Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Методы
Множественная регрессия и корреляция
Мультиколлинеарность: причины и последствия. Методы обнаружения мультиколлинеарности. Методы устранения мультиколлинеарности.
И
Спецификация переменных в уравнениях регрессии
Эконометрические модели: общая характеристика, различия статистического и эконометрического подхода к моделированию.
Спецификация переменных в уравнениях регрессии. Ошибки спецификации.
Обобщенная линейная модель множественной регрессии. Обобщенный метод наименьших квадратов.
Проблема гетероскедастичности. Автокорреляция. Анализ линейной модели множественной регрессии при гетероскедастичности и автокорреляции
Фиктивные переменные: общий случай. Множественные совокупности фиктивных переменных. Фиктивные переменные для коэффициентов наклона. Тест Чоу.
Моделирование: влияние отсутствия переменной, которая должна быть включена; влияние включения в модель переменной, которая не должна быть включена. Замещающие переменные.
И
Временные ряды в эконометрических исследованиях
Специфика временных рядов как источника данных в эконометрическом моделировании.
Аналитическое выравнивание временных рядов. Оценка параметров уравнения тренда.
Автокорреляция в остатках, ее измерение и интерпретация. Критерий Дарбина-Уотсона в оценке качества трендового уравнения регрессии.
Анализ временных рядов при наличии периодических колебаний: аддитивная и мультипликативная модели.
Особенности изучения взаимосвязанных временных рядов. Автокорреляция рядов динамики и методы ее устранения.
Метод последовательных разностей. Интерпретация параметров уравнения регрессии, построенного по первым и вторым разностям.
Метод отклонения уровней ряда от основной тенденции. Метод включения фактора времени.
И
Системы эконометрических уравнений
Виды систем эконометрических уравнений. Независимые системы. Рекурсивные системы. Системы одновременных (совместных) уравнений.
Структурная и приведенная формы эконометрической модели.
Проблемы идентификации.
Косвенный и двухшаговый метод наименьших квадратов, общая схема алгоритма расчетов.
Применение эконометрических моделей. Модель Кейнса (статистическая и динамическая формы). Модель Клейна.
И
2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
Наименование основных методов
Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1.
Использование информационных ресурсов и баз данных
Для осуществления моделирования на реальных выборочных данных используется данные статистических сборников и данные Интернет сайтов (как реальные данные с сайта Росстата и др., так и учебные упражнении, например, www.econ.kuleuven.ac.be/gme, www.econometrics.nes.ru/mkp/ и др.)
Данные используется как на лабораторных работах, так и при самостоятельной работе студентов.
Для работы с данными используется MS Excel и пакет прикладных программ Eviews.
2.
Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
Применение справки MS Excel, Eviews, а также электронных ресурсов разработчика Eviews: www.eviews.com.
3.
Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
Содержание дисциплины ориентируется на образовательную программу Московского государственного университета экономики, статистики и информатики «МЭСИ».
4.
Применение предпринимательских идей в содержании курса
Студенты предлагают идеи использования эконометрических методов для решения предпринимательских задач, востребованных практикой.
5.
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
Для закрепления полученных теоретических и практических знаний студенты выполняют лабораторные работы, в которых требуется знание экономической теории, статистики (теории статистики, социально-экономической статистики) и применение эконометрических знаний.
При выполнении задания от студента требуется:
1) Постановка проблемы и формулировка гипотез требующих проверки (с привлечением знаний из экономической теории); 2) Сбор необходимых статистических данных; 3) Непосредственно построение модели и проверка ее качества; 4) Содержательная интерпретация полученных результатов (в том числе ответ на вопрос: соответствует ли построенная модель нашим представлениям об изучаемом явлении?).
6.
Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
Используются интерактивные методы обучения: творческие задания; работа в малых группах; обучающие деловые игры; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
7.
Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
Использование в качестве кейсов примеров применения эконометрических методов в социально-экономических исследованиях обсуждаемых в книге Берндта Е.
8.
Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
Деловая игра. Проводится как игровая форма выполнения и защиты одного из домашних заданий по дисциплине с целью закрепления у студентов навыков эконометрического моделирования, начиная с постановки задачи, затем спецификации модели, идентификации параметров модели и заканчивая выводами и рекомендациями для принятия решений; а также развитие творческого (критического) подхода к исследованию экономических процессов. Результатом игры является постановка и решение конкретной практической экономической задачи с помощью эконометрических методов с интерпретацией результатов и формулировкой выводов. Студенты разбиваются на 4 группы по 5-6 человек, выбирают руководителей групп.
