Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №2. Лексика и фразеология




БЛОК I. ТЕОРИЯ

1. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется __________________________

2. Лексика – это ____________________________________________________________

3. Фразеология – это ________________________________________________________

_

___________________________________________________________________________

3. Явление многозначности в русском языке называется _____________________________

4. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, представлена следующими пластами слов ______________________________________________________________

5. К лексике русского языка с точки зрения сферы ее использования относятся ________

___________________________________________________________________________

6. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного словаря представлена такими группами слов ____________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Омонимы – это ___________________________________________________________

8. Разновидности омонимии __________________________________________________

9. Паронимы – это __________________________________________________________

10. Синонимы – это __________________________________________________________

11. Антонимы – это ___________________________________________________________

17. Каково значение каждого иноязычного фразеологизма:

Volens nolens _________________________

Persona grata _________________________

O tempora! O mores! ___________________

Nota bene ____________________________

Post scriptum _________________________

Alma mater ___________________________

Tete-a-tet _____________________________

Time is money _________________________

Tutti-frutti ____________________________

A prima vista __________________________

18. Наука о составлении словарей называется ____________________________________

19. _______________ словари разъясняют лексические значения слов, указывают переносное значение, экспрессивную характеристику (высокое, риторическое, поэтическое, фамильярное, грубое, бранное), сферу употребления (специальное, разговорное, просторечное).

20. « Толковый словарь живого великорусского языка» создал _______________________

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Пользуясь толковым словарем русского языка (словарем паронимов), укажите лексическое значение слов.

Безответный ________________________________________________________________

безответственный____________________________________________________________

дипломат __________________________________________________________________

дипломант _________________________________________________________________

континент __________________________________________________________________

контингент _________________________________________________________________

невежа ____________________________________________________________________

невежда ___________________________________________________________________

представить ________________________________________________________________

предоставить _______________________________________________________________

одень _____________________________________________________________________

надеть _____________________________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).

Электрический ток – глухариный ток ____________________________________________

почитать книгу – почитать старших _____________________________________________

край поля – распаханные поля _________________________________________________

нефтяная компания – избирательная кампания ____________________________________

темно-зеленые ели – ели из одного котелка _______________________________________

книжные полки – полки выстроились на плацу ____________________________________

лечу самолетом – лечу внушением ______________________________________________

злой рок – согнуть в бараний рог _______________________________________________

кислая мина – противотанковая мина ____________________________________________

черный ворон – стая ворон ____________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.

Говорить ___________________________________________________________________

труд ______________________________________________________________________

храбрый ___________________________________________________________________

холод _____________________________________________________________________

большой ___________________________________________________________________

блестеть ___________________________________________________________________

бросать ____________________________________________________________________

враг _______________________________________________________________________

бояться ____________________________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным.

Активный человек ___________________________________________________________

быстрое движение ___________________________________________________________

зимний день ________________________________________________________________

торопливая походка __________________________________________________________

конкретное существование ____________________________________________________

разнообразные занятия _______________________________________________________

замысловатая фраза __________________________________________________________

широкий канал ______________________________________________________________

толстая книга _______________________________________________________________

мужественный поступок ______________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 5. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Опустить руки ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

сесть в лужу ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

плыть по течению ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

открыть глаза _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

показать нос ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

поставить в тупик ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

попасться на удочку _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

открывать новую страницу ____________________________________________________

___________________________________________________________________________

пускать пыль в глаза _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

водой не разольешь (не разлить) _______________________________________________

___________________________________________________________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка: ___________________________

БЛОК III. ТЕСТ

«ЛЕКСИКА»

  1. Укажите неверное утверждение:

а) лексика – словарный запас языка;

б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;

в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;

г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;

д) старославянизмы – группа исконно русских слов;

е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) справа; в) играла; д) ворота;
б) судьба; г) у брата; е) красота.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; г) хвост кометы;
б) пустая голова; д) быстрый бег;
в) говор ручья; е) цветущий сад.
  1. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) металлургический завод – завод часов;

б) тихий голос – тихая погода;

в) идут торги – идут часы;

г) счастливый брак – заводской брак;

д) корень слова – корень растения;

е) мягкий знак – мягкий климат.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели:

а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
сп..шите к нам е и е и и
сп..шите задание е и и е е
зап..вать песню е и е и е
зап..вать молоком е и и е и
  1. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.

