Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным




4. Укажите место придаточного предложения по отношению к главному:

а) перед главным предложением;

б) в середине главного предложения;

в) после главного предложения.

1. От солнца и блеска воды светло так, что больно смотреть.

2. Чтоб вода не заливала костер, пришлось подкладывать больше дров.

3. Из глубокой балки, где сгущался мрак, подуло ветром.

4. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный раздражающий запах.

5. По мере того как угасал день, в лесу становилось все тише и тише.

6. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

7. В ком нет любви в стране родной, те сердцем нищие калеки.

8. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.

9. Когда на душе горе, то тяжело без людей.

10. Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.

5. Определите вид придаточного предложения:

а) определительное; д) времени;

б) изъяснительное; е) сравнительное;

в) образа действия и степени; ж) условия.

г) места;

1. Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

2. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

3. Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине.

4. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.

5. Там, где море встретилось с землей, горизонт родился молодой.

6. Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

7. Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить.

8. Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным.

9. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

10. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

6. Укажите, что присоединяет союз как и нужны ли здесь запятые:

а) придаточное предложение (запятая нужна);

б) сравнительный оборот (запятая нужна);

в) именную часть сказуемого (запятая не нужна).

1. Эти равнины как море бескрайние.

2. Море в далекие годы пело мне песни как мать.

3. Смотри как роща зеленеет.

4. Земля еще как смутный негатив, она никак не может проявиться.

5. Сегодня месяц как светлый серп.

6. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.

7. Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.

8. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.

9. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.

10. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

7. Определите вид связи придаточных предложений с главным:

а) последовательное подчинение;

б) однородное подчинение;

в) параллельное подчинение.

1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.

2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.

8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики. Ничего не мог разглядеть в стороне.

9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.

10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно увидеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске.

8. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:

а) нужно; б) не нужно.

1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.

2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.

3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.

6. Вместо того(?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.

7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже обед.

8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.

9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

9. Укажите, где поставлено двоеточие:

а) в простом предложении с однородными членами;

б) в бессоюзном сложном предложении.

1. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

2. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

3. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4. В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул.

5. Я ценю свой прочный дом, ясность мудрую в народе и естественность во всем: в жизни, в женщине, в природе.

6. Все пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и торопливый перестук молотков перед поднятием занавеса, и смена декораций.

7. Погода стояла прекрасная: белые облака тихо неслись над нами, тростник шушукал кругом, и пруд сверкал на солнце.

8. Видит: весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате.

9. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

10. В окно проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера.

10. Определите, где поставлено тире:

А) в простом предложении с однородными членами;

Б) между подлежащим и сказуемым;

В) в неполном предложении;

Г) в бессоюзном сложном предложении.

1. Лучшее и даже единственное верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык.

2. Храбрые познаются в битве, семья и дети – в беде, а друзья – в несчастье.

3. Мартовские ночи длинные – можно успеть отдохнуть и наговориться.

4. Мир без книг – мир дикарей.

5. Была бы земле нега – даст земля хлеба.

6. От учения набирайся ума, от мастерства – сноровки.

7. Любовь, энергия, способности – все было растоптано, разбито.

8. Хотел кричать – язык сухой беззвучен и недвижен.

9. Путь в лесах – это километры безмолвия.

10. На красноватой траве, на былинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити паутин.

11. Укажите, какой знак нужно поставить между частями БСП:

а) запятую; б) двоеточие; в) тире.

1. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

2. Выглянуло солнце, и вдруг все ожило земной мир сделался прекрасен.

3. Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спустился к источнику.

4. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

5. Сказал что-то я он начал хохотать.

6. Облако пройдет озеро опять заблестит.

7. Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало.

8. Варвара прислушалась донесся шум вечернего поезда.

9. Хочешь есть калачи не сиди на печи.