Каждая группа презентует свои результаты и защищает свои выводы.
3. Средства обучения
3.1. Информационно-методические
№
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок;
с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
Основная литература:
1.
Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.
2.
Анатольев С. Эконометрика для подготовленных. Курс лекций. – М.: РЭШ, 2003.
Практикум по эконометрике/ Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001.
Ниворожкина Л.И., Кокина Е.П., Кравцов В.Б. Эконометрическое моделирование с использованием пакета программ «Econometric Views». - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2005.
13.
Эконометрика./Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Дополнительная литература:
1.
Алексахин С.В., Балдин А.В., Кривицин В.В. и др. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения: Учебно-практическое пособие для вузов. Книга 1, 2. /под.ред. Криницына В.В. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
Балдин К.В., Быстров О.Ф., Соколов М.М. Эконометрика. М.: Юнити, 2004.
4.
Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. - М: Финансы и статистика,1986.
5.
Кейн Э. Экономическая статистика и эконометрика. Введение в количественный анализ. Пер. с англ. - М.: Статистика, 1977.
6.
Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник - М.: ИНФРА - М, 1997 г.
7.
Сирл.С., Госман У. Матричная алгебра в экономике - М.: Финансы и статистика, 1974 г.
8.
Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Пер.с англ. /под ред. Э.Ллойда, У. Ледермана, Ю.Н.Тюрина. – М.: Финансы и статистика, 1989.
9.
Уотшем Т.Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999.
10.
Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа: руководство для экономистов - М.: Финансы и статистика, 1983 г.
11.
Фишер Ф. Проблема идентификации в эконометрии. – М.: Статистика, 1978.
12.
Verbeek M. A guide to modern econometrics. John Wiley & Sons Ltd, 2000.
13.
Green W.H. Econometrics Analysis, fourth edition. Prentice Hall International Inc, 2000.
3.2. Материально-технические
№ ауд.
Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
513, 516
Компьютерная техника, телевизионная техника для презентаций
ППП Eviews 6.0, MS Excel.
4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№
Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1.
Вопросы для подготовке к зачету
1. Определение эконометрики.
2. Эконометрика и экономическая теория. Эконометрика и статистика. Эконометрика и экономико-математические методы.
3. Области применения эконометрических моделей.
4. Методологические вопросы построения эконометрических моделей: обзор используемых методов.
5. Понятие о функциональной, статистической и корреляционной связях. Основные задачи прикладного корреляционно-регрессионного анализа.
6. Уравнение регрессии, его смысл и назначение. Выбор типа математической функции при построении уравнения регрессии.
7. Парная регрессия. Метод наименьших квадратов и условия его применения для определения параметров уравнения парной регрессии.
8. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация.
9. Оценка степени тесноты связи между количественными переменными. Коэффициент ковариации. Показатели корреляции: линейный коэффициент корреляции, индекс корреляции, теоретическое корреляционное отношение. Коэффициент детерминации.
10. Стандартная ошибка уравнения регрессии.
11. Оценка статистической значимости показателей корреляции, параметров уравнения регрессии, уравнения регрессии в целом: t - критерий Стьюдента, F - критерий Фишера.
12. Понятие о множественной регрессии. Классическая линейная модель множественной регрессии (КЛММР). Определение параметров уравнения множественной регрессии методом наименьших квадратов.
13. Стандартизованные коэффициенты регрессии, их интерпретация.
14. Парные и частные коэффициенты корреляции.
15. Множественный коэффициент корреляции и множественный коэффициент детерминации. Оценка надежности показателей корреляции.
16. Оценка качества модели множественной регрессии: F – критерий Фишера, t - критерий Стьюдента.
17. Мультиколлинеарность. Методы устранения мультиколлинеарности.
18. Эконометрические модели: общая характеристика, различия статистического и эконометрического подхода к моделированию.
19. Спецификация переменных в уравнениях регрессии. Ошибки спецификации.
20. Обобщенная линейная модель множественной регрессии. Обобщенный метод наименьших квадратов.
21. Проблема гетероскедастичности. Автокорреляция.
22. Анализ линейной модели множественной регрессии при гетероскедастичности и автокорреляции.
23. Фиктивные переменные: общий случай. Множественные совокупности фиктивных переменных. Фиктивные переменные для коэффициентов наклона. Тест Чоу.
24. Моделирование: влияние отсутствия переменной, которая должна быть включена; влияние включения в модель переменной, которая не должна быть включена. Замещающие переменные.
