Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №1. Фонетика. Орфография




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для самостоятельных работ

По дисциплине «Русский язык»

студента I курса группы ______

специальности _______________

____________________________

____________________________

(Ф.И.О)

Составитель: преподаватель русского языка

и литературы М.М.Хингеева

Улан-Удэ, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление………………………………………………………………………...  
Оценочный лист………………………………………………………………….  
Тема №1. Фонетика. Орфография……………………………………………..  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания ……………………………………………………  
Блок III. Тест «Фонетика. Орфография» …………………………………………  
Блок IV. Работа с текстом «Об обществе и языке» ……………………………    
Тема №2. Лексика и фразеология……………………………………………...  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания ……………………………………………………  
Блок III. Тест «Лексика. Фразеология» …………………………………………..  
Блок IV. Работа с текстом «О силе слова» …………………………………….    
Тема №3. Состав слова и словообразования………………………………….  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания ……………………………………………………  
Блок III. Тест «Состав слова и словообразование» ……………………………..  
Блок IV. Работа с текстом «О подвиге»…………………………………………    
Тема №4. Морфология…………………………………………………………..  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания …………………………………………………...  
Блок III. Тест ……………………………………………………………………….  
Блок IV. Работа с текстом «О милосердии»……………………………………..    
Тема №5. Синтаксис и пунктуация……………………………………………  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания …………………………………………………..  
Блок III. Тест ……………………………………………………………………….  
Блок IV. Работа с текстом «Об истине»………………………………………….    
Тема №6. Стили речи……………………………………………………………  
Блок I. Теория ……………………………………………………………………...  
Блок II. Практические задания …………………………………………………..  
Блок III. Тест «Стили речи» ………………………………………………………  
Блок IV. Работа с текстом «О счастье»…………………………………………    

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по дисциплине «Русский язык» предназначена для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению данной области знаний оптимально удобной и максимально понятной. Пособие облегчит Вам работу как на учебных занятиях (теоретических и практических), так и при выполнении самостоятельных работ.

В тетради всё содержание дисциплины «Русский язык» разбито на смысловые части (разделы), которые, в свою очередь, разделяются на блоки.

Структура каждого раздела построена следующим образом:

 

1) Блок «ТЕОРИЯ» направлен на проверку знаний основных теоретических понятий по теме. В блоке предлагается заполнить ответами основные тезисы по изучаемому вопросу. Работа с тезисной информацией позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет Вам полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и практическим работам.

 

2) Блок «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ» содержит несколько упражнений по теме.

 

3) В блоке «ТЕСТ» проверяется уровень Ваших знаний умений и навыков по основным темам дисциплины «Русский язык». Тестовые задания обеспечивают эффективность и простоту проверки Ваших ответов и позволят Вам выявить пробелы в знаниях по той или иной теме.

 

4) Блок «РАБОТА С ТЕКСТОМ» содержит задания по комплексному анализу текста: определение его темы и идеи, типа и стиля, составление плана, вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки и т.п.

 

В конце I и III блоков указывается количество правильных и неправильных ответов (правильно выполненным считается задание, в котором не допущено ни одной ошибки),

оценивание осуществляется в процентах от максимальной суммы баллов:

91 – 100% - отлично (высокий уровень, тема усвоена полностью, Вы осознанно владеете изученным материалом по данной теме);

75 – 90% - хорошо (выше среднего уровня, тема освоена Вами с незначительными недочетами);

50 – 74% - удовлетворительно (средний уровень, тема усвоена Вами слабо);

41 – 49% - неудовлетворительно (уровень ниже среднего, тема Вами не усвоена).

Во II блоке оценивается каждое задание. Если в задании допускается 0-2 ошибки, то ставится – «5», 3-5 ошибок – «4», 6 и более ошибок – «2. В конце блока ставится общая оценка.

При оценивании работы с текстом в IV блоке будут учитываться

- Ваши умения создавать письменное высказывание - текст, его композиционная стройность и завершенность, смысловая цельность;

- аргументированность, логичность изложения Ваших мыслей и чувств;

- грамотность письменной речи.

