Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 22 мистер Икс в кругу изобретений




О.Кисилев

Герой оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», носивший прозвище «Мистер Икс», выступал перед публикой в маске, и его настоящего имени никто не знал. Может ли появиться мистер Икс среди изобретений?

Технические новшества мы ищем с помощью классификационных систем. Каждому техническому решению присваивается индекс классификации, который служит как бы отраслевым адресом. Если изобретатель хочет узнать, какие патентные документы содержат информацию по интересующему его вопросу, он определяет в системе классификации соответствующие рубрики и находит нужные изобретения.

Сейчас большинство стран мира используют Международную классификацию изобретений (МКИ). В МКИ изобретения распределяются по восьми разделам, обозначаемым первыми буквами латинского алфавита. Например, если интересуют изобретения, относящиеся к электричеству, - смотри раздел Н, который так и называется «Электричество». Далее изобретения распределяются по классам. В разделе Н 5 классов. Необходимо знать изобретения по электрической связи – загляни в класс Н 04 «Техника электрической связи». Если интересы ограничиваются передачей сигналов, то посмотри названия девяти подклассов вышеупомянутого класса Н 04. Среди них есть подкласс Н 04 В «Передача сигналов». Нужно изучить элементы систем связи – найти среди девяти групп подкласса Н 04 В группу Н 04 В 1/00 «Элементы систем». Самый точный адрес изобретения – подгруппа, например, Н 04 В 1/02 «Передатчики». Всего в МКИ около 50 000 подгрупп – этих самых мелких делений.

Но наука и техника не стоят на месте. Появляются новые, не существовавшие ранее направления и даже целые отрасли. Чтобы не отстать от процесса, МКИ каждые пять лет претерпевает изменения. В 1985 году начала действовать новая, четвертая редакция МКИ. Но и периодически обновляющаяся классификация не успевает за творческой мыслью изобретателей. Появляются технические решения, не влезающие в прокрустово ложе МКИ. Недостаточно опытные изобретатели и эксперты все же пытаются вогнать эти пионерные достижения первопроходцев в установленные жесткие рамки классификации, притягивая их за уши в ближайшую более или менее подходящую подгруппу МКИ. А между тем каждое такое изобретение, прокладывающее новый, непроторенный путь в дебрях неизведанного, – это мистер Икс, к которому требуется и нестандартный подход. Какой же?

Разработчики МКИ предусмотрели правила обозначения объектов техники, которые не могут быть точно проиндексированы по применяемой в данное время редакции МКИ. В этом случае производится приближенная классификация, а для того, чтобы отметить неточный характер индекса МКИ, в конце его символа ставится знак «Х».

Если таки приближенным индексом служит подгруппа, то адрес мистера Икс выглядит так – Н 01 В 10/06Х. Изобретение, приближенно соответствующее группе, но не подпадающее ни под одну из входящих в нее подгрупп, индексируется так: Н 01 В 10/00Х. изобретение, имеющее новизну более высокого ранга, может быть проклассифицировано лишь с точностью до подкласса. В этом случае используется усеченный индекс МКИ, без символов группы и подгруппы, а знак «Х» ставится в конце индекса сразу после символа подкласса. Когда будет создан способ передачи сигналов с помощью электричества, но без проводов, без радиосвязи, без использования электромагнитных, звуковых, ультразвуковых или инфразвуковых волн, такой способ означает Н 04 ВХ.

Патент ФРГ № 2627904 защищает способ определения влажности порошкообразного или зернистого материала с помощью электрического тока, электрических полей или ядерного излучения. Его отнесли к подклассу G 01 N «Исследование химических и физических свойств вещества», но не нашли в этом подклассе группы, которая подошла бы для запатентованного способа. Поэтому вместо символов группы и подгруппы поставили знак «Х» и описание пометили индексом G 01 NХ.

Еще выше оказался ранг новизны изобретения, на который выдан патент ФРГ № 2521230 (опубликован в 1978г.). Заявка подана на радиолокационный прибор, для него в классе G 03 не нашлось подходящего подкласса, поэтому изобретение помечено индексом G 03X.