25. Специфика временных рядов как источника данных в эконометрическом моделировании.
26. Аналитическое выравнивание временных рядов. Оценка параметров уравнения тренда.
27. Автокорреляция в остатках, ее измерение и интерпретация.
28. Критерий Дарбина-Уотсона в оценке качества трендового уравнения регрессии.
29. Анализ временных рядов при наличии периодических колебаний: аддитивная и мультипликативная модели.
30. Особенности изучения взаимосвязанных временных рядов.
31. Автокорреляция рядов динамики и методы ее устранения.
32. Метод последовательных разностей. Интерпретация параметров уравнения регрессии, построенного по первым и вторым разностям.
33. Метод отклонения уровней ряда от основной тенденции.
34. Метод включения фактора времени.
35. Виды систем эконометрических уравнений. Независимые системы. Рекурсивные системы. Системы одновременных (совместных) уравнений.
36. Структурная и приведенная формы эконометрической модели.
37. Проблемы идентификации. Косвенный и двухшаговый метод наименьших квадратов, общая схема алгоритма расчетов.
38. Применение эконометрических моделей. Модель Кейнса (статистическая и динамическая формы). Модель Клейна.
2.
Тесты
1. Термин «эконометрика» был введен в научный оборот:
А) В. Парето; Б) Р. Фришем; В) Дж. Кейнсом Г) Гукером.
2. Все переменные в эконометрических моделях делятся на (выберите несколько правильных ответов):
А) экзогенные; Б) эндогенные; В) пространственные; Г) предопределенные.
3. Парная регрессия – это:
А) односторонняя стохастическая зависимость;
Б) функциональная зависимость;
В) двухсторонняя стохастическая зависимость;
Г) детерминированная зависимость.
4. Коэффициент парной регрессии интерпретируется:
А) в зависимости от экономического смысла задачи. Чаще всего отражает совокупное воздействие на Y неучтенных X -ом факторов;
Б) как показатель изменения Y при изменении X на единицу измерения признака;
В) не имеет интерпретации.
5. Стандартная ошибка оценки уравнения регрессии – это:
А) мера вариации относительно среднего X;
Б) мера вариации относительно среднего Y;
В) мера вариации относительно линии регрессии.
6. Коэффициент детерминации может быть рассчитан как:
А) ;
Б) ;
В) ;
Г) .
7. Для проверки качества оценивания регрессии необходимо рассчитать:
А) ; Б) ; В) .
8. Частный коэффициент корреляции характеризует:
А) тесноту связи между результативным и факторным признаками;
Б) тесноту связи между результативным и факторным признаками при фиксированном воздействии других факторов, включенных в уравнение регрессии;
В) тесноту связи между факторными признаками.
9. Для измерения эффекта мультиколлинеарности используют:
А) ; Б) ; В) .
10. Модель временного ряда с аддитивной компонентой выглядит как:
А) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка
(A = T + S + E);
Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка
(A =T · S · E);
В) Фактическое значение =Трендовое значение + Сезонная вариция·Ошибка
(A=T + S · E).
11. Эконометрика получила свое развитие на стыке следующих наук (выберите несколько правильных ответов):
А) экономической теории; Б) статистики; В) кибернетики; Г) математики.
12. По уровню иерархии экономической системы, анализируемой при помощи эконометрики, выделяют (выберите несколько правильных ответов):
А)мегауровень; Б) макроуровень; В) мезоуровень; С)микроуровень.
13. Относительно числа явлений (переменных), учитываемых в регрессии различают (выберите несколько правильных ответов):
А) простую (парную) регрессию; Б) сложную регрессию;
В) множественную регрессию; Г) единственную регрессию.
14. Найденная с помощью Метода Наименьших Квадратов линия регрессии:
А) максимизирует сумму квадратов отклонений ;
Б) минимизирует сумму квадратов отклонений ;
В) оптимизирует сумму квадратов отклонений .
15. Параметр b в модели парной регрессии может быть найден как:
А) ; Б) ; В)
16. Коэффициент детерминации – это:
А) доля вариации, которая не объясняется зависимыми переменными в регрессионной модели;
Б) доля вариации, которая не объясняется независимыми переменными в регрессионной модели.
В) доля вариации, которая объясняется зависимыми переменными в регрессионной модели;
Г) доля вариации, которая объясняется независимыми переменными в регрессионной модели.
17. Для проверка значимости параметра уравнения используется:
А) хи- квадрат; Б) F -критерий Фишера;) t -критерий Стьюдента.