 

 

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

№ темы п/п Название темы, блока Дата выполнения Оценка Подпись преподавателя
1. Фонетика и орфография      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест «Лексика и орфография»      
  Работа с текстом      
2. Лексика и фразеология      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест      
  Работа с текстом      
3. Состав слова и словообразование      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест      
  Работа с текстом      
4. Морфология      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест «Имя существительное»      
  Тест «Имя прилагательное»      
  Тест «Имя числительное»      
  Тест «Глагол»      
  Тест «Причастие и деепричастие»      
  Тест «Местоимение»      
  Тест «Наречие. Служебные слова.      
5. Синтаксис и пунктуация      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест «Синтаксис и пунктуация»      
  Работа с текстом      
6. Стили речи      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест «Стили речи»      
  Работа с текстом      
7. Художественно-изобразительные средства      
  Теория      
  Практические задания      
  Тест      
  Работа с текстом      

ТЕМА №1. ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ

БЛОК I. ТЕОРИЯ

1. ____________________ - раздел науки о языке, изучающий состав звуков, особенности их образования и произношения, слоги, ударение, интонацию и другие фонетические средства.

2. ____________________ - наука о правильном произношении, являющаяся практическим приложением фонетики.

3. Для регистрации речи в полном соответствии с ее звучанием используется особая фонетическая запись - ________________________.

4. Звуки речи – это _________________________________________________________,

в русском языке _______ звука: _______ гласных, __________ согласных.

5. Работа органов речи при произнесении звука называется ________________________.

6. Звонкие и глухие согласные, отличающиеся друг от друга лишь наличием или отсутствием голоса, составляют пары по звонкости /глухости: __________________________________________________________________________

7. Не образуют пары по звонкости/глухости:

- такие сонорные звуки ______________________________________________________;

- такие шумные согласные _________________________________________________;

Не образуют пары по твердости/мягкости

Только твердые _________________________________________________.

Только мягкие__________________________________________________.

8. Приведите слова-примеры реализации законно оглушения, озвончения и ассимиляции.

_____________________________________________________________________

9. Выделение одного из слогов в слове произношением с большей силой, четкостью называется _____________________.

10. Правила произношения обозначались уже в основных чертах в первой половине _____ века как нормы ______________________ говора.

11. Орфография – это __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

12. Орфограмма – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

13. Правила орфографии включают:

1) ___________________________________________________________________________;

2) ___________________________________________________________________________;

3) ___________________________________________________________________________;

4) ___________________________________________________________________________.

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

 

БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте пары слов и определите, одинаково ли в них количество звуков.

Бал – боль _________________ вес – весь________________

горка – горько ______________ лед – льет________________

мылкий – мыльный__________ пена – пеня_______________

ранка – нянька _____________ сад – сядь ________________

сесть – съесть ______________ угол – уголь______________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Произведите фонетический разбор слов по плану: 1) разделите слова на слоги, поставьте ударение; 2) затранскрибируйте слово; 3) определите количество букв и слогов; 4) дайте характеристику гласных и согласных звуков.

 

Единение _________________ Завьюжить ____________________

__________________________ ______________________________

__________________________ ______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

__________________________ _______________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. Поставьте ударение в словах.

Агрономия, аналог, баловать, банты, бензопровод, включит, вербовщик, верование, ветеринария, гастрономия, генезис, джинсовый, диспансер, документ, добыча, договор, дремота, духовник, жалюзи, завидно, заплесневевший, заключенный, задолго, знамение, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, крашение, кремень, красивее, кашлянуть, ломота, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, отрочество, осужденный, процент, вы правы,пуловер, премировать, принудить, пломбировать, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, торты, уведомить, украинец, умерший, упрочение, хозяева, ходатайство, ходатайствовать, цемент, цепочка, щавель, электропровод,

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Расставьте пропущенные буквы.

1. Наступление разв..валось по всему фронту. 2. Волосы разв..вались на ветру. 3. Раск..ли железо, прежде чем его ковать. 4. Раск..ли поленья и подбрось их в огонь. 5. Скр..пите разрозненные листы. 6. Не скр..пите перьями. 7. Осл..пительный свет молнии озарил небо. 8. Глаза сл..пались от усталости. 9. Усевшись у костра, ребята зап..вали в..селые песни. 10. Лекарство зап..вают водой. 11. Лесоруб закл..нил топор. 12. Зря не кл..няти судьбу. 13. Нельзя об..жать слабых. 14. Попробуйте об..жать эту территорию.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 5. Вставьте пропущенные гласные е или и.

