Тема №4. Морфология и орфография
БЛОК I. ТЕОРИЯ 1. Морфология - _______________________________________________________________ 2. ____________________ - это класс слов, объединенных общим грамматическим значением (например, для существительных - предметности); морфологическими признаками (например, для существительных – рода, числа, падежа и т.д.); особенностями словообразования и синтаксическими функциями. 3. К самостоятельным частям речи относятся: _____________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. К служебным частям речи относятся: __________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Общее грамматическое значение существительного – значение _____________________ _____________________________________________________________________________ 6. Для одушевленных существительных характерно совпадение ______________________ падежа и ______________ падежа, а для неодушевленных ________________ падежей. 7. В зависимости от выражаемых лексических значений существительные делятся на _____________________________________________________________________________ 8. _____________________существительные обозначают предметы, представляющие совокупность однородных предметов как единое целое. 9. К несклоняемым существительным относятся 10 существительных на __________: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Глагол – это ______________________________________________________________ 11. Глаголы _____________________ вида отвечают на вопрос ______________________ ____________________ и обозначают действие завершенное, имеющее предел, или указывают на его результат. 12. Возвратными называются ___________________________________________________ 13. _________________________ наклонение глагола обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить реально. 14. Формы __________________ времени глаголов не изменяются по лица.
15. Глаголы брить, стелить – это глаголы __________ спряжения. 16. 7 глаголов на –еть относятся ко II спряжению: __________________________________ _____________________________________________________________________________ 17. 4 глагола на –ать относятся ко II спряжению: ___________________________________ __________________________________________________________________ 18. ___________________________ - особая форма глагола, которая имеет признаки глагола и наречия. 19. Действительное причастие настоящего времени имеет суффиксы __________________ _______________________, прошедшего времени ___________________________________ 20. Страдательные причастия настоящего времени имеет суффиксы ___________________ _____________________, прошедшего времени _____________________________________ 21. В зависимости от значения различаются три разряда прилагательных _______________ _____________________________________________________________________________ 22. __________________ форма сравнительной степени прилагательных образуется при помощи слов более или менее, которые прибавляются к форме положительной степени прилагательного: удачный – более удачный. 23. Простая форма ______________ степени сравнения образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-. 24. Имя числительное - _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 25. В зависимости от лексико-грамматических свойств имена числительные делятся на следующие разряды __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 26. _______________________ - это часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них. 27. Местоимения разделяют на 9 разрядов: ________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 28. Общим грамматическим значением наречия является значение ____________________ _____________________________________________________________________________ 29. ______________________ - служебная часть речи, которая связывает отдельные члены внутри простого предложения, части сложного предложения, сложные предложения и части текста между собой.
30. _______________________ - это особая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, потому что не выполняет в речи тех функций, которые выполняют эти части речи. Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________ БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Имя существительное Задание 1. Прочитайте предложение и укажите над словами, к какой части речи они относятся: 1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним (Л.Н.. Толстой). 2. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог (М.Е. Салтыков-Щедрин). 3. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.А. Некрасов). Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. Определите род данных несклоняемых существительных.
Адажио, азу, амплуа, атташе, Батуми, бра, Брно, буржуа, драпри, жалюзи, зебу, Капри, кафе, кепи, Кижи, Коваленко, колибри, кольраби, коммюнике, конферансье, конфетти, кули, Купала, леди, марабу, Миссисипи, Онтарио, Ориноко, па, пони, портье, протеже, рагу, регби, рондо, трио, фламинго, Франсуа, Франсуаза, фрау, хинди, Чили, эсперанто. Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 3. Перепишите существительные, распределяя их на три группы: 1) имеющие только форму единственного числа; 2) имеющие форму только множественного числа; 3) имеющие обе числовые формы.
