Глава 5. Проблема бессознательного. Психоэнергетика и Психоанализ
Проблема неосознаваемой психической деятельности представляет собой одну из тех фундаментальных проблем психологии, которая непосредственно связана с проблемами парапсихологии. Во многих исследованиях по парапсихологии сами парапсихологические процессы рассматриваются обычно как процессы, регуляция которых осуществляется вне сознательного и произвольного контроля со стороны того человека, который эти процессы осуществляет. В значительной мере бессознательный характер носят явления так называемой спонтанной телепатии. Наконец, можно предположить неосознанность действий испытуемых в тех экспериментах, когда пара-психологические явления, прежде всего телепатия, осуществлялись в состоянии гипноза. Такое значение бессознательной психической деятельности в области парапсихологии приводит к тому, что некоторые исследователи, например Л. Л. Васильев, полагают, что сами парапсихологические явления прежде всего возможны тогда, когда один из участников эксперимента осуществляет свою деятельность неосознанно. Таким образом, проблема бессознательной психической деятельности оказывается важной проблемой для парапсихологии. Однако известно, что проблема эта отнюдь не парапсихологическая. Своими историческими корнями она уходит в глубь психологии и философии. Огромную роль в анализе проблемы бессознательного играют процессы научного и художественного творчества. Анализ творческих процессов показывает, какой значительный удельный вес имеет неосознаваемая деятельность в работе исследователя, решающего сложную проблему, или при создании художественного произведения. Итак, значение бессознательной психической деятельности в системе идей, связанных с парапсихологическими фактами, ставит проблему анализа бессознательного как одну из главных в теории психологии. Сначала мы покажем возможность построения такой теории бессознательного, в которой, по существу, отсутствует психоэнергетический момент. В этой теории будут рассмотрены преимущественно содержательные, главным образом познавательные, гностические компоненты бессознательной психической деятельности.
Однако применительно к психике человека, в особенности к его бессознательным процессам, было бы неверно ограничиться лишь одним познавательным компонентом психики. Необходимо рассмотреть также и психоэнергетический аспект, который неразрывно связан с эмоциональной сферой человека. Это последнее обстоятельство особенно существенно для анализа парапсихологических явлений, поскольку явления эти возникают главным образом не в обычных состояниях человека, а в состояниях, окрашенных эмоционально. Иначе говоря, с точки зрения парапсихоло-гической существенен не любой неосознаваемый, т. е. бессознательный, процесс, а лишь такие процессы, которые одновременно сопряжены с психоэнергетическими реакциями. Начать же анализ такой сложнейшей проблемы общей психологии, какой является проблема бессознательного, целесообразно с некоторых общих идей. Прежде чем начать обсуждение понятий „бессознательное", „бессознательная психическая деятельность", необходимо задуматься над тем, что это понятия отрицательные. В них содержится указание на то, что психическая деятельность осуществляется без сознания. Смысл их станет ясен лишь тогда, когда будет проанализировано понятие „сознание" как содержательно-психологическая категория. Понятия „сознание" и „сознательная психическая деятельность" неоднократно обсуждались в философской литературе, в которой анализировались различные философские аспекты этих понятий. Здесь же необходимо раскрыть их с содержательно-психологической стороны, дать характеристику этих понятий как инструментария конкретного психологического исследования.
Известно, что загадка неосознаваемой психической деятельности давно волновала исследователей. После работ французской психоневрологической школы и исследований в русле психоанализа само существование бессознательных психических процессов сделалось несомненным, хотя эти процессы и противоречат той философской концепции сознания, которая была создана Декартом и Локком. Экспериментальные исследования области бессознательной психической деятельности не привели, однако, к построению определенной теории. На основе полученных фактов возникли варианты теоретических схем структуры психики, в которых с теми или иными модификациями разрабатывалась идея двуслойного ее представления, или двух „этажей" психики. Нижний этаж (он же фундаментальный, определяющий) — место пребывания бессознательных процессов. Этаж верхний — место пребывания сознания. Противопоставление „сознательное—бессознательное" дало возможность Т. Рибо увидеть здесь противопоставление физиологического психологическому. При этом физиологическое связывалось с бессознательным, а психологическое — с сознательным. 3. Фрейд рассматривал психику в виде двух „комнат". В одной, ярко освещенной, находится сознание, в другой — различные неосознаваемые побуждения. Эти бессознательные побуждения пытаются всеми способами попасть в „комнату" сознания, но дверь в эту „комнату" охраняет страж, который не пропускает в сияющий зал ничего такого, что противоречило бы системе воспитания и принятым социальным нормам. Не будучи в состоянии проникнуть в „комнату" со- знания в своем настоящем виде, всякого рода низменные инстинктивные побуждения стремятся усыпить бдительность стража, переодеваясь в различные одежды и используя такие маски, которые делают их непохожими на самих себя. Побуждения эти проникают в сознание в виде таинственного языка сновидений, невротических симптомов, различных описок и оговорок.
