для решения самых разнообразных задач.

А высокой эффективности этого приема аналогизирования знали еще в глубокой ревности. В трактате «Чжуан-цзы», появление которого в Китае ученые относят к 300 году до нашей эры, дан образ мясника, который достигал столь полного самоотождествления с бычьей тушей, что воспринимал ее как нечто неотделимое от себя и видел своим интуитивным взором, все ее кости, сочленения, сухожилия,, а значит, «знал» самые слабые места. Поэтому когда он рубил, то от одного удара «туша рассыпалась, говорится в трактате, точно ком земли».

Стихийно используют в своей работе эмпатию и некоторые талантливые конструкторы и изобретатели. Академик А. А. Микулин, например, нашел идею усовершенствования мельницы, представив себя зерном, мысленно проследив его путь в процессе размола.

Однако умением представить себя объектом обладают не многие специалисты науки и техники. Мы не удивляемся, когда этим приемом хорошо владеют артисты. Но их этому приему обучают, а инженеров и изобретателей – нет. Фирма «Синектик инкорпорейтед» устраняет этот пробел в подготовке профессионалов поиска.

Как выглядит использование эмпатии при решении изобретательской задачи, можно наглядно показать на упомянутом примере поиска способов защиты заслонки от истирания частицами руды в потоке пульпы. Попытайтесь представить себя на месте заслони в аналогичной ситуации. Например, в коридоре, по которому летят различные предметы, скажем сучковатые поленья, и вам нужно регулировать их поток. Многие слушатели школ изобретательства говорили, что они стали бы уворачиваться, уклоняться от ударов, то есть просто не моги представить себя в этой трудной роли. Ведь заслонка должна «умышленно» взаимодействовать с потоком разрушающих ее частиц руды. Тот же, кто достаточно реально ставил себя на место заслонки, что нужно поймать первое же летящее в тебя полено и с его помощью управлять потоком других. И заслонка в потоке пульпы должна, вероятно, чтобы быстро не изнашиваться уметь делать то же самое. Такое свойство нетрудно придать ей в действительности. Достаточно заслонку намагнитить, и она покроется, словно броней, слоем частиц железной руды. Этот слой будет постоянно разрушаться потоком пульпы, но и постоянно восстанавливаться частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

Третий вид аналогии – фантастическая. Применяя ее, синекторы при поиске новых идей прибегают помощи золотой рыбки, волшебной палочки, обученных животных и т.п. В книге Дж. К. Джонса «Инженерное и художественное конструирование» описано заседание синектической группы, которая решает задачу создания герметичной застежки для костюма космонавта. Один из синекторов предлагает использовать паука, который мог бы сплести нить и зашить зазор. Другой, развивая эту идею, фантазирует: «Паук плетет нить паутины… Отдает ее мухе… Маленькие дырочки по бокам… Муха влетает и вылетает в эти дырочки и закрывает при этом зазор…» а заканчивается эта синектическая сессия конкретным предложением: «Если этим длинным верзилой – демоном будет проволока, - рассуждает один из синекторов, - то ее можно направить так, чтобы она при своем движении все крепко стянула… Пружины сойдутся, закрывая зазор… Проволоку надо тянуть вверх… Тянуть… и она стянет края резинового стыка… Пружины надо погрузить в резину… и тогда стык окажется сшитым стальной проволокой».

Четвертый вид аналогии – символическая. В процессе совершенствования метода он был преобразован в прием нахождения метафоры «название книги». Литераторы и журналисты часто пользуются этим приемом для того, чтобы в названии произведения ярко вскрыть противоречивую сущность описываемых персонажей или явлений: «Без вины виноватые», «Живой труп», «Цветы зла», «Горячий снег», «Очевидное – невероятное».

Такие образные характеристики полезно давать и техническим объектам при поиске новых идей. Вот примеры таких аналогий, предложенных синекторами: мрамор – радужное постоянство, храповой механизм – надежная прерывистость, множество – благоразумная ограниченность, восприимчивость – непроизвольная готовность, атом – энергичная незначительность.

Найти удачное «название книги» даже тренированному коллективу удается не сразу. Поэтому первые варианты поправляют и уточняют, желаемый результат находят обычно после 5-10 попыток. На одном из занятий по техническому творчеству поиск «названия книги» для ключевого слова «защита» при решении задачи предотвращения истирания заслонки пульпой были предложены такие символические аналоги: живая броня, невидимая кольчуга, бессменная пеленка, отрастающий панцирь.

Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент – она будет покрываться льдом, предохраняющим от истирания.

Синекторы работают по определенной программе, которая совершенствовалась со временем, так же, как и программа подготовки самих синекторов.

На первом этапе синекторы формулируют и уточняют «проблему, как она дана»(ПКД). Особенностью этого этапа является то, что, как правило, никто из участников сессии, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи, затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления. На синетические заседания приглашаются эксперты – специалисты в области обсуждаемой проблемы, которые помогаю прояснить проблемную ситуацию.

На втором этапе формируют «проблему», как ее понимают(ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

На третьем этапе ведется генерирование идей. Начинается «экскурсия» по различным областям техники, живой природы, психологии и т.п. для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от решаемой задачи областях. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют все виды аналогий, которые были рассмотрены ранее.

На четвертом этапе производят перенос выявленных в процессе генераций идей ПКД или ПКП. Важным элементом этого этапа является критическая оценка идей экспертами.

Синектические заседания, продолжающиеся обычно несколько часов, составляют незначительную часть общего времени решения поставленной задачи. Остальное время синекторы изучают и обсуждают полученные результаты, консультируются со специалистами, экспериментируют, занимаются поисками лучших способов реализации решения.

Нередко конечное решение к которому приходят синекторы, кажется столь естественным, что трудно отделаться от впечатления, будто его можно было получить и без хитроумных процедур аналогизирования. Однако о практической ценности метода косвенно можно судить хотя бы по тому, что услугами «Синектик инкорпорейтед» постоянно пользуются многие американские фирмы, такие, как «Дженерал электрик», ИМБ «Зингер». А обучение синектической группы обходится недешево – от 20 до 200 тысяч долларов.

Отсутствие методических и учебных разработок по синектике служит причиной того, что в наших школах технического творчества о ней дается лишь обзорная информация. Более подробно рассматриваются только отдельные процедуры аналогизирования, тем более что в пятидесятых – шестидесятых годах отечественными инженерами и исследователями технического творчества Г.С.Альтшуллером, Г.Я.Бушем, Н.И.Середой, А.И.Половининым и другими были разработаны свои методы и приемы поиска, которые нашли более широкое применение в нашей стране.

Итак, в пятидесятых – шестидесятых годах на смену относительно простым и практически не требующим специального обучения методам поиска новых технических идей и решений пришли более сложные, такие, как синектика. Более детально были отработаны некоторые как иррациональные, так и рациональные приемы. Процедуры поиска, казавшиеся ранее неделимыми, расчленялись на более мелкие операции. Для обучения методам поиска новых технических идей и решений были созданы первые специализированные школы технического творчества. Так выглядел очередной шаг на пути создания современной технологии изобретательства.

Литература:

1. Буш Г. О. Основы эвристики для изобретателей. Часть 1. Рига, «Знание», 1977.

2. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Пер. с англ. М., «Мир», 1976.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...