Изобретения, индекс которых состоял бы лишь из двух букв – символа раздела (от А до Н) и знака «Х», – пока не появлялись. Но если кто-нибудь придумает технический объект, предназначенный для удовлетворения жизненных потребностей человека, но не предусмотренный классами раздела А, то такое изобретение обозначат индексом АХ, а его автор станет первым в мире изобретателе, открывшим новое направление техники на уровне класса МКИ.

Теоретически предвидится возможность употребления знака «Х» даже вместо символа раздела. Символ раздела, состоящий из единственного знака «Х», обозначит изобретение самого высокого ранга новизны. Это будет подлинный мистер Икс, потому что даже постановку задачи такого уровня еще никто не осуществлял.

При постановке знака «Х» в индексе МКИ какого-либо изобретения патентные ведомства должны сообщать об этом в Женеву в Международное бюро Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности для учета при дальнейшем совершенствовании МКИ.

Какие же практические выводы можно сделать из правил употребления знака «Х» в МКИ?

Прежде всего, следует обращать внимание на изобретения с этим знаком в классификации. Ведь он свидетельствует о том, что перед нами решение, открывающую новую дорогу в технике. Однако такие изобретения нужно внимательно анализировать, т.к. не исключено использование знака «Х» и в рекламных целях для фиктивного поднятия ранга новизны.

Но все же наличие рубрики МКИ со знаком «Х» не только служит сигналом о необходимости дальнейшего пересмотра классификации, но и свидетельствует об определенной повышенной значимости индексируемого этим знаком изобретения. Ведь если в МКИ не нашлось нужной рубрики, значит, открыто новое направление в технике. И чем на более высокой ступени иерархии МКИ применен знак «Х», тем больше значимость изобретения, тем больше «пионерность» этого решения. Не случайно еще не приходилось применять «Х» на уровне класса и раздела. Но тем большей будет слава изобретателя, который достигнет этих рубежей.

Метод классификации изобретений с использованием знака «Х» может быть использован для оценки уровня изобретений. Изобретение, которое классифицируется полным индексом вплоть до подгруппы (например, А 61 К 1/02), относится к самому невысокому уровню. Изобретение, для которого нет подходящей подгруппы, но которое точно соответствует какой-либо основной группе (например А 61 К 1/00), выше рангом. Изобретение, классифицируемое основной группой лишь приблизительно (например, А 61 К 1/00Х), ранжируется выше. Классификация с точностью до подкласса (например, А 61 КХ) повышает ранг еще больше. Далее идут изобретения соответственно на уровне подкласса (А 61 Х), на уровне класса (АХ) и, наконец, самые пионерные – на уровне раздела (Х).

Изобретения, помеченные квалификационным индексом «Х», важны для технического прогресса. Они открывают принципиально новые пути в технике. Стоит выявлять такие изобретения, особенно внимательно изучать и распространять. Нужно издавать их отдельными сборниками, популяризировать.

Можно также предложить новый метод поиска интересных изобретательских задач, метод развития творческого воображения. Изучается классификация отрасли и ставится задача – создать новое направление в технике, в затем и изобретение, не подпадающее под существующую рубрикацию, сначала на уровне подгруппы, затем группы, подкласса, класса…

Для опыта попытаемся отыскать новое направление технике электрической связи (см. класс МКИ Н 04).подклассы: Н 04 L – телеграфная связь; Н 04 М – телефонная связь; Н 04 J – передача изображений, телевидение… Телеграфная связь – это электрическая передача знаков, символов, букв; телефонная связь – это электрическая передача звуков; телевидение – это электрическая передача зрительных изображений… Что же еще можно передать с помощью электрической связи, кроме знаков, звуков, изображений? Вспомним, что кроме слуха, зрения есть еще и другие органы чувств, поставим задачи – передать с помощью электрической запахи, вкусовые, осязательные ощущения, а может быть, даже мысли. Если в этих новых направлениях будут созданы изобретения, то до усовершенствования МКИ их следует помечать индексом Н 04 Х. открыть направление с индексом НХ неизмеримо труднее, тем более что для новых областей электротехники уже заранее предусмотрен класс Н 05. И только очень дерзкому новатору откроется совершенно новый, пока никому не известный раздел Х.