Ивняк, краска, субтропики, Чебоксары, кусачки, аппаратура, аспирин, чернила, сани, выжимки, пробел, рецензия, белье, зверье, мошкара, смола, тальк, сушняк, дичь, зелье, храбрость, воронье, жмурки, возня, полотно, садовник, ртуть, колготки, стропила, хлопья, ученик. Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________
Задание 4. Вместо многоточия вставьте нужные окончания. Соловушк…, ладушк…, муравьишк…, человечишк…, домишк…, братишк…, шинелишк…, парнишк…, золотишк…, чадушк…, травушк…, детиншк…, хвастунишк…, хлебушк…, краюшк…, сараюшк…, батюшк…, горюшк…, долюшк…, полюшк…, хозяюшк…, холодищ…, темнотищ…, ножищ…, грязищ…, дружищ…, топорищ…, жарищ…, собачищ…, домищ…, парнищ…, заборищ…, скучищ…, мозолищ…, ручищ…. Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Общая оценка _____________ Имя прилагательное Задание 1. Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы. Алые паруса _______________________ ароматный запах __________________________ близкий человек ___________________ вороной конь _____________________________ голосистый соловей ________________ душевный человек ________________________ зеленый луг _______________________ здоровый ребенок ________________________ лесной край _______________________ мамин платок ____________________________ Наташины глаза ___________________ отцово ружье ____________________________ павлиньи перья ____________________ проездной билет _________________________ сентябрьские узоры ________________ стеклянная витрина _______________________ умный ответ ______________________ умственная работа ________________________ яркие впечатления _________________ яровые посевы ___________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану:!) начальная форма (им.п. ед.ч., м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж. Образец: Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще. громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст. слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч. птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п. березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п. 1. Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно (А.С. Пушкин). 2. Паншин был действительно очень ловок, не хуже отца (И.С. Тургенев). 3. Далек мой путь, тяжел мой путь, страшна судьба моя (Н.А. Некрасов). 4. Далеко видна желтая полоса песчаного берега (М. Горький).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 3. От основ данных слов образуйте прилагательные с суффиксами –ев, -ив, -лив, -чив.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Мех…вой, кольц…вой, свинц…вый, кумач…вый, камыш…вый, вин…ватый, ноздр…ватый, молодц…ватый, глянц…витый, плод…витый, старуш…чий, рыж…ватый, дел…витый, кукуш…чий, век…вой, угр…ватый, род..витый. Задание 5. От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами –н-, -ан-/-ян-, -ин-, -енн-/-онн-.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Имя числительное Задание 1. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 3. Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Образец: Двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка. двое – нач.ф. двое; собир., им.п. три – нач.ф. три; простое, колич., им.п. второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р. пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п. семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п. 1. В состязаниях по метанию молота спортсмен в первой же попытке послал снаряд на 81 метр 80 сантиметров. 2. 3 августа 1980 года состоялось торжественное закрытие Московской Олимпиады. 3. Четверо друзей встретились после долгой разлуки. 4. 2/3 присутствующих составляли приезжие. 5. Мороз достигал 28 градусов. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Итоговая оценка __________________ Местоимение Задание 1. Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть). Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес. я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч. себе – нач.ф. себя; возвр., дат п. всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч. моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч. 1. В некотором смысле эпопея есть только особенная форма драмы (В.Г. Белинский). 2. Собака, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названья (Л.Н. Толстой). 3. Все мы – и я, и ты, и дядя… это мы всех тревожим! (М.Горький). 4. Рано утром Буратино пересчитал деньги: золотых монет было столько, сколько пальцев на руке, - пять (А.Н. Толстой).
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные частицы (не или ни) и раскрывая скобки. 1. Этот провал (…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и (…) кто иной. 3. Проект сделан (…) кем иным, как известным специалистом. 4. (…)кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 5. Взор обнимал всего каких (нибудь) пять верст пустынного пространства. 6. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих (то) шагов. 7. Жил он уединенно, лишь изредка (кое) кто заходил к нему. 8. Минуты через две загремели ключи, и кто (то), казалось, сходил по лестнице. Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Глагол Задание 1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род. Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло. хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р. выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех. делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.
1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. Распределите глаголы на три группы: 1) несовершенного вида; 2) совершенного вида; 3) двувидовые. Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 3. Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения. Образец: I спряжение II спряжение колоть – кОлют коптить - коптЯт
Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд… делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т. Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Итоговая оценка ___________________ Причастие Задание 1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом –енн-.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. От данных глаголов образуйте отглагольные прилагательные с суффиксом –ен-.
