Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. ОБСЕ как логическое продолжение СБСЕ




Содержание

Введение

Глава 1. ОБСЕ как логическое продолжение СБСЕ

1.1 Созыв СБСЕ

1.2 СБСЕ - предтеча ОБСЕ как международной организации

Глава 2. Структура и деятельность СБСЕ/ОБСЕ

2.1 Структура ОБСЕ

2.2 Современные проблемы и перспективы ОБСЕ

Заключение

Источники и литература

Приложение


Введение

 

Актуальность темы исследования. Европа на протяжении многих столетий была театром постоянных войн, в которых гибли миллионы людей. Сами названия этих войн характеризуют их масштабы: Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя, Первая мировая, Вторая мировая. Если в войнах XVII в. в Европе погибло 3 млн. человек, а в XVIII в.5 млн., то потери в Первую мировую войну составили 10 млн. человек. Вторая мировая война унесла 55 млн. человеческих жизней. При этом следует отметить, что обе мировые войны начинались в Европе, главные сражения этих войн происходили также на европейской земле и основные людские потери понесли страны Европы. Поэтому не случайно борьба за предотвращение войны и обеспечение безопасности в мире во второй половине XX века сконцентрировалась в Европе. Одним из важнейших этапов формирования европейской системы международной безопасности и сотрудничества стало Совещание по безопасности. Совещание по сотрудничеству и безопасности в и Европе (СБСЕ) 1 августа 1975 г. В нем приняли участие главы государств или правительств всех европейских государств, кроме Албании, а также Соединенных Штатов Америки и Канады. Созыв общеевропейского Совещания стал беспрецедентным событием во всей истории Европы, имеющим огромное международное значение.

С января 1995 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе называется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что было обусловлено возрастанием роли этого института в формировании евразийского пространства безопасности. На сегодняшний день ОБСЕ остается единственной в своем роде региональной организацией, объединяющей все государства Европы, часть стран Азии, а также США и Канаду, что позволяет определить зону ее ответственности "от Ванкувера до Владивостока".

Историографический обзор. Отдельные аспекты и направления представленной в исследовании темы нашли свое отражение в общем контексте работ Осинцева Ю.В. "Совещание СБСЕ по мирному урегулированию споров" (1993 г.), Рахманинова Ю.Н. "СБСЕ и вызовы времени" (1994 г.).

Тема преобразования СБСЕ в ОБСЕ была затронута в 1997 г. в статье Рахманинова Ю.Н. "ОБСЕ в XXI в.: на пути к новой модели безопасности". Этот автор указывал на то, что основной целью ОБСЕ стало разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте.

Специфика исторического периода после объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США отражена в работах Макаренко А.Б. "Институционализация Общеевропейского процесса в рамках ОБСЕ (СБСЕ)" (1997 г.), Ясносокирского Ю.А. "Политико-правовые механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ" (1999 г.).

Богатый фактологический материал содержится в работах Вагизова Р.Г. "Общая характеристика роли ОБСЕ в обеспечении и защите прав человека в Европе" (2008 г.), Зуевой К.П. "СБСЕ/ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра" (2005 г.). Авторы приходят к выводу, что СБСЕ/ОБСЕ есть два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Поиску оптимальных путей совершенствования ОБСЕ как международной организации посвящены статьи Макаровой Г.Н. "Деятельность ОБСЕ на рубеже XXI века - Яркое Прошлое - Неуверенное Настоящее - Неопределенное Будущее" (2006 г.), "Актуальные проблемы деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на современном этапе" (2007 г.), "Современные международно-правовые аспекты повышения эффективности ОБСЕ в политико-гуманитарном (человеческом) измерении" (2007 г.). Автор, рассматривая развитие современной международной обстановки в Европе, определяет подходы к решению вопроса о причинах снижения эффективности деятельности ОБСЕ. В работах Г.Н. Макаровой явно прослеживается стремление актуализировать проблемы органической связи внешней и внутренней политики, экономических, политических и духовных процессов, характерных для новейшего периода европейской истории.

Новые вызовы безопасности и необходимость разрешения конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ привели к появлению целого ряда работ по изучению конкретных направлений деятельности этой организации: Мехдиева Э.Т. "Роль многосторонней дипломатии в условиях глобализации на примере ОБСЕ" (2009 г.), Прокофьевой С.М. "Соблюдение правил законного и надлежащего процесса в уголовных системах правосудия стран Европы по линии ОБСЕ" (2007 г.), Цыкало В.В. "Деятельность ОБСЕ в области экономики и экологии" (2008 г.).

Отдельные работы раскрывают тему деятельности ОБСЕ в конкретных странах. Это работы Ибрагимовой П.И. "Урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ и азербайджанская пресса" (2009 г.), Мамедова С.Р. "Совершенствование законодательства Азербайджана о доступе к информации на основе рекомендаций ОБСЕ" (2009 г.), "Сотрудничество Азербайджана с ОБСЕ в области развития законодательства о диффамации в СМИ" (2009 г.), Нишанова Д.Б. "Деятельность Узбекистана в ОБСЕ и НАТО", Сирадзе Р. "ОБСЕ и Грузинские внеочередные президентские выборы 5 января 2008 г." (2008 г.).

