Задания по формированию математической грамотности на уроках математики
Задания по формированию математической грамотности на уроках математики п1. Дидактические игры на уроках математики по формированию читательской грамотности учащихся Работая над данным сборником, я столкнулась с тем, что «чистые»задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличиетекста негативно сказывается на выполнении математической задачи. Это объясняется тем, что математические тексты имеют свои специфики: 1. Математические тексты написаны с помощью специальной символики. Для этих текстов характерна абстрактность освещаемых вопросов, лаконичность изложения, логическое построение, использование символов, формул и выражений, наличие чертежей, графиков, позволяющих перевести абстрактные понятияна язык образов и помочь читателю вскрыть существенные связи между рассматриваемыми объектами. 2. В тексте учебника встречаются ссылки на уже известный материал, и, если ученик с этим материалом не знакомили забыл, он не всегда может восстановить этот пробелсамостоятельно. 3. Математические тексты кратко изложены, что влечет необходимость интенсивной мыслительной деятельности при его чтении. Строгое логическое построение текста, доказательность рассуждений, определенная последовательность утверждений, наличие логических связок — всеэто требует напряжение мысли, сосредоточения. В своей работе учитель использует много различныхприемов и методов подготовки к уроку. Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающаяв себя основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формированиенавыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
Работа над чтением текста в 5-6 классах может быть организована с помощью различных дидактических игр, например: 1. В начале урока можно предложить игру «Банк идей(гипотез)», куда ученики «складывают» свои мыслио том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот приемнаучит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важнодля формирования навыков научно-исследовательскойдеятельности учащихся при работе с литературой. 2 . «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы? » может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детейоценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Продолжая работу с учащимися 7-8 классов, в состав урока следует включать следующие приемы, например: 3. «Кластер» Кластер (англ. Cluster— пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающаяопределенными свойствами. В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либотемой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Этапы работы при составлении кластера 1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. 3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя, учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. 4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. 4. Методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить импо мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что, известное им, встретилось в прочитанномтексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. 5 . Приём «Синквейн» Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка — тема или предмет (одно существительное);
2 строка — описание предмета (два прилагательных); 3 строка — описание действия (три глагола); 4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка — синоним, обобщающий или расширяющийсмысл темы или предмета (одно слово). Синквейн дает возможность систематизировать полученную информацию, изложить сложные идеи. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потомв паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можноизобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейнна уроке или дома. Приемы в работе с учащимися 9-10 классов: 6. Прием «План или конспект прочитанного» Проработав доказательства теоремы, учитель можетвыдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящейиз двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в тойилииной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимсянеобходимо заполнить пустые места в доказательстве. Учащимся можно предложить работу с этой таблицы с использованием учебника. 7. После изучения на уроке темы, даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждыйпишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на ≪ дерево знаний≫ (на доску). В начале следующегоурока ещё раз прочитывается текст учебника, после чегос «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость. 8. Еще одним приемом является составление маркировочной таблицы «ЗХУ» , которая является вариациейвышеописанного метода «Инсерт». Одной из возможныхформ контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|