Для развития творческого воображения можно использовать и соподчиненность подгрупп МКИ. Такая соподчиненность выражается простановкой соответствующего количества точек перед названием подгруппы.

Например, в основную группу В 65 j 1/00 – контейнерные перевозки – входят, в частности, подгруппы:

1/02. Контейнеры

1/04..устанавливаемые на салазках

1/06..устанавливаемые на колесиках, роликах и т.п.

Наличие одной точки перед названием подгруппы «контейнеры» означает, что эта подгруппа подчинена основной группе 1/00 «контейнерные перевозки», а наличие двух точек перед названием двух следующих подгрупп показывает, что обе они подчинены ближайшей предшествующей подгруппе с одной точкой, т.е. подгруппе 1/02. – контейнеры.

Таким образом, классификация предусматривает возможность появления изобретений, касающихся любых контейнеров (подгруппа 1/02), контейнеров, устанавливаемых на салазках (подгруппа 1/04), и контейнеры, устанавливаемых на колесиках, роликах и т.п. Задаемся вопросом: на чем еще, кроме салазок, колесиков, роликов можно передвигать контейнеры? Один из возможных ответов на этот вопрос – контейнер можно установить на воздушной подушке. Контейнер помещается на поддоне, открытом снизу, в боковой стенке которого выполнено отверстие с возможностью присоединения шланга нагнетателя. Подавая под контейнер воздух под небольшим давлением, можно создать под ним воздушную подушку, достаточную для перемещения контейнера. Когда же воздух под контейнер не подается, последний надежно стопорится трением покоя и не может самопроизвольно сдвигаться с места.

На описаниях советских изобретений символ МКИ со знаком «Х» пока не встречался. Но разве отечественные изобретатели не создают решений, прокладывающих новые, не предусмотренные МКИ пути в технике? Просто заявители и эксперты либо не знают правил классификации таких изобретений, либо недооценивают значение постановки символа «Х». Ведь престиж советский изобретений, в особенности патентуемых за рубежом, от применением Икса возрастает. А в настоящее время потребность в создании и выявлении перспективных изобретений, открывающих новые пути, создающих принципиально новую технику и технологию, огромна. Но пока изобретениям со знаком «Х» действительно приличествует обращение «мистер» - ведь все они иностранцы.

Занятие 23 КАК ОБОЙТИ ПРОТИВОРЕЧИЕ? Б.Голдовский

Польский сатирик Станислав Ежи Лец как-то сказал: «Народные пословицы часто противоречат друг другу. В этом и состоит народная мудрость.» действительно, диалектическая, противоречивая природа нашего мира издавна осознавалась человеком. И справедливость поговорки «Нет худа без добра и добра без худа» известная каждому изобретателю.

Нет ни одного технического новшества, введение которого не повлекло бы за собой, кроме положительного эффекта, еще и не желательный. Компьютер, к примеру, освобождает нас от рутинной умственной работы. Но он же и лишает нас ее. А ведь без того, что мы считаем «черной», рутинной работой, не может быть и творческого взлета.

Единство положительного и нежелательного, улучшения и ухудшения сопровождает любое, даже небольшое изменение в технических объектах или процессах. Увеличение количества углерода в стали улучшает ее прочностные качества и одновременно ухудшает способность противостоять ударным нагрузкам. А повышение остойчивости судна делает плавание на нем более безопасным, но и менее комфортным из-за более резкой качки на волнении.

Такое взаимообусловленное единство улучшения и ухудшения сторон технической системы называется техническим противоречием. А часть системы, изменение или определенное состояние которой связывает между собой положительный и нежелательный эффекты, - это узел противоречия.

Вся техника пронизана противоречиями. Любой технический объект может быть охарактеризован присущим ему «букетом» противоречий не менее красноречиво, чем комплексом обычных параметров. Причем главные противоречия объекта, связанные с его принципом действия, определяют изобретательские проблемы, которые приходится решать в процессе совершенствования этого объекта. Самолет, например, для создания подъемной силы должен двигаться относительно воздуха весь, целиком. Отсюда следует необходимость разбега при взлете и пробега при посадке. Это приводит к противоречию между летными и взлетно-посадочными качествами самолета, которое породило массу изобретений: от механизации крыла до создания гибридных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой.