В психологических системах психоаналитического направления бессознательное психическое рассматривается как совокупность низших проявлений психики — инстинктов, автоматизмов и разного рода низменных побуждений. Но фактический материал истории науки, в частности о деятельности крупных ученых, свидетельствует о том, что несознаваемые мыслительные процессы могут быть высшими проявлениями интеллектуального творчества. Именно факт высших проявлений неосознаваемых процессов творческого мышления делает малоценными для анализа этого процесса все исследования по психологии бессознательного, которые направлены на изучение низших слоев, уровней и проявлений человеческой психики. Вопрос о природе и механизмах бессознательного в высшей интеллектуальной сфере не может в настоящее время считаться решенным. Разработка закономерностей неосознаваемого компонента мышления является насущной задачей не только психологической науки, но и современной науки вообще. Необходимость раскрытия этих закономерностей диктуется, с одной стороны, ролью этих компонентов в творческом мышлении, с другой - теми трудностями, которые возникают при попытке управлять этими процессами. Развиваемый на основе наших исследований тезис о субъекте мышления, субъекте психики как о сложной системе познавательной саморегуляции позволяет до некоторой степени подойти к его решению. Для раскрытия природы бессознательного прежде всего необходимо остановиться на том значении, которое может иметь для психологии понятие субъекта как системы психологической саморегуляции. При анализе целостной деятельности, например психологических механизмов мышления, человек, решающий ту или иную проблему, рассматривается обычно в качестве единого и нерасчлененного целого (субъект мышления). Этот субъект мышления анализирует различные признаки объектов, составляющих проблемную ситуацию, соотносит условия и требования задачи, принимает решение и т. д. Такой подход, предполагающий нерасчлененность, однородность сознающей и осуществляющей умственные операции личности, действительно может оказаться достаточным для изучения многих проявлений интеллекта. Вместе с тем существует по крайней мере одна форма мышления, анализ которой не согласуется с пониманием субъекта мышления как нерасчлененного целого. Это продуктивное или творческое мышление, которое состоит в решении новых для человека задач.
Известно, что одним из существенных моментов продуктивного мышления является перерыв в деятельности, возникающий после того, как человек перепробовал все известные ему варианты решения сложной задачи и констатировал себе, что вся совокупность его знаний, весь арсенал прошлого опыта не позволяет ему решить эту задачу. В том случае, если сложная задача все же оказывается решенной, период перерыва деятельности сменяется пониманием существенных для данной ситуации связей и отношений между ее составляющими. Совершенно естественно, что новое видение возникает у человека не случайно, а является следствием закономерного процесса переработки информации, полученной в ходе анализа ситуации и попыток решения. История открытий и данные психологии мышления свидетельствуют о том, что некоторые весьма существенные звенья этого процесса не осознаются человеком, решающим задачу. Эти звенья не могут быть приняты как звенья целенаправленной поступательной деятельности субъекта мышления, если этого субъекта рассматривать как единое нерасчлененное целое. Поскольку эти неосознаваемые и весьма важные для творческого мышления процессы все же осуществляются, возникает необходимость рассматривать субъект мьшшения как сложное системное образование. Важные факты и теоретические положения, свидетельствующие о сложном, системном характере познающей личности, получены в школе грузинских психологов, созданной Д. Н. Узнадзе. Как показали их исследования, уже в ходе процессов восприятия формируются такие системы отношений, которые не осознаются воспринимающим субъектом, но детерминируют процесс восприятия. Эта принципиальная схема познавательной саморегуляции со своей управляющей инстанцией, называемой установкой, функционирует и в мышлении. Следующая группа фактов позволяет рассмотреть проблему системного строения субъекта мышления уже на уровне медико-биологического, т. е. естественнонаучного исследования. Это нейропсихологи-ческий анализ процесса решения задач. В исследованиях процесса решения задач больными с поражениями теменной области был зарегистрирован следующий факт: эти больные не могли понять предлагаемого им материала при полной сохранности личностного контроля за результатами своей деятельности, при полном осознании ими своего дефекта. В этих исследованиях наметилась определенная дифференциация структуры субъекта, обнаружилось по крайней мере два уровня мозговой регуляции мышления. Один уровень осуществляет управление целостным поведением, другой уровень связан с управлением собственно познавательной функцией, составляющей основу процесса решения задач.