Природой здесь нам суждено

В Европу пробудить окно (А.С. Пушкин).

  1. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) бедная а) маленькая;
  растительность - б) скромная;
    в) пышная;
2) богатый опыт - а) ничтожный;
    б) убогий;
    в) скудный;
3) волшебный голос - а) божественный;
    б) раздражающий;
    в) безропотный;
4) полный ответ - а) пустой;
    б) частичный;
    в) жирный.

9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим.

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение.

В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся.

Г. Куда запропастилась эта книга?

  1. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.

А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).

Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин).

В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).

Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).

Д. О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).

11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:

1) одеть - а) пальто;
    б) ребенка;
    в) на голову;
2) объемная - а) книга;
    б) сумка;
    в) информация;
3) дипломатичная - а) нота;
    б) женщина;
    в) служба;
4) дефективные - а) люди;
    б) деньги;
    в) книги.

12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля;

б) ватрушка, жнец, мичман, галстук;

в) медальон, мольберт, либретто, гитара;

г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) город, одежда, брег, един; в) город, одёжа, берег, один;

б) град, одёжа, берег, один; г) град, одежда, брег, един.

14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь).

Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А.К. Толстой).

В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин).

Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов).

Д. Он, правде, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) космонавт; а) устаревшее слово;
2) ультразвук; б) общеупотребительное слово;
3) интернет; в) неологизм.
4) паровоз;    
5) ликбез;    
6) инвестиция.    
  1. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Настал день, назначенный для судного поединка (А.К. Толстой).

Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов).

В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов).

Г. Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).

  1. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам:
а) паронимы; в) баллада; д) полисемия;
б) хорей; г) сарказм; е) фабула.
  1. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:
а) архаизмы; в) жаргонизмы;
б) диалектизмы; г) профессионализмы.
       

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.

Давай только без закидонов, ладно?

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

ТЕСТ

«ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

A. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух).

B. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол­стой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

7. Выполните синтаксический разбор предложения.

Незачем валить с больной головы на здоровую.

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

О СИЛЕ СЛОВА

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Скв..рнословие, в отличи.. от добрых пож..ланий, может нан..сти см..ртельный удар не только душе, но и физич..скому зд..ровью.

Слово может не только тв..рить, оно может еще и разрушать. На разных п..люсах стоят слова соз..дательные и слова разрушит..льные, слова м..литвы и слова брани. Первые леч..т и сов..ршенствуют б..жествен..ую сущ..ность человека – вторые вызывают болезни и н..зводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.

Люди давно уже обр..тили вн..мание на уд..вительное во..действие слов на их духовное и физическое состояние. Обр..тили внимание они и на два пути такого во..действия: с помощью ритма и с помощью обр..зов, которые вызывают в по..сознани.. человека те или ин..ые слова.

В народных сказках, пословицах, поговорках часто пр..сутству..т скрытый ритм, усил..вающий их во..действие. Этот ритм мож..т и..целить б..льного, а может и н..слать на него порчу – сво..образный «психич..ский вирус», вызывающий рас..тройство внутрен..их органов. Звучащим словом издавн.. польз..вались д..ревенские ц..лительницы, м..литвами, наг..ворами изб..вляющие от (н..)дуга. Наг..воры прим..няли в деревнях также к..лдуны и ведьмы, но только с другой целью – для нан..сения ощ..тимого вреда здоровью и психик...

В последние год.. вопросом воздействия ритмик.. звучания словосоч..таний, текстов зан..лись и серьезные учен..ые. Они уст..новили, что ритмы, отн..сящиеся к так называ..мой г..рмоничной музыке, леч..т людей, пр..буждает в них скрытые сп..собности, дают силы для полноцен..ой жизни. Скажем, нах..дящиеся в утроб.. матери младенцы быстрее разв..вают..ся, и после р..ждения у них открывают..ся (не)обыкновен..ые сп..собности.