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Общая оценка _______________ БЛОК III. ТЕСТ «МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ» «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 1. Укажите неверное утверждение: а) существительные могут обозначать предмет; б) большая часть существительных изменяется по числам; в) все существительные изменяются по числам; г) существительные делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от лексического значения слова; д) большинство несклоняемых существительных среднего рода. 2. Найдите вещественные существительные:
3. Укажите неодушевленные существительные:
4.Установите соответствие между существительными и прилагательными по родовому признаку:
5. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении: а) мужского; б) женского; в) общего. Василий – большой умница. 6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
7. Укажите строчку, все слова которой пишутся без мягкого знака на конце: а) циркач.., матч.., плюш.., глуш..; б) страж.., тираж.., шалаш.., печ..; в) трубач.., пожарищ.., удач.., мякиш..; г) морж.., гараж.., мыш.., гуляш..; д) рощ.., плач.., трикотаж.., дич... 8. В приведенных словосочетаниях мысленно поставьте существительные в начальную форму и укажите те, которые относятся к мужскому роду:
9. В каком предложении выделенное существительное имеет окончание - а(я)? А. Долить кипятк.. в стакан.. Б. Прийти в гости и поесть медк... В. От него не было ни слух.. ни дух... Г. Ей нравился горьковатый вкус ча... 10. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6:.
11. Укажите существительные, которые во множественном числе именительного падежа имеют окончание – ы(и):
12. Найдите существительные, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание: а) пара помидор..; б) жизнь монгол..; в) жилища якут..; г) сто ампер..; д) отряд гусар..; е) группа мичман... 13. Укажите собственные имена, окончание которых в творительном падеже единственного числа – ым: а) встречаться с Набоков..; б) фильм с Чаплин..; г) познакомиться с городом Тамбов..; в) отдыхать под Голицын..; д) восхищаться Бунин... 14. Найдите существительные с суффиксом – иц -: а) красав..ц; б) книж..ца; в) полковод..ц; г) кресл..це; д) кормил..ц; е) письм..цо. 15. Укажите предложения, в которых не с существительными пишется раздельно. А. (Не)знание – не порок, (не)желание узнать – большой порок. Б. Фирма приглашает специалистов и (не)специалистов для работы в сфере обслуживания. В. Нет, это (не)трусость. Г. Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего, (не)правда ли? Д. Умный с одного слова поймет, (не)вежде и тысяча впрок не пойдет (пословица). 16. Найдите слова с буквой ё на месте пропуска: а) гребеш..к; б) ш..рты; в) печ..нка; г) копч..ность; д) галч..нок; е) плеч..м; ж) береж..к; з) шапч..нка. 17. Определите, в каком предложении находится существительное со следующими морфологическими признаками: в вин. п., только во мн. ч. А. Лиса и во сне кур считает. Б. Знай, сверчок, свой шесток. В. Голод не тетка, заставит работать. Г. Готовь сани летом, а телегу зимой. Д. Грамоте учиться – всегда пригодится. 18. Укажите, каким членом предложения является каждое из выделенных слов в предложениях: а) подлежащее; б) сказуемое; в) дополнение; г) определение; д) обстоятельство; е) не является членом предложения. А. Заставили козла огород стеречь. Б. Во всяком мудреце довольно простоты. В. Человека ложь не красит. Г. Знай, сверчок, свой шесток. Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________ Т Е С Т «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» 1. Укажите неверное утверждение: а) прилагательные согласуются с именами существительными; б) окончание прилагательного можно определить по вопросу; в) притяжательные прилагательные обозначают принадлежность кому-либо; г) прилагательное может относиться только к одному разряду; д) краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
А. Озеро (не)глубокое, но широкое. Б. Комендант отвечал (не)брежным кивком. В. Это была (не)сердечная боль. Г. Кузьмичев был никому (не)известным художником. Д. Князь Андрей вошел в (не)богатый опрятный кабинет (Л. Толстой).
А. Никнут шелковые травы, пахнет смолистой сосной. Б. И степь под пологом зеленым кадит черемуховый дым… В. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня… Г. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду… (С. Есенин).
Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________ Т Е С Т «ГЛАГОЛ» 1.Укажите неверное утверждение: а) глагол называет действие предметов; б) спряжение – изменение глагола по лицам и числам; в) переходность – постоянный признак глагола; г) глаголы изменяются по временам; д) в предложении глагол бывает только сказуемым. 2. Найдите глаголы совершенного вида:
3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
4. Укажите глаголы I спряжения:
5. Найдите глаголы с буквой и в окончании:
6. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 3.
7. Укажите, какую букву нужно вставить в словах следующих предложений: 1. Выйд..те через калитку. 2. Когда выйд..те, поверните налево. Найдите правильный ответ:
8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 3.
9. Укажите глаголы с суффиксом ова:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|