Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский




Настоящий “Толковый Путеводитель по божественной литургии” не является литургическим служебником, он не призван заменить собой церковнославянский язык богослужения там, где он традиционен. Цель настоящего евхаристологического труда – общеобразовательная, катехизическая.

При работе над настоящим русским «изводом» молитвословий литургии автор обращался к имеющимся в его распоряжении русскому (в том числе царских времен и современных), украинскому, польскому, английскому, немецкому, румынскому и итальянскому переводам и к древнегреческому тексту молитвословий божественной литургии, а также учитывал уточнения богословов и переводчиков. Поэтому было бы правильнее полагать, что настоящий труд является не столько новым русским переводом, сколько опытом литературного изложения текстов Литургии по-русски на основании уже существующих русских и иных переводов.

Попутно заметим, что принципиально невозможно абсолютное совпадение текста оригинала и его перевода в виду значительного отличия языковых систем разных народов. Это несовпадение имеет место и в отношении переводов с древнегреческого языка на церковнославянский. Однако специалисты совершенствовали и продолжают совершенствовать имеющиеся переводы, дабы, насколько возможно, приблизить их к «словесным» прототипам, вдохновляясь словами псалмопевца Давида: «Пойте Богу нашему, пойте все разумно» (Пс. 46, 7-8), и толкованием этих стихов преподобным Амвросием, старцем Оптинским: «Петь разумно – означает понимание того, что мы поём или слушаем в церкви».

Автор признателен кандидату богословия г-ну Анатолию Соболюку (Украина, Киев, КДА), за участие в редакторской правке настоящего труда. Особая благодарность тем, кто научными трудами или иным образом внесли свою лепту в появление сего труда, среди которых преподаватели Московской Духовной Академии и Свято-Филаретовского Института (Москва), и особенно Профессор Микаэл Арранц (+2008, Roma) – выдающийся специалист по древним восточным анафорам и византийским чинопоследованиям Православной Церкви; Апостольский Нунций Святого Престола в Украине Архиепископ Иван Юркович и другие.

Автор смиренно преподносит сей труд вниманию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, Предстоятеля Русской Православной Церкви; Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины ВЛАДИМИРА, членов Священного Синода РПЦ и всех преосвященных собратьев-архипастырей РПЦ, председателя синодальной комиссии РПЦ по продолжению трудов по исправлению и редактированию богослужебных текстов протоиерею Николаю Балашову, Ректорам и Преподавателям духовных школ РПЦ, в надежде снискать благосклонность к настоящему предприятию и снисхождение к немощи человеческого разума.

Ионафан, архиепископ Тульчинский и Брацлавский

«ТАМ, ГДЕ ИСТИННАЯ ЕВХАРИСТИЯ, ТАМ И ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ.

ТАМ, ГДЕ ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ, ТАМ И ИСТИННАЯ ЕВХАРИСТИЯ».

(Из высказываний Святых Отцов Церкви)

КРАТКАЯ СХЕМА
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

(архиерейский чин) [2]

1. Проскомидия (протесис) - приготовление евхаристических Даров в жертвеннике [3]

2. Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. [4]

3. Синаксис - чтение Священного Писания и поучение предстоятеля.

4. Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу.

5. Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви.

6. Молитва о «добром» причащении («Отче наш»).

7. Общение Святого Духа - причащение верных и благодарение за него.

8. Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма.


БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ

Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный: “ О, Царь Небесный, Утешитель - Дух истинный! Ты, везде сущий и все наполняющий, вместилище всех благ и жизни податель, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши”, затем Трисвятое по “Отче наш”, тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву.

Молитва на главопреклонение иерея

Господи, подай мне, (как и Петру), руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава[5] во веки веков! Аминь.

Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма:

Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Рассуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.

Облачившись в священные одежды, священник моет руки, читая стихи 25-го псалма:

Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе, вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полн а мздо и мствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи.

ПРОСКОМИДИЯ [6]

(Протесис)

Подойдя к жертвеннику и трижды поклонившись, священник поёт или читает тропарь (глас 4) и затем целует священные сосуды:

Искупил Ты нас от клятвы нарушенной заповеди, [7] / пролив, Спасе наш, честную Кровь Свою. / Когда же ко кресту Тебя пригвоздили / и копием пронзили, / Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе! /

Или:

Пролив Свою драгоценную Кровь, Спасе наш, / Ты освободил нас от проклятия нарушенной заповеди. / Когда же Тебя пригвоздили ко кресту и копием пронзили, / Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе! /

И начинает проскомидию:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...