Уже упомянутые здесь исследования позволяют ставить проблему системного подхода к субъекту мышления. Такой подход, с одной стороны, предполагает дифференциацию различных уровней регуляции познания, включенного в мыслительную деятельность, с другой — делает необходимым объединение этих различных уровней в работу единой целостной системы саморегуляции психических процессов, включенных в решение проблем. Анализ литературных и экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что наиболее определенным и прямым доказательством системного характера субъекта мышления являются ней-ропсихологические эксперименты, в которых регистрируются изменения процесса решения при том или ином поражении коры головного мозга. Результаты нейропсихологических исследований, давая характеристику корковых уровней регуляции мыслительной деятельности, позволяют тем самым проследить структуру субъекта мышления. Вместе с тем сам метод нейропсихологии наряду со своими огромными преимуществами имеет по крайней мере один недостаток: с помощью этого метода можно исследовать только больных людей. Этот недостаток нейропсихологического исследования выдвигает необходимость разработки такого метода, который позволил бы изучать уровни мозговой регуляции интеллекта у здорового человека. В качестве такого метода был использован метод реоэнцефало-графии (РЭГ). Этот метод позволяет регистрировать пульсацию сосудов головного мозга. Был найден критерий (показатель катакро-тического отношения РЭГ-волны), который, указывая на степень уплощения пульсовых волн, свидетельствует тем самым об активности различных зон мозга (329). РЭГ — это способ регистрации кровоснабжения мозга. Однако цель исследования в данном случае состоит не в выяснении физиологических коррелятов мыслительной деятельности, а в объективной регистрации активности различных уровней и компонентов, входящих в структуру субъекта мышления. Процесс решения задачи, осуществляемый на информационном языке, происходит.в коре больших полушарий. Для того чтобы выяснить, какие именно компоненты информационного уровня регулирования мышления входят в систему, результатом которой является процесс решения проблем, был использован метод, позволяющий регистрировать уровень функциональной активности различных участков коры. Работа каждого из исследуемых уровней может быть со значительной долей правдоподобия проинтерпретирована в языке психологических понятий. Так, есть все основания утверждать, что сдвиг РЭГ-по-казателя лобной области означает повышение общеличностной напряженности. Примером такой напряженности может быть состояние испытуемого, впервые пришедшего на опыт по мышлению и предполагающего, что в ходе эксперимента могут быть обнаружены особенности его интеллектуальной одаренности. Именно эта ориентировка на обстановку опыта, на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности, определяет относительно более высокий уровень напряжения, регистрируемый в данном случае в лобной области коры. Вместе с тем испытуемый может быть ориентирован на саму задачу, захвачен процессом ее решения. В этом случае повышается РЭГ-по-казатель в реограмме, записанной с отведения, захватывающего темен-но-височную область. Наконец, возможен случай, когда одновременно имеет место и целостно-личностное, и собственно-познавательное напряжение. В этом случае указанные уровни характеризуются синхронной динамикой. Все эти данные свидетельствуют о том, что субъект мышления является системным образованием, включающим несколько взаимодействующих между собой психологических уровней. Такое понимание субъекта мышления позволяет подойти к функциональному определению сознательной и бессознательной психической деятельности. Сознательная деятельность возникает в том случае, когда одновременно работают оба крупных блока или уровня психологической саморегуляции — личностный и познавательный, гностический. Анатомически эти уровни представлены лобными долями и теменной областью. Если же эти блоки работают раздельно, то в таком случае можно говорить о неосознаваемой психической деятельности. О такой возможности раздельной работы различных зон и уровней коры больших полуатрий свидетельствуют данные нейропсихологического и электрофизиологического анализа деятельности. Таким образом, наше понимание бессознательного связано с функциональным взаимодействием различных уровней той целостной системы психологической саморегуляции, какой является содержание работы коры больших полушарий. Эта функциональная, регуляторная точка зрения позволяет преодолеть традиционную концепцию „слоеного пирога", или „двухэтажности" психики, с позиции которой верхний слой есть этаж сознания, нижний слой — этаж бессознательного. С этой точки зрения сознательная деятельность в ходе решения творческих задач есть функция взаимодействия