Пока положительный эффект превышает нежелательный, противоречие мало заметно. В это время улучшение с ухудшением примиряет компромисс. Когда же ухудшение переходит границы допустимого и противоречие обостряется, наступает черед революционного, изобретательского решения.

Изобрести в подавляющем числе случаев означает разрешить обостренное техническое противоречие. Помочь этому призваны, например, специальные эвристические приемы. Однако приемов много, а в каждом конкретном случае нужны бывают только один или два. Подсказать, какой прием выбрать, в каком направлении менять исходный объект, может само противоречие. Вернее его анализ.

Разрешить противоречие – значит убрать ухудшение, сохранив улучшение. Для этого исходный объект или процесс необходимо изменить, то есть сделать в нем что – то наоборот. Естественно, хочется в первую очередь разрубить узел противоречия. Но при этом придется выполнить два противоположных требования к этому узлу. Если обратиться к примерам противоречий, приведенным выше, то получим: «для улучшения прочностных качеств стали углерода в ней должно быть много, а для улучшения способности противостоять ударным нагрузкам углеродов должно быть мало». Или: «остойчивость судна должна быть большой, чтобы повысить степень безопасности, и должна быть малой, чтобы условия плавания были более комфортными».

Чтобы соединить несовместимое, надо проанализировать ситуацию и найти «зацепку», найти тот аспект, в котором эти требования к узлу противоречия противоположны не абсолютно. В простейшем случае требования эти удается развести по разным областям или по разным моментам времени.

Разрешению противоречия в пространстве и во времени соответствует принцип: «В каждой точке пространства и в каждый момент времени должны быть только те свойства, которые необходимы для получения полезного эффекта». Когда догадались, что науглероженная твердая сталь нужна только на поверхности детали, а вся деталь может оставаться малоуглеродистой, было изобретена цементация, помирившая прочность и ударную вязкость. В соответствии с этим же принципом были изобретены резцы составной конструкции, авиационные композиты типа «сэндвич», несимметричные фары автомобиля.

Разведение противоположных требований во времени приводит к повышении. «динамизма» технических систем. Так были придуманы судно с регулируемой в зависимости от обстоятельств остойчивостью (например, заявки Японии № 56-60788), очки «Хамелеон» с меняющейся прозрачностью стекол, убирающиеся шасси самолета, складной велосипед. В двух последних примерах реализован эвристический прием увеличения степени дробления объекта, который довольно часто используется при повышении «динамизма».

Когда противоположные требования к узлу противоречия должны реализоваться в одних и тех же точках пространства и моментах времени, необходим более тонкий анализ ситуации. Можно проверить, с одинаковых ли точек зрения или отсчета выдвинуты эти требования. К примеру, противоречие «объект должен двигаться» вполне разрешимо, если первое требование выдвинуто по отношению к дороге, а второе – по отношению к автомобилю, движущемуся по этой дороге. Или если первое требование (двигаться) должно выполняться абсолютно, в любых точках пространства, а второе (не двигаться) – относительно, как условие не выходить за некоторые границы. В этом случае оба требования выполняются при движении внутри заданной области пространства, например по кругу или в виде колебаний. Как те часы, «которые все время идут и никуда не уходят».

Можно проверить неодинаковость влияния требований к узлу противоречия на положительный и нежелательный эффекты. Как в известном опыте П.Л.Капицы по измерению импульсов сверхсильного магнитного поля. Проблема состояла в том, чтобы прибор должен был стоять близко, чтобы зафиксировать поле, и должен был стоять далеко от установки, чтобы вибрация поля, возникающая при опыте, не мешала измерениям. Поскольку скорость распространения магнитного поля во много раз больше скорости распространения вибрации, П.Л.Капица нашел такое расстояние прибора от установки, которое было бы близким для магнитного поля и далеким для вибрации и при котором импульс поля успевал зафиксироваться беспрепятственно.

Можно попытаться развести противоположные требования между частью и целым или между формой и содержанием.