(М. Таранов)

2. Стиль речи _______________________________________________________________________

3. Тип речи _________________________________________________________________________

4. Основная тема текста _______________________________________________________________

5. Идея текста ________________________________________________________________________

6. Выпишите антонимы (в том числе, контекстуальные) из текста ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

7. Подберите синонимы к словам

БОЖЕСТВЕННЫЙ __________________________________________________________________

НИЗВОДЯТ ________________________________________________________________________

ГАРМОНИЧНЫЙ ___________________________________________________________________

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ _________________________________________________________________

СКРЫТЫЙ _________________________________________________________________________

8. Какие средства выразительности используют­ся в тексте? Укажите их роль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выпишите из текста 3 иноязычных слова ______________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Выпишите фразеологический оборот ________________________________________

11. Подберите и запишите по 5 фразеологизмов со словами РЕЧЬ, ДУША, ЗДОРОВЬЕ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. Какие проблемы поднимает автор в тексте?
Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

 

 

Работа над ошибками

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМА №3. СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

БЛОК I. ТЕОРИЯ

 

1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова, его деление на морфемы, называется _____________________________________________________________________________________

2. Морфема - _________________________________________________________________________

3. Корень - ___________________________________________________________________________

4. Приставка - ________________________________________________________________________

5. Суффикс - _________________________________________________________________________

6. Окончание - ________________________________________________________________________

7. Подберите русские соответствия к данным словам:

Префикс - ___________________________________

Аффикс - ____________________________________

Постаффикс - _________________________________

Интерфикс - __________________________________

Флексия - ____________________________________

8. _____________________________ основой называется основа, образованная от другой при помощи словообразовательных аффиксов: город – город-ок.

9. _____________________________ основой называется основа, не образованная от другой, состоящая из одного корня.: ног-а, дерев-о.

10. ____________________________ основой называется основа, от которой образовано новое слово: нов-изн-а – нов-.

11. Простая основа слова – _____________________________________________________________

12. Сложная основа слова – _____________________________________________________________

13. _____________________________ - это образование новых слов в языке.

14. Морфологические способы словообразования: _________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

15. Неморфологические способы словообразования: ________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

16. Море – моряк – моряцкий - однокоренные слова, последовательно образованные друг от друга, составляют _________________________________________________________________________

17. Без морфемы ___________________ не может быть слова.

18. Не имеют окончаний следующие части речи: ___________________________________________

_______________________________, графически на письме это можно показать следующим значком _________________.

19. К служебным морфемам относятся ___________________________________________________

20. Омонимичные окончания – это ______________________________________________________

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

 

БЛОК II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1. В данных словах выделите корни и укажите чередования гласных и согласных.

Образец: замыкать – замкнуть (ы – (), ловить – ловлю (в- вл).

Кормить – кормление _________ лицо – лик_________________________

сон – сна ____________________ купить – купил_____________________

дивиться – удивление _________ увлечь – увлекать ___________________

друг – друзья – дружба ________ простить – прощение ________________

свобода – освобождение _______ поместить – помещик _______________

предлагать – предложение ______ опровергнуть – опровержение ________

опись – опишу ________________ обособить – обособление ____________

день – дня ____________________ беру – брать _______________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 2. Укажите производящую основу каждого из данных слов.

Образец: артистка – артист, обязательный – обяза-ть.

 

Соученик, нарушитель, овсянка, лиственница, музыкальность, разглядеть, багажник,

 

беглость, пильщик, двигатель, требовательный, соломенный, безыдейный.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 3. Определите, каким способом (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением) образованы слова.

Антиобщественный ___________________ бумажник _________________________

верность ____________________________ влить _____________________________

водокачка ___________________________ вузовец ___________________________

высь ________________________________ глинистый _________________________

дочитывать __________________________ законодатель ______________________

закричать ____________________________ МГУ _____________________________

общественный ________________________ паровоз ___________________________

подосиновик __________________________ подстаканник ______________________

пылесос ______________________________ самокритика ______________________

сберкасса _____________________________ темь _____________________________ ТЮЗ _________________________________ ликбез ___________________________

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 4. Заполните таблицу: распределите слова в зависимости от способа словообразования.