высшего коркового регулятора поведения с гностической корой. В том случае, когда построение, моделирование объектов находит свое отражение в лобной коре, этот познавательный процесс осуществляется осознанно. Но могут быть и такие случаи, когда модели, будучи сформированными для решения той или иной проблемы, работают автономно, вне непосредственной связи с целостно-поведенческим регулятором. Такой процесс познания и творчества будет осуществляться вне сознания. Следует допустить также существование процессов, протекающих на уровне передних отделов лобной доли, которые развертываются вне контакта с собственно гностической корой, обеспечивающей наличие образов. Такие процессы познания и преобразования действительности также окажутся вне сознания, так как процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. Этот последний случай неосознаваемых процессов, осуществляющихся на высшем корковом уровне, и может считаться той формой психической деятельности, ко- делает необходимым объединение этих различных уровней в работу единой целостной системы саморегуляции психических процессов, включенных в решение проблем. Анализ литературных и экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что наиболее определенным и прямым доказательством системного характера субъекта мышления являются ней-ропсихологические эксперименты, в которых регистрируются изменения процесса решения при том или ином поражении коры головного мозга. Результаты нейропсихологических исследований, давая характеристику корковых уровней регуляции мыслительной деятельности, позволяют тем самым проследить структуру субъекта мышления. Вместе с тем сам метод нейропсихологии наряду со своими огромными преимуществами имеет по крайней мере один недостаток: с помощью этого метода можно исследовать только больных людей. Этот недостаток нейропсихологического исследования выдвигает необходимость разработки такого метода, который позволил бы изучать уровни мозговой регуляции интеллекта у здорового человека. В качестве такого метода был использован метод реоэнцефало-графии (РЭГ). Этот метод позволяет регистрировать пульсацию сосудов головного мозга. Был найден критерий (показатель катакро-тического отношения РЭГ-волны), который, указывая на степень уплощения пульсовых волн, свидетельствует тем самым об активности различных зон мозга (329). РЭГ — это способ регистрации кровоснабжения мозга. Однако цель исследования в данном случае состоит не в выяснении физиологических коррелятов мыслительной деятельности, а в объективной регистрации активности различных уровней и компонентов, входящих в структуру субъекта мышления. Процесс решения задачи, осуществляемый на информационном языке, происходит.в коре больших полушарий. Для того чтобы выяснить, какие именно компоненты информационного уровня регулирования мышления входят в систему, результатом которой является процесс решения проблем, был использован метод, позволяющий регистрировать уровень функциональной активности различных участков коры. Работа каждого из исследуемых уровней может быть со значительной долей правдоподобия проинтерпретирована в языке психологических понятий. Так, есть все основания утверждать, что сдвиг РЭГ-по-казателя лобной области означает повышение общеличностной напряженности. Примером такой напряженности может быть состояние испытуемого, впервые пришедшего на опыт по мышлению и предполагающего, что в ходе эксперимента могут быть обнаружены особенности его интеллектуальной одаренности. Именно эта ориентировка на обстановку опыта, на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности, определяет относительно более высокий уровень напряжения, регистрируемый в данном случае в лобной области коры. Вместе с тем испытуемый может быть ориентирован на саму задачу, захвачен процессом ее решения. В этом случае повышается РЭГ-по-казатель в реограмме, записанной с отведения, захватывающего темен-но-височную область. Наконец, возможен случай, когда одновременно имеет место и целостно-личностное, и собственно-познавательное напряжение. В этом случае указанные уровни характеризуются синхронной динамикой. Все эти данные свидетельствуют о том, что субъект мышления является системным образованием, включающим несколько взаимодействующих между собой психологических уровней. Такое понимание субъекта мышления позволяет подойти к функциональному определению сознательной и бессознательной психической деятельности. Сознательная деятельность возникает в том случае, когда одновременно работают оба крупных блока или уровня психологической саморегуляции — личностный и познавательный, гностический. Анатомически эти уровни представлены лобными долями и теменной областью. Если же эти блоки работают раздельно, то в таком случае можно говорить о неосознаваемой психической