Значительную ценность представляют также работы, в которых раскрывается тема взаимоотношений по линии ОБСЕ - Россия, сотрудничества России с данной организацией и значения ОБСЕ для нашей страны: Лазько Е.Е. "Проблема миротворчества в деятельности ОБСЕ и интересы России" (2007 г.), Трудовой О.В. "Конституционные основания защиты прав граждан России на международном уровне" (2009 г.), Черного В.В. "Россия в ОБСЕ: что дальше" (2006 г.).

Несмотря на все многообразие направлений научной мысли, до настоящего времени не было опубликовано специального комплексного исследования по интересующей нас теме. Таким образом, новизна и актуальность рассматриваемого вопроса, его теоретическая и практическая значимость для развития мирового сообщества обуславливают выбор темы исследования и определяют необходимость дальнейших исследований в этой области.

Объект настоящего исследования составляют документы СБСЕ/ОБСЕ, отечественная и зарубежная доктрина относительно международно-правовых признаков международных организаций, исследование генезиса и современного состояния структуры ОБСЕ, а также механизмов ее деятельности.

Предмет настоящего исследования составляет международно-правовая природа СБСЕ/ОБСЕ и ее документов; оценка различных подходов к их содержанию; рассмотрение системы органов ОБСЕ; исследование эффективности функционирования ОБСЕ.

Целью настоящей работы является исследование процесса преобразования СБСЕ в ОБСЕ.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

) выявить процессы, приведшие к трансформации СБСЕ в ОБСЕ в 1990-х гг.;

) охарактеризовать цели и задачи СБСЕ/ОБСЕ;

) исследовать структуру СБСЕ/ОБСЕ;

) определить проблемы в деятельности ОБСЕ и наметить пути их решения.

При работе над темой работы автор опирается на современные методы исследования, разработанные и апробированные на практике, а именно: системный, диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие. Применение данных методов было направлено на достижение указанных выше целей и задач.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных юристов-международников: А.В. Аляева, Г.Н. Макаровой, О.Н. Малиновского, С.Р. Мамедова, В.А. Местникова, Э.Т. Мехдиева, Д.Б. Нишанова, Т.А. Петровой, С.М. Прокофьевой, Д.Г. Самхарадзе, В.И. Устинова, И.М. Хужокова, В.В. Цыкало, В.В. Черного и других.

Источниковая база исследования, необходимая для решения поставленных в работе задач представлена опубликованными документами политического, статистического, и фактологического характера, а также статьями из периодической печати. Данные источники можно разделить на следующие группы.

. Основную документальную базу работы составили официальные документы и материалы, принятые в рамках СБСЕ/ОБСЕ. К ним в первую очередь относятся Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975), который непосредственно ознаменовал собой созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Будапештский документ "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" (1994 г.), Хельсинкский документ "Вызов времени перемен" (подписан в Хельсинки 10.07.1992), Декларация лиссабонского саммита от 03.12.1996, Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века" от 03.12.1996, Венский документ 1999 г. (принят решением Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности 16.11.1999 в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ), Договор по открытому небу от 24.03.1992 и др.

Именно документы раскрывают международно-правовой статус ОБСЕ, систему ее органов, вопросы взаимодействия с другими международными организациями, деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в деле укрепления мер доверия и безопасности. Меры укрепления доверия и безопасности в Европе, сформулированные в документах ОБСЕ, являются одним из важнейших институтов права международной безопасности и продолжают играть значительную роль в его развитии.

К этой же группе источников можно отнести российские нормативно-правовые акты, затрагивающие проблемы сотрудничества России с ОБСЕ.

. Материалы периодической печати: журналы "Международное публичное и частное право", "Мировая экономика и международные отношения", "Московский журнал международного права", "Обозреватель - Observer", "Полис", "Право и политика", "Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы", "Современные гуманитарные исследования". Аналитические статьи в журналах дают представление о глубинных проблемах ОБСЕ, отражают динамику становления и эволюции Организации, ее основных средств и инструментов. Последовательный анализ опубликованных материалов дает возможность определить место ОБСЕ в современной системе европейской безопасности и оценить ее будущую роль.

Надо сказать, что основной материал для данной работы брался из журналов из-за недостаточного количества монографической литературы, посвященной рассматриваемой проблеме.

В журнале "Безопасность Евразии" (№ 3 за 2005 г.) был опубликован Итоговый доклад и рекомендации Группы видных деятелей по вопросам повышения эффективности ОБСЕ "Единство цели: сделать ОБСЕ более эффективной". Данный документ также является важным источником для написания настоящей работы, т.к. он в обобщенном виде содержит анализ пути, пройденного ОБСЕ, проблем Организации и путей их разрешения.