А лучше, как «нормальные герои», пойти в обход противоречия. При этом, как правило, выполняется только одно из требований, а другое реализуется относительно, через конечный результат.

Известно, что обводы судна должны быть плавными, чтобы не было отрыва потока и завихрений, усиливающих сопротивление воды движению. Но вот при модернизации грузового судна увеличили его ширину в районе трюмов. Для сохранения плавности обводов надо увеличить ширину и кормового модуля, в котором располагается машинное отделение, да слишком дорогая переделка получается. Возникло и обострилось противоречие, узел которого – кормовой модуль. Ширина его должна быть увеличена, чтобы удешевить модернизацию. В пространстве и во времена эти требования развести нельзя. И судостроители пошли в обход: они оставили ширину кормового модуля прежней, а безотрывность обтекания обеспечили, разместив на уступах сопла водометов (заявка Японии № 60-146790). То есть получили эффект увеличения ширины без самого увеличения.

Обход противоречия возможен в том подавляющем случае, когда узел противоречия не является непосредственной причиной ухудшения, а связан с ним причинно-следственной цепочкой. Чтобы выявить пути обхода, надо записать эту цепочку, подвергнуть каждое ее звено отрицанию (то есть сделать в нем что –либо «наоборот») и попарно объединить звенья «Есть в системе» - «Стало наоборот», так, как показано на схеме.

Чтобы эти операции стали яснее, обратимся к примеру. Масса гоночного автомобиля должна быть минимальной, чтобы обеспечить хорошие маневренные характеристики. Особенно разгон и торможение. Но при малой массе колеса слабо прижимаются к поверхности трассы, что ухудшает путевую устойчивость. Причем противоположные требования к автомобилю «масса должна быть малой и должна быть большой» в пространстве и во времени развести не удается. Если же выполнить отрицание звеньев причинно-следственной цепочки этого противоречия (см. таблицу), то получим такие направления его разрешения:

1) Большой вес автомобиля при малой его массе;

2) Большая сила прижима колес к поверхности трассы при малом весе автомобиля;

3) Сильное сцепление колес с поверхностью трассы при малой силе прижима;

4) Хорошая путевая устойчивость автомобиля при слабом сцеплении колес с поверхностью трассы.

 

Есть в системе Стало «наоборот»
Улучшение маневренных характеристик автомобиля ------
Малая масса автомобиля ------
Малый вес автомобиля Большой вес автомобиля
Малая сила прижима колес к поверхности трассы Большая сила прижима колес к поверхности трассы
Слабое сцепление колес с поверхностью трассы Сильное сцепление колес с поверхностью трассы
Ухудшается путевая устойчивость автомобиля Хорошая путевая устойчивость автомобиля

 

Управлять гравитацией мы пока не умеем, а из остальных направлений наиболее эффективно реализовано второе. Для создания силы прижима колес к дороге используется даровая энергия набегающего на движущийся автомобиль воздушного потока: за счет клиновидной формы кузова и установки крыльевого устройства («антикрыла») получается направленная вниз аэродинамическая сила.

Если расписать причины возникновения нежелательного эффекта подробно и составить все возможные варианты «наоборот» то подсказка получается довольно близкой к решению.

Обратимся к проблеме снижения шума реактивных авиационных двигателей. Чтобы получить хорошую тягу при жестких ограничениях на массу и размеры двигателя, скорость реактивной струи должна быть большой. Но взаимодействуя с неподвижным воздухом, частицы струи на ее границах сильно завихряют его, порождая всем знакомый рев реактивного двигателя. Возьмем одно звено этого противоречия – «скоростные частицы реактивной струи на ее границах взаимодействуют с неподвижным воздухом». И проделаем операцию отрицания. Получается:

· с неподвижным воздухом взаимодействуют не скоростные частицы;

· с неподвижным воздухом взаимодействуют частицы не реактивной струи;

· скоростные частицы струи взаимодействуют с подвижным (движущимся) воздухом;

· скоростные частицы струи взаимодействуют с неподвижным воздухом не на границах струи.