деятельности. О такой возможности раздельной работы различных зон и уровней коры больших полушарий свидетельствуют данные нейропсихологнческого и электрофизиологического анализа деятельности. Таким образом, наше понимание бессознательного связано с функциональным взаимодействием различных уровней той целостной системы психологической саморегуляции, какой является содержание работы коры больших полушарий. Эта функциональная, регуляторная точка зрения позволяет преодолеть традиционную концепцию „слоеного пирога", или „двухэтажное™" психики, с позиции которой верхний слой есть этаж сознания, нижний слой — этаж бессознательного. С этой точки зрения сознательная деятельность в ходе решения творческих задач есть функция взаимодействия высшего коркового регулятора поведения с гностической корой. В том случае, когда построение, моделирование объектов находит свое отражение в лобной коре, этот познавательный процесс осуществляется осознанно. Но могут быть и такие случаи, когда модели, будучи сформированными для решения той или иной проблемы, работают автономно, вне непосредственной связи с целостно-поведенческим регулятором. Такой процесс познания и творчества будет осуществляться вне сознания. Следует допустить также существование процессов, протекающих на уровне передних отделов лобной доли, которые развертываются вне контакта с собственно гностической корой, обеспечивающей наличие образов. Такие процессы познания и преобразования действительности также окажутся вне сознания, так как процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. Этот последний случай неосознаваемых процессов, осуществляющихся на высшем корковом уровне, и может считаться той формой психической деятельности, ко- торая, будучи бессознательной, одновременно является высшей. Таким образом, кора больших полушарий, будучи регулятором поведения, сама может быть рассмотрена как единая самоуправляемая система. Допуская существование саморегуляции информационных, психических процессов в работе коры больших полушарий, мы неизбежно должны сделать и еще одно принципиальное допущение. Необходимым условием любого процесса управления является отражение управляемого объекта в регуляторе. Следовательно, модели объектов окружающей действительности, создаваемые в гностической области коры, должны быть определенным образом представлены в корковом регуляторе, а для этого необходимо специальное средство представления или специальный язык. Именно на этом языке осуществляется высшая неосознаваемая мыслительная деятельность человека. В настоящее время пока нет материалов, которые бы позволили судить о структуре этого языка. Можно только утверждать, что существование этого языка следует из самого факта внутрикорковой саморегуляции и что язык этот отличен от обычной человеческой речи. Исследования нейропсихологов показали, что речь может рассматриваться лишь как орудие управления, но не как инстанция, обеспечивающая формирование программы деятельности и команд, реализующих эти программы. Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что речь теряет свою регулирующую функцию при нарушении фронтальных участков лобной доли. Следовательно, инстанцию, обеспечивающую высшую регуляцию интеллекта, нужно искать не в речевых корковых зонах, а именно в высших отделах лобной доли. Как уже говорилось, соотнесение всей совокупности фактов гипноза с функциональной схемой коры больших полушарий позволяет утверждать, что важнейшим условием гипнотических воздействий является торможение высших отделов лобной доли. Именно отключение этих отделов коры приводит к тому, что субъект полностью теряет собственную активность. Функцию фронтальных зон лобных долей начинает выполнять гипнотизер, который через речевые корковые зоны вступает в контакт с различными уровнями мозговой регуляции поведения и вегетативных процессов в организме. Гипнотический метод позволяет выяснить вопрос о том, в какой степени субъект, лишенный фронтальных долей лобной коры, при перекрестном управлении гностическими полями со стороны постороннего человека (гипнотизера) действительно оказывается в состоянии осуществлять интеллектуальное творчество, выражающееся в создании чего-то принципиально нового для данного человека. Проведение исследований творческого мышления под гипнозом тем более интересно, что существуют некоторые работы, в которых подчеркиваются огромные возможности гипнотической интенсификации творчества. В наших исследованиях влияние гипнотической стимуляции процесса решения задач изучалось на материале постгипнотических воз- действий на успешность решения ситуаций (известная играв „15"). Для обнаружения границ гипнотического влияния на мышление было организовано две серии экспериментов. В первой серии в состоянии гипнотического сна испытуемому на единичных примерах