3. Важный документальный и содержательный материал имеется на официальном сайте ОБСЕ (<http://www.osce.org>). Именно здесь размещены Устав ОБСЕ, сведения о проведенных саммитах, форумах и конференциях, об основных органах ОБСЕ, о мероприятиях, проводимых ОБСЕ в сфере обеспечения военно-политического измерения европейской безопасности. Данные о миссиях ОБСЕ также можно почерпнуть из материалов сайта.

Все выше перечисленные научно-правовые и информационные источники в совокупности составляют эмпирическую базу исследования.

Научная новизна исследования определяется самой постановкой темы, глубиной авторского подхода к анализу проблемы, а также содержанием ряда основных положений и выводов. Кроме этого, предпринята попытка по-новому раскрыть проблемы адаптации ОБСЕ к изменившимся реалиям современного мира.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографии, приложения.


Глава 1. ОБСЕ как логическое продолжение СБСЕ

Созыв СБСЕ

 

Длительное время после Второй мировой войны Европа была разделена на две противоборствующие системы - капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности.

Предтечей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 г. по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. В его работе участвовали США, Канада и большинство европейских государств с различными политическими, экономическими и социальными системами. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры.

Совещание проводилось в три этапа:

.   3 - 7 июля 1973 г., Хельсинки - совещание министров иностранных дел,

2. 18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г., Женева - внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

.   30 июля - 1 августа 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки главы государств (СССР, США, Канада и 33 европейских государства) подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Этот документ был призван закрепить сложившийся "статус-кво" на европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц и состоял из трех разделов (или трех "корзин"), соответствовавших числу основных задач Совещания.

Первая "корзина" касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая "корзина" посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды.

Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся "слабым звеном" советской системы, и подписание Хельсинского Акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название "10 заповедей разрядки". "Заповеди" включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

Спустя тридцать после окончания Второй мировой войны Заключительный акт СБСЕ окончательно подвел ее политический итог, подтвердил нерушимость послевоенных европейских границ, бесплодность и вредность политики с позиции силы. Открытый СБСЕ общеевропейский процесс означал начало включения в сферу обеспечения европейской безопасности невоенных политических, экономических и гуманитарных компонентов, что способствовало созданию и расширению сферы доверия между Востоком и Западом, содействовало ослаблению, а затем и окончанию "холодной войны". Кроме того, значительный вклад внесло Совещание и в развитие прав человека и основных свобод и формирование на международном уровне механизмов контроля за их соблюдением.

В сложных условиях блокового противостояния СБСЕ стало постоянным каналом взаимного общения между представителями Востока и Запада, при этом внеся элемент многосторонности в биполярный мир. Такого механизма общеевропейских переговоров и сотрудничества никогда ранее не было. Именно СБСЕ положило начало тому, что сегодня именуется общеевропейским процессом, став интегральным элементом системы европейской безопасности позднего этапа холодной войны.

По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху "разрядки", но также привело к "реидеологизации" противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установления режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации.

Отличительной чертой СБСЕ/ОБСЕ является универсальный характер этой организации: ее участниками стали не только практически все европейские государства, но и СССР, США и Канада, а основные базовые положения Совещания/Организации нацелены на обеспечение безопасности в Европе. Вполне очевидно, что всеобщий характер СБСЕ/ОБСЕ также обеспечивался процедурными правилами, а именно: принципом консенсуса при принятии решений и принципом равенства стран-участников. Заключительный Акт рассматривался также как документальное подтверждение сложившегося баланса сил двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД) и неприсоединившихся стран.

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников: 1977-1978 гг. - Белградская, 1980-1983 гг. - Мадридская, 1984 г. - Стокгольмская, 1986 г. - Венская. Для всего этого этапа (1977 - 1990 гг.) было характерно практически отсутствие тем "безопасности" в дискурсе обсуждений, сильный акцент делался на так называемом человеческом измерении.

Следует отметить, что Хельсинкский процесс сразу же столкнулся со сложностями, прежде всего с угрозой конфликтов, причиной которых были в основном межэтнические противоречия. СБСЕ перестало "справляться с управлением" обстановкой на континенте. Реакцией на это стало движение за институционализацию процесса. Этот вопрос и стал основным в ходе Парижского совещания глав государств и правительств государств-участников СБСЕ 19-21 ноября 1990 г.

Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.

Таким образом, в Париже были приняты решения о создании структур и институтов Совещания, отмечена необходимость формирования процедур урегулирования ситуаций, связанных с нарушением обязательств по СБСЕ.

сентября - 4 октября 1991 г. - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 г. в Париже, второе - в 1990 г. в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.

г. - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ "Вызов времени перемен", который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества "от Ванкувера до Владивостока". СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

г. - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ. 1993 г. - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ, институт постоянных представителей государств-участников.

Итак, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...