Если попытаться объединить все это, то видна идея решения проблемы: вокруг реактивной струи создается слой воздуха, движущегося в том же направлении, но с меньшей скоростью. Этот принцип реализован в двухконтурных и турбовентиляторных реактивных двигателях, которые в настоящее время широко применяются в дозвуковой транспортной авиации.

Из всего изложенного не надо только делать вывод, что с помощью логических операций можно без усилий получать решения проблем. И эвристические приемы, и типовые формы реализации противоположных требований к узлу противоречия, и отрицание звеньев причинно-следственной цепочки дают только направление, подсказку, которую до готового решения приходится доводить. Для этого применяются другие методы и … голова изобретателя.

И еще: совсем устранить техническое противоречие нельзя. Улучшений без ухудшений не бывает, и на смену устраненному нежелательному эффекту обязательно появится какой-то другой. К примеру, двухконтурный реактивный двигатель сложнее по устройству обычного турбореактивного двигателя. Цель разрешения противоречия и вообще любого изобретения – свести все ухудшение к минимуму. И без умения свободно обращаться с техническими противоречиями здесь не обойтись.

Психологические особенности работы творческих групп А.И.Карманчиков

Анализ процесса поиска решений проблемы позволил нам выявить определенную последовательность в поиске оптимального решения проблемы. [1, с 34] Аналогичная последовательность наблюдается и в процессе прогнозирования развития технических систем, педагогической ситуации, сценариев развития различных событий или объектов.

Многие открытия, изобретения, прогнозы делались и делаются вопреки нашему здравому смыслу. При этом упускается из поля зрения то, что здравомыслие у разных личностей может быть совсем другого вида. Различный стиль мышления формирует свою информационную базу (иное информационное поле), и использует специфические способы переработки информации, и как следствие результат будет различным.

Наши исследования по определению структуры прогнозирования педагогической ситуации, системности процесса прогнозирования учитывают типологию личности К.Г.Юнга, которая выделяет 4 шкалы: интуиция – сенсорика, рациональность – иррациональность, этика – логика, экстраверсия – интроверсия. [2, 3, 4]

Процесс прогнозирования может быть разделен на определенные этапы (шаги), на каждом из которых будут востребованы специфические способности личности реализующей эту процедуру. Эффективность деятельности будет высокой при совпадении потребностей процесса и возможностей личности.

Если ваша жизненная стратегия определена и вы категоричны в своих суждениях, то наверняка вас ожидает какая-то ошибка. Если вы хорошо передвигаетесь в автомобиле по хорошему шоссе, то для эффективного движения по снегу, песку, мокрой грунтовой дороге нужны другие транспортные средства, с другими техническими характеристиками. Тем более, если мы хотим передвигаться по воде, под водой или в воздухе. Эта аналогия здравомыслия с транспортным средством позволяет понять то, что в процессе прогнозирования (в жизни, в поиске решений проблем), как и в пути важны и необходимы разные транспортные средства для движения к цели, различные стили здравомыслия.

Чем мы будем пользоваться в данный момент автомобилем, самолетом или подводной лодкой (логическим, стратегическим, эмоциональным или интуитивным мышлением), зависит от того, какой класс задач перед нами стоит, в каких условиях мы находимся, какими ресурсами располагаем.

Стереотипное общественное мнение вполне справедливо соотносит здравомыслие с логическим мышлением. Окружающие нередко характеризуют людей с таким стилем мышления как педантичных, догматичных, придирчивых, без эмоциональных (живущих умом, а не сердцем), самоуверенных, создающих впечатление, что перед вами человек с заложенной в него компьютерной программой, где нет места страстям, каждый шаг должен вести к поставленной цели самым оптимальным образом. События интересуют таких людей как строго логический процесс, структурированность событий. Быстрота действия им менее свойственна, потому что необходимо время для продумывания, обоснования своих действий. Создается видимость их отстраненности, бездействия в кризисных ситуациях. Однако, когда кризис углубляется, способность такого руководителя справляться с этим явлением возрастает.