Морфологический способ Неморфологический способ
  Лексико-семантический Лексико-синтаксический Морфолого-синтаксический
       

Благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), вышеуказанный, край (крайний) – край (краевой), коса (косить) – коса (косичка), легкораненый, малограмотность, мороженое, нижеподписавшийся, неизвестный, раненый, соломинка, столовая, тотчас, труднопроходимый, умалишенный, честолюбие.

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Задание 5. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Автобусный __________________________________________________________________

автомашина __________________________________________________________________

изобретатель _________________________________________________________________

кто-нибудь ___________________________________________________________________

милостыня ___________________________________________________________________

миллиметр ___________________________________________________________________

министерство _________________________________________________________________

 

Кол-во неверных ответов _________

Оценка: _________________________

Общая оценка: ___________________________

 

БЛОК III. ТЕСТ

«СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

1. Укажите неверные утверждения:

а) морфемы — это значимые части слова;

б) приставки могут быть синонимичными;

в) окончание является словообразующей морфемой;

г) новые слова могут образовываться неморфологичес­ким способом;

д) в русском языке существует один тип основы: про­изводная.

2. Найдите слова, в которых основа непроизводная:

а) земля; г) вход;

б) борец; д) дружба;

в) беседа; е) лепить.

3. Укажите слова, в которых верно выделены основа и окончание:

а) деся-ть; г) мя-ть;

б) пя-ть; д) ма-ть;

в) гуля-ть; е) зя-ть.

4.Укажите пары слов, в которых окончания омонимичные:

а) восьмой — большой; г) линий — синий;

в) дочь — беречь; д) цвела — была;

в) село — колесо; е) воробей — снегирей.

5. Выберите однокоренные слова:

а) горчица; г) гордый; ж) гореть;

б) горка; д) горе; з) городить;

в) горнист; е) горянка; и) гораздо.

6. Укажите слова, в которых верно выделен корень:

а) ра- счет -ливый; г) яр -ость;

б) про- cтой; д) корм -лю;

в) не- вед- омый; е) низ-лаг -ать.

7. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

  а) б) в) г) д)
оп..реться е и е и е
приб..ру и е е и е
выст..лать е и и е и
выж..гать и е и и е
обн..мать е и и е и

8. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пол..жительный; д) покл..нение;

б) р..стовщик; е) притв..риться;

в) приск..кать; ж) попл..вок;

г) изг..рь; з) непром..каемый.

9. Определите, где нужно писать букву а в корне слова:

а) р..вносторонний треугольник;

б) подр..вняться в строю;

в) выр..внять дорожку;

г) ур..вень воды.

10. Укажите, где нужно писать букву о в корне слова:

а) возр..жать;

б) аф..ризм;

в) кат..строфа;

г)..баяние;

д) п..литра;

е) эст..када.

11. Определите, где нужно писать букву о:

а) беч..вка; г) ж..рнов;

б) кош..лка; д) ш..рты;

в) ж..нглер; е) ш..пот.

12. Укажите, где нужно писать букву ы.:

а) ц..гейка; г) ц..ганить;

б) краснолиц..й; д) нац..я;

в) аукц..он; е) панц..рь.

 

Кол-во верных ответов __________; ________%;

Кол-во неверных ответов _________

Оценка преподавателя ____________________

 

БЛОК IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

О ПОДВИГЕ

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

 

(1)В русском языке есть пр..красное слово «п..движник». (2) Оно сродни слову «подвиг» и означа..т: «славный в..ликими делами на каком (либо)поприщ..;доблес..ный деятель; храбрый, удачл..вый воитель …»

(3) И что самое удивит..льное – все эти опр..деления которые взяты из словаря В.И. Даля можно с..отнести с лич..ностьюсоздателя великого собраниярусских слов. (4) Главным подвигом и столбовым путем «путем веры и прав..дничества» для В.И. Даля до последних часов его жизни ост..валось соб..рание Слов.