18. Множественный коэффициент детерминации оценивает:
А) степень тесноты связи между результативным признаком и каждым факторным;
Б) совокупное влияние факторыных признаков на результативный;
В) какой из факторных признаков в большей степени влияет на
результативный.
19. Гомоскедастичность случайных остатков означает, что:
А) остатки модели ei имеют постоянную дисперсию;
Б) распределение остатков ei является нормальным;
В) остатки ei носят случайный характер
20. Критерий Дарбина - Уотсона используется при выявлении:
А) мультиколлинеарности; Б) гомоскедастичности;
В) гетероскедастичности; Г) автокорреляции.
21. Случайная составляющая (ошибка) обусловлена:
А) стохастическим характером зависимости между X и Y;
Б) функциональным характером зависимости между X и Y;
В) детерминированным характером зависимости между X и Y.
22. При эконометрическом моделировании встречаются следующие типы данных (выберите несколько правильных ответов):
А) пространственные данные; Б) экзогенные данные; В) временные ряды.
23. Свободный член уравнения регрессии интерпретируется:
А) в зависимости от экономического смысла задачи. Чаще всего отражает совокупное воздействие на Y неучтенных X -ом факторов;
Б) как показатель изменения Y при изменении X на единицу измерения признака;
В) не имеет интерпретации.
24. Параметр a в модели парной регрессии может быть найден как:
А) ; Б) ; В) ; Г) .
25. Сила корреляционной связи между двумя переменными в генеральной совокупности измеряется при помощи коэффициента корреляции, который изменяется в пределах:
А) от 0 до +1; Б) от –1 до 0; В) от –1 до +1; Г) от –1 до +∞.
26. Вывод о значимости параметра уравнения делается если:
А) ; Б) ; В) ; Г) .
27. Для проверки значимости коэффициента детерминации используется:
А) хи-квадрат; Б) F -критерий Фишера;) t -критерий Стьюдента.
28. Для получения прогноза по уравнению множественной регрессии
необходимо:
А) оценить статистическую значимость параметров уравнения регрессии;
Б) найти средние значения факторных признаков, включенных в уравнение множественной регрессии;
В)подставить в уравнение множественной регрессии значения x .
29.Скорректированный коэффициент детерминации в модели множественной регрессии находят как:
А) ; Б) ; В) .
30. Автокорреляция – это:
А) замена данных, имеющих отношение к мелким временным периодам, данными по более крупным периодам;
Б) выравнивание уровней ряда по аналитическим формулам;
В) зависимость между последовательными (соседними) уровнями временного ряда.
31. Источниками ошибок являются (выберите несколько правильных ответов):
А) неучтенные факторы;
Б) недетерминированность индивидуального поведения;
В) ошибки измерения;
Г) детерминированный характер зависимости.
32. Наиболее распространенными в эконометрическом моделировании являются следующие классы моделей (выберите несколько правильных ответов):
А) регрессионные модели с одним уравнением; Б) модели временных рядов;
В) системы одновременных уравнений; Г) Logit – модели.
33. Относительно формы регрессии различают (выберите несколько правильных ответов):
А) линейную регрессию; Б) нелинейную регрессию;
В) множественную регрессию; Г) простую регрессию.
34. Метод Наименьших Квадратов используется для:
А) нахождения параметров регрессии;
Б) интерпретации параметров регрессии;
В) определения формы регрессионной зависимости.
35. Стандартная ошибка оценки уравнения регрессии может быть рассчитана как:
А) ; Б) ; В) .
36. Выборочный коэффициент корреляции (R) связан с коэффициентом детерминации() следующим образом:
А) ; Б) ; В) ; Г) .
37. Для проверки значимости параметра уравнения необходимо рассчитать:
А) ; Б) ; В) .
38. Явление мультиколлинеарности состоит в следующем:
А) две или более независимых переменных, включенных в уравнение множественной регрессии, связаны между собой линейной корреляционной зависимостью;
Б) две или более независимых переменных и зависимая переменная связаны между собой линейной корреляционной зависимостью;
В) правильного ответа нет
39 Гетероскедастичность случайных остатков означает, что:
А) остатки модели ei имеют непостоянную дисперсию;
Б) распределение остатков ei является нормальным;
В) остатки ei носят случайный характер.
40. Модель временного ряда с аддитивной компонентой выглядит как:
А) Фактическое значение=Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка (A = T + S + E);
Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка (A=T · S · E);
В) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация · Ошибка (А = T + S · E).