Пр..сесть на скамейку; пр..вращаться в робота; пр..творить дверь; пр..клонить колени; пр..творить решения в жизнь; пр..ходящий момент; пр..дать свои мечты; пр..мник идей; пр..клонить колени; пр..отвратительный характер; пр..бить к потолку.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы.

Выб..раю подарок; выр..щенный урожай; заг..рать на берегу реки; заг..релась бумага; зам..реть от восторга; зап..рать на замок; к..снуться вопроса; летний з..гар; медленно сг..рать; неприк..сновенный запас; обсудить пол..жение; осторожное к..сание; отп..реть замок; предл..гаемые варианты; предл..жить дружбу; прл..гаются документы; пробирались в зар..слях; рука к..салась перил; соб..рать на площади; ст..рать белье; ст..реть с доски; уб..раю комнату; ум..рать от болезни.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 7. Вставьте пропущенные гласные.

Деш..вые товары; ж..сткий диван; жареная печ..нка; жж..ный сахар; крепкая беч..вка; неизвестный подж..г дом; неясный ш..рох; он уже приш..л; подж..г сарая; ровная ч..рточка; тонкая ж..рдочка; тяжелый ож..г; ч..тко произносить слова; ш..лковая ш..рстка; щ..лканье соловья.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 8. Вставьте пропущенные согласные з и с.

..жить со свету; бе..дарный артист; бе..лошадные крестьяне; бе..сильная ярость; бе..тарифный провоз; во..соединить людей; и..пуганный взрывом; и..хоженные тропы; неи..черпаемые богатства; ни..ги не видно; пылкое во..звание; ра..фасовать продукты.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка _______________

БЛОК III. ТЕСТ

«ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ»

  1. Укажите неверное утверждение:

ÿ а) фонема – смыслоразличительная единица;

ÿ б) открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный;

€ в) количество звуков в слове равно количеству букв в нем;

€ г) ударение в русском языке позволяет различать слова.

  1. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:
ÿ а) аген..ство; € г) сверс..ник;
€ б) блес..нуть; ÿ д) рес..ницы;
€ в) запас..ливый; € е) ужас..ный.

3. Укажите слова с двойными согласными в корне слова:

€ а) ал..юминий; ÿ в) ак..устика; € д) эф..ект;
€ б) мож..евельник; ÿ г) актрис..а; ÿ е) дес..ерт.
  1. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:
ÿ а) жир; ÿ в) плащ; € д) вопрос;
ÿ б) шоссе; ÿ г) цех; ÿ е) съезд.
  1. Укажите, в каких словах надо писать ъ:
ÿ а) без..обидный; ÿ г) с..емщик;
ÿ б) об..ектив; ÿ д) д..як;
ÿ в) трех..активный; ÿ е) с..экономить.

6. Обведите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
пил..щик ь - ь - ь
пон..чик - ь - ь -
мощ..ный ь - - ь -
январ..ский - ь - - ь
тон..ше ь - ь - -

7. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

€ а) прибыл; € г) создана;
€ б) удобнее; € д) начал;
€ в) позвонит; € е) мельком.

8. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

€ а) июль; ÿ г) бульон;
ÿ б) праздник; ÿ д) поем;
ÿ в) каменный; ÿ е) ельник.
  1. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:
ÿ а) гараж; ÿ г) лепешка;
ÿ б) записка; ÿ д) сделать;
ÿ в) выставка; ÿ е) молотьба.
  1. Обведите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6.
  а) б) в) г) д)
проч.. ь - ь - ь
пейзаж.. - ь - ь -
утеш.. ь - ь ь -
блестящ.. - ь - - ь
ветош.. - ь - - -
  1. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова здесь:
€ а) [з’ д’ ес’ ]; ÿ г) [з’ д ’ эс’ ];
€ б) [зт’ эс’ ]; ÿ д) [с’ д ’ эс’ ];
ÿ в) [с’ д ’ ес’ ]; € е) [ст’ ес’ ].