(5) К созданию будущего Словаря и этому есть много свидет..льств В.И. Даля подт..лкнул А.С. Пушкин дружба с которым у него сохр..нится до последн..го вздоха поэта. (6) Буквальн.. на руках Даля ск..нчался его великий сове..чик и друг. (7) «Словом человека не убьеш..» где-то услыш..т поговорку Даль а верной оказалась другая: «Слово пуще стрелы ран..т».

(8) Даль собрал за свою долгую жизнь более 200 тысяч слов. (9) Если их просто вып..сать столбиком, понадобит..ся 450 ученич..ских т..традей. (10) Но Владимир Иванович еще и об..яснил каждое слово и привел примеры их уп..требления в п..словицах и крылатых выражениях. (11) Так слово «добро» он проил..юстрировал 60 пословицами! (12) «Правда» для Даля была – «истина на деле истина в образе во благе; это прав..судиесправ..дливость а также чес..ность(не)по..купностьдобросовес..ностьзакон..остьбе..грешность».

(13) Отеч..ством Даль называл не только землю где человек «р..дился выр..с» но и «землю где выход..ц пос..лился пр..няв под..анство или прочн.. (на) всегда водв..рившись». (14) Судьба уг..товила Далю стать в начал.. пути «воителем» то есть защитн..ком Отеч..ства Родины. (15) Всегда мя..кий и..держанный по х..рактеру он мог сказать при случа..: «Я п..лезу на нож за правду за Отеч..ство за русское слово за язык».

(16) Свой труд Даль назвал «Толковым словарем живого велик..русского языка». (17) Создатель словаря шутил: «Толковым не от..ого назван словарь что мог получит..ся и бе..толковым а от..ого что он слова ра..толковыва..т».

(19) Подвиг по Далю, - «доблес..ный п..ступок дело или важное славное д..яние» отсюда и слово «п..движник». (20) Треп..тное отн..шение великого соб..рателя к Слову к Отчизн.. к Правде – равн..значным для него понятиям! – уб..ждает нас сегодня в п..движничестве В.И. Даля.

(По В.Воробьеву)

2. Стиль речи ________________________________________________________________________

3. Тип речи __________________________________________________________________________

4. Основная тема текста _______________________________________________________________

5. Идея _____________________________________________________________________________

6. Найдите в тексте слова со словообразующими и формообразующими аффиксами, выделите их, распределите слова в две колонки.

Словообразующие аффиксы Формообразующие аффиксы

_____________________________ ________________________________

_____________________________ ________________________________

_____________________________ ________________________________

7. Выпишите из текста слова с производной, непроизводной основой (7-10 примеров). Выделите основы, дайте им характеристику.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпишите из текста в одну группу слова, образованные приставочным морфологическим способом, в другую – суффиксальным морфологическим способом. Выделите приставки и суффиксы.

Приставочный способ Суффиксальный способ

______________________________ _________________________________

______________________________ _________________________________

______________________________ _________________________________

9. Выпишите слова, образованные префиксально-суффиксальным способом. Выделите приставки и суффиксы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Найдите слова, образованные безаффиксным видом морфологического способа, сложением слов, основ слов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Выпишите слова, образованные неморфологическим способом. Определите вид неморфологического способа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов в 1 предложении.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Выполните морфемный разбор выделенных слов последнего предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Составьте схемы выделенных слов 2 предложения.

___________________________________________________________________________

15. Подберите слова с производящей основой для выделенных слов 3 предложения.

___________________________________________________________________________

16. Выпишите в одну колонку слова, не имеющие окончаний, в другую – имеющие нулевые окончания.

Слова, не имеющие окончания Слова с нулевым окончанием

____________________________ __________________________________

____________________________ __________________________________

____________________________ __________________________________

17. Составьте словообразовательные цепочки выделенных слов 12 предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выразите свое отношение к рассматриваемому вопросу, проблеме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка преподавателя ____________________

Работа над ошибками

___________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...