Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СБСЕ - предтеча ОБСЕ как международной организации




 

После объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Наконец, 5-6 декабря 1994 г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо-правовой базой.

Была принята политическая декларация "На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху", договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в., военно-политические договорённости.

Разрешение этнополитических конфликтов на европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участниц, но и наличие соответствующих институтов. Так на встрече в Праге (январь 1992 г.) Совета министров иностранных дел стран-участниц был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий.

международный безопасность сотрудничество европа

ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. В публицистике и научной литературе часто пишут СБСЕ/ОБСЕ как два органически дополняющих друг друга явления в международных отношениях.

Последующие встречи государств-участников состоялись:

г. - Будапештская встреча СМИД.

-3 декабря 1996 г. - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы, которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.

В 1995-1996 гг. были разработаны сценарии "трех концентрических кругов", согласно которому предполагалось тесное взаимодействие "малого круга" ЕС со "средним кругом" НАТО и "большим кругом" ОБСЕ. При этом сценарии, говорящие о возвращении к политике баланса сил вместо интеграционных подходов в разрешении вопросов безопасности, подвергались критике. Особо говорилось о России, о ее роли в новой европейской системе. Так Геншер, бывший министр иностранных дел ФРГ, говорил: "Западу нужна сильная Россия как партнер в деле европейского строительства. В более общем плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении Востока к Западу континента".

В 1997 г. на Копенгагенской встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ было принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.

На встрече СМИД ОБСЕ в Осло в 1998 г. значительное внимание было уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ.

На Стамбульской встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ 18-19 ноября 1999 г. российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

Однако впоследствии в позициях государств - участников ОБСЕ все больше начали проявляться принципиальные разногласия. Так, в 2000 г. на встрече СМИД в Вене были приняты Декларация "О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе", решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Но министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.

Встреча СМИД в Бухаресте в 2001 г. явилась весьма плодотворной. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).

Проблемы борьбы с терроризмом были центральными на Лиссабонской международной конференции 12 июня 2002 г. Был принят заключительный документ "Предотвращение терроризма и борьба с ним" с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

На встрече СМИД в Маастрихте (Нидерланды) в 2003 г. утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия).

Начиная с 2003 г., в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 г. (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

В 2004 г. необходимость реформ ОБСЕ стала особенно очевидна. Так, 15 января 2004 г. на заседании Постоянного совета ОБСЕ Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на "инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок" и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами. Впоследствии (3 июля 2004 г.) в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в "практике двойных стандартов" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и "вернуть её к изначальным принципам". Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 г., потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %. Следует отметить, что затем Россия последовательно снижала размер взносов.

В 2005 г. заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - "Дорожную карту реформы ОБСЕ". Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). "Дорожная карта реформы ОБСЕ" была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила "Стамбульские соглашения" (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

На заседании СМИД ОБСЕ 5 декабря 2006 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода России из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

Однако разногласий не удалось преодолеть и в последующие годы, о чем свидетельствуют, в частности, следующие факты.26 октября 2007 г. - Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека; 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.16 ноября 2007 г. - Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.7 февраля 2008 г. - Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы Президента России.

Следует отметить, что еще в 1994 г. премьер-министр Франции Эдуард Балладюр предложил сделать СБСЕ/ОБСЕ основной миротворческой организацией при разрешении конфликта в бывшей Югославии. Россия также поддержала эту позицию и вплоть до Стамбульского саммита 1999 г. старалась "продвигать" ОБСЕ как основное действующее лицо в сфере европейской безопасности. Однако критика российских действий в Чечне на Стамбульском саммите ОБСЕ, равно как и возросшее сотрудничество Москвы с НАТО в конце концов привели к частичной потере интереса России к ОБСЕ как организации по поддержанию безопасности в Европе. Сегодня руководство Российской Федерации считает, что отсутствие необходимых реформ ставит под вопрос саму необходимость существования ОБСЕ.

Итак, предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 г. по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. С тех пор процесс разрядки и выработки общего направления для решения проблем континента медленно развивался, что выразилось в проведении ряда встреч представителей государств-участников хельсинского совещания. Было очевидно, механизм, разработанный на основе "10 заповедей", подписанных странами, подходил для этого больше, чем военные блоки. Вместе с тем, данные встречи выявили, что ОБСЕ нуждается в серьезном реформировании.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...