Глава 2. Структура и деятельность СБСЕ/ОБСЕ
Структура ОБСЕ
Основными органами ОБСЕ являются: · Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне. Каждой встрече предшествует подготовительная конференция, во время которой дипломаты договаривающихся сторон контролируют реализацию основных юридических обязательств, принятых на себя ОБСЕ. Они согласуют позиции участников и подготавливают базовые документы для предстоящего саммита. За время существования СБСЕ/ОБСЕ было проведено 6 саммитов. Самыми значимыми были: Ø Хельсинский саммит (1975), завершившийся подписанием Заключительного Акта, являющегося основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ; Ø Парижский саммит (1990), увенчавшийся подписанием Хартии для новой Европы и Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Хартия подтвердила решения Венской встречи ОБСЕ (1986) и документально закрепила приоритет международного права над национальным, что в дальнейшем привело к усилению сепаратистских движений в СССР и странах Восточной Европы; Ø Будапештский саммит (1994) завершился рядом институциональных реформ. СБСЕ было превращено в постоянную организацию ОБСЕ, договаривающиеся стороны уделили дополнительное внимание проблематике разрешения карабахского конфликта и т.д.; Ø Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье.
На саммитах ОБСЕ велись дискуссии о создании модели безопасности для XXI столетия, но разработка ее так и осталась в начальной фазе. Саммит глав государств ОБСЕ может пройти в 2010 г. в Казахстане, считает министр иностранных дел и сотрудничества Испании Мигель Анхель Моратинос. "Мы говорили (с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым) о том, что вот уже десять лет как нет саммита, нет собрания глав государств ОБСЕ, и мы решили начать работать для того, чтобы во время председательства Казахстана в ОБСЕ мы смогли созвать саммит глав государств ОБСЕ в Казахстане", - сказал Мартинос во время своего официального визита в Казахстан. Глава МИД Испании считает необходимым, чтобы "здесь (в Астане) собрались главы государств и придали новый политический импульс этой организации, которая нуждается в обновлении в начале XXI века". · Совет министров иностранных дел (СМИД) - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ. Является своеобразным "заменителем" саммитов. · Постоянный совет под руководством председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ. Совет собирается раз в неделю в венском конгресс-центре "Хофбург" для обсуждения текущего состояния дел в зоне территориальной ответственности ОБСЕ и принятия соответствующих решений, т.е. проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения. В 2010 г. председателем ОБСЕ является министр иностранных дел Республики Казахстан. Следует отметить, что на практике ОБСЕ руководит именно действующий председатель, переизбираемый каждый год и являющийся министром иностранных дел одной из стран, входящих в ОБСЕ. Председатель несет ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ.
· Основные направления деятельности ОБСЕ реализуются тремя специализированными форумами: Форумом по сотрудничеству в области безопасности; Экономическим форумом и Форумом по сотрудничеству в гуманитарной области, которые несут ответственность перед Советом министров ОБСЕ. В рамках форумов функционируют комитеты по конкретным вопросам военно-политического, экономического и экологического, а также гуманитарного характера. Так, в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности в проекте Устава ОБСЕ закреплены полномочия Комитета по применению специальных миссий, в структуре Экономического форума полномочия Комитета по науке и технике. Как и Совет, Форум собирается раз в неделю в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, связанным с военной составляющей общеевропейской безопасности. В особенности это касается мер в области доверия и безопасности. Форум также занимается вопросами, связанными с новыми вызовами безопасности и с разрешением конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. В свою очередь, Экономический форум ОБСЕ собирается раз в год в Праге для обсуждения экономических и экологических проблем, затрагивающих безопасность стран-участниц. · Верховный комиссар по делам национальных меньшинств. · Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. · Парламентская ассамблея ОБСЕ. · Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ. Руководство ОБСЕ: · Генеральный секретарь - возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года. · Председатель (англ. Chairman-in-Office, CiO) - руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. Казахстан из республик бывшего СССР первый занял пост Председателя ОБСЕ. За Казахстаном в 2011 г. последует Литва. Данное решение было принято на 15-том СМИД ОБСЕ в г. Мадриде (Испания).
Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях. Миссии ОБСЕ и другие представительства в тех или иных регионах - главное выражение работы организации. Они направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. ОБСЕ действует во всех фазах развития конфликта: раннее предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта, постконфликтная реабилитация. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента урегулирования. Для всех миссий, однако, ключевыми вопросами являются социальные, вопросы демократии и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ отличаются и по количеству представителей, варьируясь от четырех человек (миссии ОБСЕ по взаимодействию в Центральной Азии, центры ОБСЕ в Алма-Аты, Ашхабаде и Бишкеке) до более чем двух тысяч (миссия в Косово). В начале XXI в. ОБСЕ поддерживает 8 миссий в Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии и Черногории, Македонии, Молдове, Грузии, Армении и 7 бюро в Минске, на Украине, в Баку, Алма-Ате, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе. Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье: именно их деятельность освещалась в международных СМИ и специализированных политологических изданиях. По мнению российских и зарубежных политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась постконфликтным урегулированием.
Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются: английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, русский. Сведения о круге государств-участников ОБСЕ, а также партнеров по сотрудничеству представлены в таблицах 1 и 2 в приложении. Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение. Итак, ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов. Тем не менее, анализ миссий ОБСЕ показывает, что организация действует очень гибко и мобильно, и что вопрос эффективности ее действия, возможно, связан с ограниченностью ее полномочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|