объяснялись принципы решения задач типа игры в „15", с которыми ранее он знаком не был. После каждого сеанса перед пробуждением проводилось контролирование амнезии (забывания) всего, что было внушено в гипнозе. Было зарегистрировано, что любые ситуации игры в„15", несмотря на специально внушенную амнезию, решались испытуемыми экспериментальной группы существенно успешнее, чем представителями контрольной группы. Характерно, что при этом каждая успешно решаемая ситуация воспринималась субъектом как новая. Во второй серии экспериментов исследовались границы „чистого" влияния интенсифицирующей формулы внушения. Испытуемые этой серии до гипнотического сна решали лишь некоторые экспериментальные задачи. В гипнозе они получали только общий приказ повысить уровень мыслительной деятельности, успешнее решать задачи. В этой серии также внушалась амнезия относительно задач, решенных ранее. Эксперименты показали, что в этом случае в постгипнотическом решении существенно повышались результаты решения лишь тех задач, которые решались испытуемыми до сеанса гипноза, но которые были забыты ими и воспринимались как новые в силу внушенной амнезии. Что же касается действительно новых ситуаций, то при их решении существенного различия в сравнении с испытуемыми контрольной группы не было зарегистрировано. Полученные в этом экспериментальном исследовании данные, с одной стороны, подтверждают возможность повышения эффективности мыслительной деятельности с помощью гипнотического внушения, с другой — позволяют более четко очертить границу использования гипноза как средства интенсификации умственной деятельности. Эти эксперименты также свидетельствуют о существовании высшего уровня регуляции познания, который исключается во время гипноза и работа которого не осознается решающим задачу человеком. Так, системное понимание субъекта мышления позволяет подойти к решению одной из важнейших проблем психологической науки - проблемы неосознаваемой психической деятельности. В ходе познавательной деятельности при построении моделей окружающей среды на первый план выступает объективная, содержательная сторона психической деятельности. Тот специфический момент субъективного переживания, которое является важнейшим свойством психики, обнаруживается прежде всего в связи с состоянием потребностей сферы человека. Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает форму переживания, носящую название чувств или эмоций. Эмоциональные процессы играют огромную роль в регуляции поведения животных и человека. Роль эта опять-таки связана с обслуживанием процесса удовлетворения важных для человека потребностей. С одной стороны, эмоции создают на своем специфическом языке переживаний состояние напряженности, которое толкает субъекта к действиям, ведущим к удовлетворению потребности. С другой — эмоции, рождающиеся в самом процессе удовлетворения потребности, являются подкреплением этого процесса. Состояние потребностей влияет и на знак эмоций — положительное или отрицательное переживание. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, отрицательные - в тех случаях, когда удовлетворение потребностей затруднено. Благодаря связи эмоционального переживания с потребностями субъекта эмоциональная сфера выступает в качестве побуждения к деятельности, в качестве важнейшего условия активности субъекта. Модель объекта, могущего удовлетворить потребность, соединенная с системой эмоциональных переживаний, образует тот непосредственный побудитель деятельности, который называется мотивом. В психологической литературе можно встретить точку зрения, согласно которой мотивом называется некоторый предмет внешней среды, предназначенный для удовлетворения потребности. Это неверное, поведенческое понимание мотива. Мотивом может стать не сам предмет внешнего мира, а его информационная модель, поскольку модель эта связана с порожденными потребностью эмоциональными переживаниями. Таким образом, мотив как основную побудительную силу в психической деятельности следует рассматривать как познавательно-эмоциональную психологическую систему, выполняющую функцию регулятора поведения. Нейрофизиологические исследования показали, что мозговые системы, обеспечивающие эмоциональные переживания, являются древними образованиями. Сюда относятся клетки ретикулярной формации, функция которой состоит в общей активизации деятельности, таламу-са (зрительных бугров) и гипоталамуса - области мозга, находящейся под буграми. Большую роль в возникновении эмоций играет лимбиче-екая система, находящаяся на стыке древней и старой коры, а также подкорковые узлы — скопление нервных клеток, находящихся в толще белого вещества больших полушарий. Множество блестящих экспериментов с животными позволили раскрыть и подробно исследовать мозговые центры, заведующие эмоциональными