10. Идти было трудно густые колючие кусты разрослись.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью:

а) запятую; г) тире;
б) две запятые; д) вопросительный знак;
в) двоеточие; е) восклицательный знак.
  1. «Нам придется здесь ночевать, - сказал он с досадой, в такую метель через горы не проедешь».
  2. «В хорошей посуде и чай вкуснее» - гласит пословица.
  3. И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят».
  4. «Отколе, умная, бредешь ты, голова» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
  5. «Послушай, мужичок – сказал я ему – знаешь ли ты эту сторону?»
  6. «Чему ты усмехаешься» - спросил он меня, нахмурясь.
  7. Савельич дергал меня за руку, говоря «Выходи, выходи, сударь, приехали».
  8. «Честное благородное слово, краснея говорила Наташа, - никому не скажу».
  9. «Вот он! – воскликнул рыбак, окончательно выдернув снасть и снимая с крючка ерша, попался».
  10. «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

ОБ ИСТИНЕ

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

1) Гол..с отв..чавшего к..залось к..лол Пилату в висок был (не)выразимо мучит..лен и этот гол..с г..ворил: «Я игемон г..ворил о том что рухн..т храм старой веры и со..дастся новый храм ист..ны». 2) Прокуратор пр..изнес тяж..ло в..дохнув: «Зачем же ты бр..дяга на б..заре смущал народ рас..казывая про истину о которой ты (не)име..шь пр..дставления и что такое истина?»

3) И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спраш..ваю его о чем-то ненужном на суде... 4) Мой ум (не)служит мне бол..ше...» 5) И опять пом..рещилась ему чаша с темною жидк..стью. 6) «Яду мне, яду!» 7) И вновь он услыш..л гол..с:

8) «Ист..на в в том что у тебя б..лит г..лова, б..лит так сильно что ты мал..душно помышля..шь о смерт... 9) Ты (не) только не в силах г..в..рить со мной но тебе трудно даже гл..деть на меня. 10) И с..йчас я (не)вольно являюсь тв..им палач..м что меня огорча..т. 11) Ты не мож..шь даже и думать о чем(нибудь) и мечта..шь только о том что(бы) пришла твоя с..бака единствен..ое (по)видимому существо к которому ты пр..вязан. 12) Но мучения твои сейчас кончат..ся г..лова пройдет». 13) Пилат поднял муч..нические глаза на ар..станта и увид..л что солнце уже д..вольно высоко стоит над гипподромом что луч пр..брался в колон..аду и по..ползает к стоптан..ым с..ндалиям Иешуа что тот ст..ронит..ся от со..нца.

(По М.А. Булгакову)

2. Стиль речи - ________________________________________________________________

3. Тип речи - __________________________________________________________________

4. Основная тема текста - _______________________________________________________

5. Идея текста- _______________________________________________________________

6. Укажите фразу, которая противоречит содержанию текста.

А) Головная боль Пилата была настолько сильна, что он помышлял о смерти, чтобы избавиться от страданий.

Б) Иешуа избавляет Понтия Пилата от головной боли, чтобы прокуратор освободил его.

В) Иешуа верит, что Храм Истины – Любовь, Сострадание к ближнему – восторжествует в мире.

Г) Иешуа избавляет своего палача (Пилата) от головной боли от сострадания, жалости к нему.

7. Подберите синонимы к слову ИСТИНА (не менее 5 примеров), антонимы (не менее 5 примеров): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите, какой вид синтаксической связи используется в словосочетании «храм истины» - ___________________________________________________________________

9. Выпишите из текста 5 словосочетаний с видом синтаксической связи примыкание:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста 5 именных словосочетаний: _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Среди предложений 8 – 11 найдите сложное предложение, в составе которого есть придаточное следствия (напишите его номер): _____________________________________

12. Запишите номер сложного предложения со смешанной связью (сочинительной и подчинительной): ______________________________________________________________

13. Укажите средство связи предложений 9-10: _____________________________________

14. Найдите предложения, в которых есть обращение (запишите их номера): _____________________________________________________________________________

