Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математическая грамотность.




 
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики Гуськова Алла Геннадьевна, учитель математики

 

 

Составитель: Гуськова Алла Геннадьевна, учитель математики «Лицей № 40 при Ульяновском государственном университете» города Ульяновска.

 

 

Сборник состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков функциональной и читательской грамотности учащихся 5-10 классов на уроках математики. Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности при подготовке учащихся к итоговой аттестации и ВПР.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………4 стр

Методические рекомендации……………………………………………….. 5 стр

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса с 5 по 9 классы…………………………………………….. 10стр

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики…………………………………………………………………... 13стр

п1. Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся………………………………….. …. 13стр

п. 2. Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности…………………………………………………………………. 16стр

Задания для 5-6 классов…………………………………………………….. 16 стр

Задания для  7-8 классов. ……………………. …………………………….. 28стр

Задания для 9-10 классов……………………………………. ……………... 45стр

п. 3 Тема заданий: «Работа с текстом в таблицах»…………………………53 стр.

п. 4. Задания для работы в кейсах…………………………………………... 62стр

Список литературы………………………………………………………….. 82стр

 

ВВЕДЕНИЕ.

    Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества -на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

    И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и математики в частности. Учителям нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом им могут помочь задания по формированию функциональной ичитательской грамотности учащихся. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В международном исследовании PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

 Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:

- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,

- решать их, используя математические знания и методы,

- обосновывать принятые решения путем математических суждений,

- анализировать использованные методы решения,

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

В данном сборнике представлены разнообразные задания для развития функциональной грамотности обучающихся.

При отборе содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел.

В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др. ).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

    Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность.

    Под « читательской грамотностью» понимается способностьучащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексиина них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основнымипараметрами оценки читательской грамотности являютсятекст, ситуация и вопрос, таккак только в совокупности онимогут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полноепонимание текста зависит от умения найти необходимуюинформацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственнуюточку зрения о содержании и форме текстового сообщения.

    Для качественной интерпретации результатов выполнения тестовых вопросов международная шкала PISA-2012 была разделена на семь уровней, используемых при оценивании читательской грамотности школьников. Каждый уровень содержит целый спектр читательских умений, включающих трикатегории — доступ и извлечение, интеграция и интерпретация, размышление и оценка. Все эти учебные заданияприсутствуют во всех учебниках. При измерении читательской грамотности используютсявсе виды текстов:

— «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты;

— «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы(таблицы, графики, диаграммы);

— «смешанные тексты», которые содержат вербальныеи невербальныеэлементы;

— «составные тексты», они соединяют несколько текстов, различных не только по содержанию, но и по формату.

    Безусловно, во всех учебниках, пособиях по подготовке к ВПР и ГИА, независимо от изучаемого предмета, имеются все эти виды учебных текстов.

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности:

    Функциональная грамотность, при оценивании качеств учащихся, делится на - читательскую (работа с текстами), математическую (решение задач и кейсов) и естественнонаучную. Далее будем рассматривать два направления: математическую и читательскую грамотности. Приформированиинавыков функциональной грамотности в целом, преподаватели вместе с учащимися проходят следующие шаги:

Читательская грамотность.

1. Обучение чтению: способность выбирать стратегиюи тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкоечтение).

2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

3. Развитие устной и письменной речи:

— развитие орфоэпических навыков;

— работа по обогащению словарного запаса;

— развитие и совершенствование грамматическогостроя речи учащихся;

— развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

— развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

    В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могутбыть разными:

· определять главное и второстепенное в тексте задачи;

· сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;

· уметьформулировать вопросы по данным задачи (текста);

· составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;

· вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;

· развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли;

· формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Математическая грамотность.

    Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

· развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;

· развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;

· формировать умение пространственного воображения;

· формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;

· формировать умениеработы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах;

· формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.

    В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

· демонстрироватьнавыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;

· уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;

· демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

    Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:

· демонстрироватьнавыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;

· уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;

· уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

    Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.

    Типы учебных задач:

· задания, в которых имеются лишние данные;

· задания с противоречивыми данными;

· задания, в которых данных недостаточно для решения;

· многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

 

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Типы задач:

· Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

· Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

· Практико-ориентированные задачи: в условии описана такаяситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

· Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...