Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Священник: С миром исходим!. Люди:   Во Имя Господне. Диакон:  Господу помолимся. Священник: Господи! Ты – Господь благословляющих Тебя и на Тебя уповающих! Спаси Людей Твоих и благослови достояние Твое,[565] Полноту Церкви Твоей[566] сохрани, освяти возл




Священник: С миром исходим!

Люди:        Во Имя Господне.

Диакон:      Господу помолимся.

заамвонная молитва на исход из храма [564]

Священник: Господи! Ты – Господь благословляющих Тебя и на Тебя уповающих! Спаси Людей Твоих и благослови достояние Твое, [565] Полноту Церкви Твоей[566] сохрани, освяти возлюбивших благолепие храма Твоего, коих Божественною Твоею Силою вновь прославь Славою Твоею[567] и не оставь, на Тебя уповающих. Твой Мир – Всему Міру Твоему даруй, [568] Церквам Твоим, священникам, властям и воинству их, и всему Народу Твоему. Ибо все наши даяния[569] и совершенствующий нас Дар Свыше, [570] исходят от Тебя - Отца Светов, [571] и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем – Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков!

Люди: Аминь.


МОЛИТВА НА ПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ

Священник: О Христе, Боже наш! Вот и исполнился Твой замысел Таинства Спасения, ибо достигла нас, насколько нам возможно, Твоя божественная Полнота! [572] Мы вспомнили Твою смерть[573] и увидели очами Твои Тело и Кровь–Отобразы Твоего (телесного) воскресения, - мы наполнились Твоей блаженной Жизнью[574] и насладились неистощимой Твоей Пищей, [575] коей и в Будущем Веке[576] всех нас удостоить благоволи. Ради щедрот безначального Твоего Отца и Святого, и Благого и Животворящего Твоего Духа и ныне, и присно, и во веки веков!

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕРНЫМ

Люди: Аминь. Благословенно Имя Господне от ныне и во веки! (Трижды).

Священник: Благословение Господне, Его благодатию

и человеколюбием, да будет со всеми вами всегда, ныне и присно, [577]

и во веки веков!

Люди: Аминь.


ПРИЛОЖЕНИЕ

О древней практике произнесения ЕКТЕНИи
и чтении евхаристических молитвословий

Иеромонах Микаэл Арранц (+2008), СПб. ДА, лекции.

В древности все ектении были «мирными», т. к. имели в начале призыв: «Миром (т. е. в полном душевном покое, в молчании) Господу помолимся». На первом прошении верные, молча, «ничтоже отвещавая», умиряли чувства и возводили свой ум «горе» – к невидимому Богу. Диаконские прошения на мирной ектении, начиная от «О свышнем мире…», верные уже выслушивали коленопреклонно. Внешним знаком к коленопреклонению на иных ектениях служило первое возглашение «Паки и паки («миром»), преклоньше колени, Господу помолимся». Знаком перехода к стоянию собрания верных служило возглашение: «Заступи, спаси, помилуй («возстави») и сохрани…» Просительные возглашения диакона («Дне всего совершенна») выслушивались всеми стоя и, как правило, без произнесения «Господи, помилуй» (как в Литургии св. Иакова). Некоторые молитвы Евхаристии полагалось читать «во услышание народа», а иные, чтобы слышали только сослужащие («тайно»). Молитва священника на ектении выслушивалась, как правило, также коленопреклонно. Место священнической молитвы было перед возглашением диакона «Заступи, помилуй…» или, что более естественно, перед распевным произнесением священником возгласа. Диакон часто подавал знак к общей молитве возглашением «Премудрость», т. е. «Внимание! ». В состав почти каждой ектении включалась поминальная часть («Пресвятую, пречистую…») и увещевание о силе братской молитвы («…сами себе и друг друга…»). В необходимых случаях священник читал т. н. главопреклонную молитву, испрашивая для народа благословение Божие. Все верные при этом стояли с низко опущенной головой в знак послушания Божией воле (до произнесения распевного возгласа), подтверждая услышанное восклицанием «Аминь». Количество ектений на Литургии не всегда было одинаковым. В славянском чине Литургии просительных ектений две. И они почти дублируют друг друга. Первая – после Великого входа, а вторая – перед «Отче наш». Случилось это потому, что Великий вход стал совершаться, вклинившись в последование т. н. Песенной Утрени, каковой является, по сути, вся первая часть Литургии (до входа в алтарь священнослужителей). Песенная Утреня состояла из трёх псалмов, с разделяющими их двумя малыми, а в конце третьего псалма – одной просительной ектенией и заключительной (отпустительной) молитвой. Последнюю, по совершении Великого входа, заменила молитва на поставление Святых Даров на престол. Третий псалом по праздникам стал заменяться исполнением т. н. «блаженных стихов»: стихами из Нагорной проповеди («Во Царствии Твоем») с тропарями из второго канона праздника. Что же касается иных малых ектений около некоторых священнических молитв, то причины их появления исторической науке не достаточно известны. Вероятно, это было обусловлено появлением практики «тайного чтения» евхаристических молитв. В древности почти всю Литургию верные, в знак смирения и покаяния, стояли на коленях, следуя логике священнических молитв: «Вновь и многократно мы преклоняемся пред Тобой», «и милися деем», т. е., повергаясь. Позже коленопреклонения («поклоны») на ектениях по воскресеньям (но, отнюдь, не по будням), а также в период Пасхи и Пятидесятницы, были отменены некоторыми соборными правилами, т. к. стояние верных в День Господень должно было теперь символизировать веру Церкви во всеобщее воскресенье. Отвечая на вопрос: «можно ли совершить земной поклон освящённым в Тело и Кровь Христовы Святым Дарам на Литургии в воскресный день? », – необходимо помнить, что соборно было отменено покаянное коленопреклонное стояние народа на ектениях и молитвах лишь по воскресным дням и в период Пятидесятницы. Но никогда не упразднялось благочестивое евхаристическое «боголепное» земное поклонение истинным Телу и Крови Христовым (после «Тебе поем»), которое тонкими знатоками церковного Устава неотменно соблюдается «во вся лето», т. е. во все дни литургического года. (Это имеет место у старообрядцев. Творится ими также земной поклон «во вся лето» и в честь Пресвятой Богородицы после пения «Достойно есть» или задостойника. Известно, что богослужебные обычаи старообрядцев в РПЦ соборно признаны равночестными и православными (в том числе и двуперстное осенение). О коленопреклонном образе совершения священнических молитв святой Евхаристии, свидетельствует и святитель Иоанн Златоуст: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва, – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче... » Само церковнославянское выражение «мили ся деем», встречающееся в молитве призывания Святого Духа, буквально означает «простираясь», «покорно, рабски повергаясь телом». С ослаблением покаянной дисциплины и силы духа молитвы древнее покаянное уставное коленопреклонение общины на ектениях и молитвословиях Литургии повсеместно исчезло из практики во все дни церковного года. Однако остаток этого византийского обычая можно увидеть и услышать в РПЦ при гласном чтении трёх древних молитв на ектение вечерни в самый день Святой Троицы, которое производит сильное впечатление на молящихся. С этого момента период Пятидесятницы заканчивался, и все верные Древней Православной Церкви снова стояли коленопреклонно почти всю Литургию. Следует иметь в виду и то, что Литургия св. Иоанна Златоуста в древности долго совершалась по будням, а по воскресеньям отправлялась литургия св. Василия Великого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...