15. Из предложений 1-5 выпишите составные именные сказуемые: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Найдите в тексте простые предложения, запишите их номера: ____________________

17. Составьте схемы 1-2 предложений:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. Дайте характеристику 6 предложению: «Яду мне, яду!»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Выпишите из текста простые односоставные назывные предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом (запишите номер предложения): ________________________________________________________________

21. Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения. Свой ответ аргументируйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

Работа над ошибками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА №6. СТИЛИ РЕЧИ

БЛОК I. ТЕОРИЯ

1. Стили речи- ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Функция языка - ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Официально-деловой стиль – ________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Публицистический стиль – __________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Художественный стиль – __________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Научный стиль – __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Разговорный стиль – _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется ________________

9. Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность – это черты ____________________________________ стиля речи.

10. Цель __________________________________ стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, побуждением его к определенным поступкам.

11. Жанры публицистического стиля речи: __________________, ________________,

________________________________, __________________, ___________________.

12. Точность, неличный характер речи, стандартизованность, предписывающий характер документации – это черты ___________________ стиля речи.

13. Жанры художественного стиля речи: _______________________________________

_________________________________________________________________________

14. Неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог – это черты _____________________ стиля речи.

15. Художественный стиль речи – это стиль, для которого характерны следующие черты: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. К выразительным средствам языка относятся ___________________ и ______________.

17. Автобиография, резюме, докладная – это жанры _____________________ стиля речи.

18. Проблемный очерк, устное выступление – это жанры ________________ стиля речи.

19. Преобладание существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных, неупотребительность местоимений «я», и «ты», глаголов 1 и 2 лица единственного числа – это особенности ____________________________ стиля речи в морфологии.

20. Для ______________________________ стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека и др.

 

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов:

1) Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________

 

2) Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________

 

3) В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________

 

4) Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________

 

5) Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________

2. Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики. Исправьте предложения.

1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант.

1. Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Не раз поднимался вопрос о моечной в раздатке.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. В ожидании поезда мы целых два часа слонялись по улицам.

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

5. Из-за его халатного отношения к делу мы не могли закончить работу в срок.

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Запишите один из синонимов, приведенных в скобках.

1. По приглашению друзей мне __________________(довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице.

2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, ________________ (необходимо, нужно, требоваться) __________________(нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и __________________(построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

3. В нашем крае много _______________(далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них ____________ (жить, обитать, проживать) до трети населения.

4. Было ______________(наглядно, предметно) _____________(показал, продемонстрирован), что комплексное __________________(использование, применение) технических средств на ____________(занятия, уроки) __________________(во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) _________________ (повышать, увеличать) ________________ (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) _______________(работа, труд) педагога.

5. Прочитайте отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Б. Ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях являются важным принципом таможенной службы Реализация его имеет свои особенности обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц характеризующегося в частности четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления и местной администрации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б. Расселом в 1952 г.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Г. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением

вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнатации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

БЛОК III. ТЕСТ

«СТИЛИ РЕЧИ»

1. Определите стиль речи:

 

а) разговорный; г) научный;
б) художественный; д) публицистический.
в) официально-деловой;  

Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

2. Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними:

а) насыщенность терминами, которая составляет 15 – 20 % всей лексики;

б) использование речевых штампов, клише;

в) научная фразеология;

г) преобладание абстрактной лексики;

д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа;

е) преимущественное употребление существительных вместо глаголов.

3. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю:

а) ода; г) рассказ;
б) роман; д) элегия;
в) репортаж; е) очерк.

4. Выберите правильное определение.

А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.

Б. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.

В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.

5. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова:

а) общеупотребительные;

б) разговорно-просторечные;

в) диалектные;

д) профессиональные.

Посли домик Чехова смотреть…

Ну, сагаем потихоньку, слусаем…

А там под стеклом кожаное пальто висит.