41. Модель временного ряда с мультипликативной компонентой выглядит как:
А) Фактическое значение=Трендовое значение + Сезонная вариация + Ошибка (A = T + S + E);
Б) Фактическое значение = Трендовое значение·Сезонная вариация·Ошибка
(A=T · S · E);
В) Фактическое значение = Трендовое значение + Сезонная вариация ·
Ошибка (А = T + S · E).
3.
Заданиедля студентов заочной формы обучения содержатся в методических рекомендациях: Арженовский С.В., Федосова О.Н. Эконометрика. Методические указания и задания к контрольной работе. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2003.
5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______
Следующие записи относятся к п.п.
Автор
Зав. кафедрой
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________
Выписка из ГОС ВПО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов
ЕН.Ф.05.
ЭКОНОМЕТРИКА
Линейная модель множественной регрессии; метод наименьших квадратов (мнк); свойства оценок мнк; показатели качества регрессии; линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками; обобщенный метод наименьших квадратов (омнк); регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные); нелинейные модели регрессии и их линеаризация; характеристики временных рядов; модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация; система линейных одновременных уравнений; косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.
2. Краткое изложение программного материала (курс лекций) [1]
Введение
В последнее время специалисты, обладающие знаниями и навыками проведения прикладного экономического анализа с использованием доступных математических и программных средств, пользуются спросом на рынке труда. Одной из центральных дисциплин в подготовке таких специалистов является дисциплина "Эконометрика".
Эконометрика является областью знаний, которая охватывает вопросы применения статистических методов к теоретическим моделям, описывающим реальные экономические процессы.
Очевидно, что с помощью моделей можно получить много информации об экономических процессах, объяснить те или иные явления или процессы, но никогда не удастся получить всю информацию и однозначно определить истинный механизм экономического процесса или явления.
И даже в тех случаях, когда достаточно адекватная исходным данным эконометрическая модель построена и вопрос только в использовании ее для объяснения экономической ситуации или принятия решения, следует весьма осторожно подходить к выводам и рекомендациям, следующим из модельных оценок.
Эконометрический анализ, как правило, проводят с помощью ПЭВМ. В последние несколько лет сформировался обширный набор из пакетов прикладных программ, позволяющих автоматизировать процессы такого анализа. К наиболее распространенным относятся пакеты SAS, SPSS, Stata, Eviews и др. Имеются простейшие опции для проведения эконометрического анализа в Excel.
В настоящем пособии даются основные понятия, модели и методы эконометрики, рассматриваются примеры.
Содержание пособия полностью соответствует требованиям государственного стандарта высшего профессионального образования за исключением темы "Системы одновременных уравнений".
Для работы с предлагаемым изданием необходимы базовые знания некоторых разделов следующих учебных дисциплин: высшая математика, теория вероятностей, математическая статистика, общая теория статистики.
Эффективным является использование данной книги в сочетании с самостоятельным разбором примеров с использованием доступного статистического программного обеспечения.
1. Предмет и задачи дисциплины "Эконометрика"
1.1. Определение эконометрики
Сложность экономических процессов и необходимость их количественного измерения не позволяют современному экономисту ограничиваться в своей работе применением инструментов отдельных экономических дисциплин. Так, например, невозможно сделать прогноз о том, будет ли пользоваться спросом новый продукт (сорт кофе), если рассматривать этот процесс только с точки зрения экономической теории, то есть закона спроса и предложения. На практике для осуществления прогноза экономисту необходимо применить целый комплекс экономических наук, синтез которых и является сутью научной дисциплины - эконометрики.
Основной целью эконометрики является модельное описание конкретных количественных взаимосвязей, обусловленных общими качественными закономерностями, изученными в экономической теории.
Эконометрика – относительно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся во второй половине ХХ века и развивающаяся на стыке экономической теории, статистики и математики (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Эконометрика и ее место в ряду других экономических
и статистических дисциплин
Впервые термин эконометрика был введен норвежским ученым Рагнаром Фришем в 1926 году и в буквальном переводе означает «измерение в экономике». Однако на сегодняшний день эта трактовка чересчур широка. Более четко определение эконометрики предложено известным российским ученым, профессором С.А. Айвазяном.
Эконометрика - это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе
- экономической теории,
- экономической статистики,
- математико-статистического инструментария
придавать конкретное количественное выражение общим качественным закономерностям, обусловленным экономической теорией.
Таким образом, суть эконометрики состоит в синтезе экономической теории, экономической статистики и математико-статистического инструментария.