процессами. Исследователи вживляли электроды в те или иные эмоциональные центры и стимулировали их электрическим током. Так были открыты клетки гипоталамуса, связанные с наслаждением или страданием. Здесь следует упомянуть эксперимент американского ученого Олдза, который ввел электроды в „область наслаждения" мозга крысы и соединил эти электроды с источником тока и рычагом. Схема была построена таким образом, что, нажимая на рычаг, крыса могла вызвать переживание наслаждения, когда этого хотела. Эксперименты доказали, что животное было способно непрерывно нажимать на рычаг, не отвлекаясь от этого поведения даже для сна и еды. То состояние тяжелого физического истощения, в которое крыса в конце кондов приходила, не могло остановить ее стремления испытывать наслаждение, порожденное стимуляцией определенных клеток. Противоположную картину можно наблюдать при стимуляции центров, связанных с отрицательными эмоциями, в частности страдания и страха. В условиях такого эксперимента животное готово на все, чтобы избежать раздражения соответствующих центров. Успехи экспериментальной психофизиологии привели к тому, что некоторые исследователи стали видеть в прямом воздействии на мозговые центры способ управления поведением сначала животных, а затем, возможно, и человека. Определенный шаг в этом направлении был сделан исследователем X. Дельгадо, который соединил вживленный в мозг обезьяны электрод с миниатюрным радиоприемником. Благодаря этому приемнику создавалась возможность дистанционного воздействия на мозг животного с целью вызова различных реакций. Здесь целесообразно сказать о том, что воздействие на психику через вживленные электроды допустимо лишь в медицинских, лечебных целях, что использование указанного метода для дистанционного управления поведением сулит человечеству довольно мрачные перспективы. Научное же значение указанных экспериментов велико. Они еще раз подтверждают связь тех или иных психологических реальностей с различными мозговыми структурами. Опыты эти свидетельствуют и о побуждающей, и об энергетической силе эмоций. Эмоции оказывают определенное воздействие на познавательную функцию коры больших полушарий. Благодаря эмоциональным процессам энергия перераспределяется и поступает в наиболее значимые работающие области коры. На эту энергетическую функцию мозговых центров, связанных с эмоциями, неоднократно указывал И. П. Павлов. Он писал: „Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы" (326, т. III, ч. 2, с. 403). Энергетизирующая функция эмоций обнаруживается и в тех весьма значительных вегетативных изменениях во всем организме, которые возникают в моменты сильных переживаний. Внутренние органы, в особенности дыхательная и сердечно-сосудистая системы, в эти периоды резко меняют параметры своей работы. В эти же периоды возникают пока еще во многом загадочные электрические явления кожи, о которых ниже пойдет речь специально. Однако направленность эмоций, конкретный характер их побудительной, мотивирующей силы целиком зависят от особенностей развития и воспитания человека. Сформированные в ходе индивидуального развития высшие регуляторные механизмы дают возможность управлять стихийной силой эмоций. Эти регуляторные механизмы формируются в лобных отделах коры больших полушарий. Психофизиологические исследования свидетельствуют о том, что существует единая система, в которую включены лобная область и те энергетические уровни мозга, которые связаны с эмоциональной регуляцией поведения. Энергетический компонент этой системы, воздействуя тонизирующим образом на работу лобных долей, определяет тем самым психологическую активность человека. Следовательно, в нормальных условиях два компонента лобно-энергетической системы работают во взаимодействии, взаимно дополняя друг друга. Однако бывают случаи, когда регуляторный и энергетический уровни системы психологической активности вступают между собой в конфликт. Основой конфликтной ситуации является формирование на уровне лобной области коры таких запрещающих регулирующих механизмов, которые ограничивают выход энергии, связанной с удовлетворением некоторых уже себя обнаруживших потребностей. В этом случае энергия мотивов, связанных с такими потребностями, сталкивается с энергией управления. Столкновение этих регуляторно-энергетиче-ских процессов при определенных условиях ведет к неврозу. Возникновение такого рода регуляторно-энергетических дисбалансов представляет для нас большой интерес потому, что человеческие феномены, обладающие парапсихологическими особенностями, чаще всего обладают в той или иной степени чертами невротиков. Поэтому есть все основания думать, что нарушение регуляторно-энергетическо-го баланса прямо связано с парапсихологическими возможностя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|