Ну, эта женщина, солидная такая, стояла

Рядом… как заорет: «Это он такой больсой был!»

Да как брякнется! Петька долго один смеется,

Вспомнив, как брякнулась солидная тетя. Она на

Каблучках, а хотела подойти поближе – полгядеть

пальто, запуталась в этих стуках-то…

Ну, есля, все за животики взялись (В. Шукшин

«Петька Краснов рассказывает…»).

6. Узнайте автора этих строк:

а) А. Грибоедов; в) А. Блок;
б) А. Пушкин; г) Л. Толстой.

Участь моя решена, я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она… почти моя.

7. Определите, в какой столбик со словами художественной речи попали слова из других пластов речи.

А. В лазоревой воде;

под сенью дружных муз;

перлы дождевые;

сладкий трепет;

лелеемая невскою водой.

Б. Стоит спокойно, величаво;

взять на баланс;

увянувшее поле;

задумалась дорога;

в каждом взоре пенится река.

В. Венец рубинный и сапфирный;

в дыму неукрощенных бурь;

с жемчужным хохолком;

чудное мгновенье;

гений чистой красоты.

8. Назовите стиль по его особенностям:

а) научный; в) публицистический;
б) художественный; г) официально-деловой.

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

9. Определите, к каким стилям речи относятся приведенные отрывки:

а) научному; г) художественному;
б) официально-деловому; д) разговорному.
в)публицистическому;  

1. Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая все должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, - считаю все же, что Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремится, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой).

2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь).

3. Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц. (Крылов «Криминалистическое учение о следах»),

10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г)
ом..фоны о о а о
к..ламбур а а о а
арх..измы а о а а
паф..с о о о о
р..цензия е и е е
..бзац о а а а

 


11. Найдите ошибки в употреблении деепричастий.

 

А. Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно.
Б. Самгин сердито нахмурился, подбирая слова для резкого ответа.
В. Придя к врачу, старушке определенно нездоровилось, и она утомленно присела на край стула.
Г. Вздрогнув, Самгин подумал, что Москва в эту ночь страшнее Петербурга.
Д. Найдя лодку, туристы обрадовались.
Е. Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку.

БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

О СЧАСТЬЕ

(по стихотворению в прозе И.С.Тургенева – «Памяти Ю.П. Вревской»)

 

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и запятые.

На гр..зи, на в..нючей сырой с..ломе под н..весом ветхого сарая на скорую руку пр..вращен..ого в п..ходный воен..ый гошпиталь в разорен..ой болгарской деревушк.. – с лишком две недели ум..рала она от тифа.

Она была в б..спамятстве – и ни один врач даже не взгля..нул на нее; больные с..лдаты, за которыми она ухаж..вала пока еще могла держат..ся на ногах, по..чередно подн..мались с своих зар..женных логовищ чтобы подн..сти к ее запекшимся губам (не)сколько капель воды в ч..репке р..збитого г..ршка.

Она была м..лода красива; высший свет ее знал; об ней осв..домлялись даже сановники. Дамы завид..вали ей мужчины за ней в..л..чились… два-три ч..ловека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сер..це… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не вед..ла другого счастья… не ведала – и не и..ведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно пом..рилась – и вся пылая огнем (не)угасимой веры отдалась на служении.. ближним.

Какие з..ветные клады сх..ронила она там в глубине души в самом ее тайн..ике (н..)кто (н..)знал (н..)когда – а теперь конечно (не) узнает. Да и к чему? Жертва прин..сена… дело..делано.

Но гор..стно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оск..рбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возл..жить на ее могилу!

И.С. Тургенев. Сентябрь, 1878

2. Стиль речи - ________________________________________________________________

3. Тип речи - __________________________________________________________________

4. Основная тема текста - _______________________________________________________

5. Идея текста- _______________________________________________________________

6. Выпишите из текста художественно-изобразительные средства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к главной героине.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

Работа над ошибками

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...