Руководитель с логическим стилем управления – приверженец системности, последовательности, обоснованности, наиболее эффективно, обоснованно может планировать предстоящую деятельность, вопреки часто складывающейся видимости безразличия к происходящему. Учитывает максимально возможное количество факторов, влияющих на предстоящие события или процесс. Такие люди жестко придерживаются составленного ими плана и отстаивают его возможными способами, обосновывая и аргументируя свою позицию. Их речь лишена эмоциональной окраски, насыщена понятиями и соответствующей их сфере деятельности терминологии. Анализ речи, используемых слов, может использоваться как разновидность или как дополнение к существующим способам диагностики стиля мышления и управления.

Прогностические возможности личности с преобладающим логическим стилем мышления лежат в области системного восприятия действительности и продлении (экстраполировании) действия процессов на будущий период. Основные методы прогнозирования: экстраполирование, статистические методы, логическое (математическое) моделирование.

Оказывается, что в определенных ситуациях, при решении некоторого класса задач наше незыблемое, монументальное логическое мышление дает сбой. Это происходит определенно потому, что есть еще здравомыслие интуитивное, дающее нам массу догадок, научных гипотез, часто опережающих время, может быть еще мало обоснованных.

Если у вас преобладает интуитивный стиль мышления, окружающие воспринимают вас как легкомысленного, непрактичного руководителя. Такой руководитель быстро перескакивает с одной деятельности на другую, у него постоянно возникают разные идеи, которые он сразу же пытается реализовать. Эффективность деятельности такого руководителя снижается за счет того, что он сам не пунктуален, не организован, со временем обращается свободно. Однако люди такого склада хорошо вдохновляют других видением будущего, это хорошие агитаторы. Если они умны и уравновешены, то достаточно верно предвидят будущее. Однако, как правило, не могут дать объективно обоснованного объяснения своему предвидению, чаще всего это яркое, иногда близкое к реальному, правдоподобное обоснование. Свои убеждения такие люди отстаивают с яркостью. Если интеллект такого руководителя не на высоте, он может сильно навредить окружающим. Чувства других людей, эмоциональная сфера, система взаимоотношений между людьми воспринимается таким руководителем слабо, это не его стихия. Лозунг такого руководителя: «Ты мне друг, но истина дороже». Истина, суть явления, процесса – будут приоритетными в деятельности руководителя с интуитивным стилем мышления. Все что ускоряет и изменяет жизнь, приветствуется ими.

Есть здравомыслие стратегическое, позволяющее с учетом всех сложившихся обстоятельств, отбросить лишние сомнения и принять определенное решение и действовать, когда нужно оперативно выходить из сложной ситуации, а не мечтать и логически обосновывать самый оптимальный вариант, тем более, если существует несколько равнозначных.

Стратегический стиль мышления – это, прежде всего действие, а не теоретические рассуждения или логико-структурные обоснования. Руководитель такого типа воспринимает и не примешивает к нему свой прошлый опыт или проблемы будущих периодов. Для таких людей конкретность предмета самое важное, они не вникают в то, как событие возникло, важно, что оно существует в данный момент.

Стратегический стиль управления позволяет хорошо справляться с неожиданностями, кризисными ситуациями. Главный их принцип – действие, наиболее эффективное в сложившихся обстоятельствах, с учетом конкретной ситуации. Они не боятся брать ответственность на себя, проявляют лидерские черты, часто берут командование на себя. Подчинить, заставить подчиненных или окружающих выполнять необходимые действия, а не рассуждать, когда нужно действовать. Это можно будет сделать после выхода из кризисной ситуации и лучше, если этим будет заниматься кто-то другой. Вся их активность направлена, как правило, на решение актуальных общезначимых проблем, достижение общественных целей настоящего времени или ближайшего будущего. Эмоциональный напор, убежденность, целеустремленность позволяют им часто выходить из сложных ситуаций с минимальными затратами. Недостаточная продуманность предстоящих событий, суетливость, логическая необоснованность действий являются иногда причинами создания неурядиц и проблем по их вине.

Здравомыслие эмоциональное позволяет нам не просто существовать, а получать удовольствие, наслаждаться жизнью, любить себя и других.