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

О ЯЗЫКЕ И ОБЩЕСТВЕ

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

(1)Все знают что ч..совая стрелка на ц..ферблате движ..тся, но увид..ть как она движ..тся нельзя. (2)То же прои..ходит и с языком. (3)Он изм..няется. (4)Но мы не чу..ствуем как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой м..мент когда мы вид..м как м..няется русский язык. (6)И это (не)может (не)пугать. (7)Мы так х..тим во что бы то ни стало от..йти от пре..шествующей эпох.. нашей жизни п..строить новые обществе..ные отн..шения новую экономику что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда(то) говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться» нам надоело выр..жение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или раз..нравилось слово «встреча» стали говорить «тусо..ка».

(10)Русский язык по словам А.С. Пушкина «переимчив и общежителен» он ле..ко пр..нимает иностра..ные слова, если они нужны. (11)И в этом нет (ни)чего страшно..о, когда всё дела..тся в меру. (12)А мера утер..на. (13)В нашей речи во..никают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обыч..но м..няются 20-30 слов в года у нас сейчас появляют..ся может быть 20 слов в неделю.

(15)В Думе (не)сколько лет о..суждался «Закон о русском языке». (16)3акон конечно же нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе то должен быть и м..ханизм нак..зания за его н..рушение. (21)Однако пре..ставляется (не)серьёзным пр..дложение с..здать фил..логическую мил..ицию учр..дить штрафы за оши..ки в русском языке. (22)Что ни говори дела..т язык народ а его трудно заставить подч..няться административным нормам в отношении.. языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время в XIX, да и в XX веке образц..вый язык д..вала художестве..ная литература. (25)Если ч..ловек (не)знал как правильно говорить то он откр..вал Тургенева и там нах..дил ответ. (26)Сейчас конечно не художестве..ная литература формиру..т наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь тел..видение и радио. (28)Это к..сается и пр..изношения звуков и уд..рения и инт..нации. (29)А совреме..ным дикт..рам нравит..ся американская инт..нация. (30)И молодёж.. нач..нает им подр..жать. (31)Быва..т ведущий бог знает что и как говорит а людям нравит..ся. (32)Это относит..ся безусловно не ко всем п..редачам к..налам дикторам но многие из них подверже..ы моде.

(ЗЗ)Мы сейчас (не)довольны языком но здесь очень важно разобрат..ся — язык в этом виноват или что(то) другое. (34)Ведь язык подчиняется людям которые им пользуются. (35)Он присп..саблива..тся к потребностям общества. (З6)Если в нашем обществе сегодня п..требность думать о будущ..м о крепкой семье о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону буд..т давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как (не)работая заработать ми..лион секс насил..е наркотики то язык пов..рнёт..ся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отр..жает сост..яние общества. (40)Так что не язык надо сейчас испр..влять.

(В.Г. Костомаров)

1. Стиль речи _________________________

2. Тип речи ___________________________

3. Основная тема текста ________________________________________________________

4. Идея текста ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста 5 слов, в которых звуков больше, чем букв __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выпишите из текста 5 слов, в которых букв больше, чем звуков

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Выпишите из текста слова (по три примера) по следующим видам орфограмм, графически объяснив их:

а) безударные гласные в корне, проверяемые ударением_____________________________

___________________________________________________________________________

б) проверяемые согласные в корне________________________________________________

____________________________________________________________________________ в) слитное и раздельное написание НЕ, НИ с разными частями речи __________________
_____________________________________________________________________________

г) Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий_______________________________

___________________________________________________________________________
д) дефисное написание наречий_________________________________________________ е) правописание личных окончаний глаголов_______________________________ ___________________________________________________________________________

ж) правописание приставок на –з, -с, пре-, при- ___________________________________

___________________________________________________________________________

з) непроизносимые согласные в корне слова ______________________________________

8. Объясните лексическое значение слов, встретившихся в тексте

ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ _____________________________________________________

ИНТОНАЦИЯ ______________________________________________________________

УЧРЕДИТЬ _________________________________________________________________

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ____________________________________________________

ТЩЕТНЫЙ ________________________________________________________________

9. Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к рассматриваемому вопросу, проблеме в тексте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...