Эмоциональный стиль мышления – это система взаимоотношений между людьми, чувства, эмоции, интриги. Это люди в меньшей степени ведущие, больше ведомые другими значимыми людьми, обстоятельствами, своими чувствами. Ориентируются прежде всего на прошлоеи в новой обстановке чувствуют себя не совсем уверенно. Стараются избежать действий и решений, которые могут порвать связь с прошлым. Им характерна приверженность традициям и устоям, шаблонность, стереотипность, консервативность мышления и действия.

Они оценивают события главным образом по результатам – для них только те события значимы, которые оставляют яркий след в памяти. Руководитель с эмоциональным стилем мышления с трудом меняет свое мнение о человеке. Психологический климат в коллективе, система взаимоотношений между людьми имеет первостепенное значение для такого руководителя, а не логическое обоснование эффективной деятельности в будущем. Перспективное планирование это не их конек. Чувства, эмоции, слухи, страсти, интриги – это их стихия. Интриги – создают и разрушают империи, это мощное оружие в их руках. Умение понять другого человека, позволяет им эффективно использовать эмоциональную мотивацию, манипулировать чувствами других людей, настраивать каждого сотрудника на эффективную деятельность в благоприятной психологической атмосфере. Эмоциональный стиль мышления позволяет прогнозировать поведение других людей, эмоциональную составляющую взаимоотношений

Таким образом, здравомыслие должно быть определено для повышения эффективности коммуникации в процессе совместной деятельности. Наши исследования показывают, что потенциальные возможности эффективной прогностической деятельности будут наиболее высокими у личности с интуитивным, затем с логическим и далее стратегическим и эмоциональным стилем мышления. Преобладающий в школьной, учительской среде эмоциональный стиль мышления не способствует формированию прогностического мышления учащихся в самый оптимальный период их обучения, что не позволяет в будущем эффективно реализовывать имеющиеся потенциальные прогностические возможности.

Совершенствуя мыслительный аппарат, важно помнить, что он включает в себя две составляющие: сознательную и бессознательную. В отдельных случаях даже без учета того, какой тип здравомыслия имеется в виду, справедливо выражение А.Энштейна: «Если не грешить против здравого смысла, нельзя вообще ни к чему прийти». Различные позиции в научных (да и в обыденных) спорах определяются стилем мышления, типом здравомыслия тех, кто отстаивает собственное мнение, позицию, гипотезу.

Понимание и восприятие различных стилей мышления, типа здравомыслия позволяет эффективно использовать потенциальные возможности каждой личности на определенном этапе (уровне) прогнозирования.

Выявленная нами последовательность действий в процессе поиска решения проблемы и в процессе прогнозирования может быть разделена на 4 этапа, которые условно можно назвать: магия, логика, вера и культура

Почти все выдающиеся открытия человечества начинались с интуитивного предчувствия направления поиска (магия, подсознательное идеальное начало). Затем уже учитываются конкретные условия, планируется эксперимент, учитываются объективные причины, конкретные факты (логика, осознанное материальное продолжение). Далее происходит убеждение себя и окружающих в правоте своих идей, планов, действий (вера, подсознательное субъективно-идеальное). На следующем этапе субъективные причины получают объективную реализацию, плоды творчества одного человека или небольшой группы людей становятся достоянием других людей, достоянием культуры (культура, осознанное, объективное, материальное воплощение).

Процесс прогнозирования носит непрерывный, взаимосвязанный характер, постоянное влияние, активное воздействие одного этапа на другой. Каждый этап является важным элементом и его отсутствие не способствует системности, объективности и достоверности результата процесса прогнозирования. Структура процесса прогнозирования педагогической ситуации отражена на рис. 1. Предлагаемая структура обеспечивает всесторонний подход к такому сложному процессу как процесс прогнозирования. Такая технология может быть использована и в других сферах (областях) прогнозирования. Разработанная структура рассчитана, прежде всего, на сформированную соответствующим образом команду, подобно методу «мозговой штурм», однако, возможна и индивидуальная работа – индивидуальный «мозговой штурм».

Рис. 1. Структура системного прогнозирования педагогической ситуации

 

Началом этого процесса следует считать интуитивное предвидение, понимание проблемы и хода её развития. За редким исключением, все великие отк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...