Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика разработки раздела «Оценка предпринимательских рисков»




 

Понятие риска, его оценка, прогнозирование и даже управление им – вещь малознакомая для российских предпринимателей, хотя их повседневная деятельность связана практически с постоянным риском. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теории вероятностей. Для небольших проектов достаточно анализа риска с помощью экспертных методов.

Главное здесь – не сложность расчетов и не точность вычислений, а умение автора бизнес-плана здраво выявить все типы рисков и моменты их возникновения. А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизировать потери. Чем глубже проанализирована проблема, тем выше будет доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят не тому, кто оптимистически утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить, как о собирается выходить из трудного положения.[13]

Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка и любые предприятия будь то крупные или малые не застрахованы от них. От хорошего специалиста требуется хотя бы ориентировочно определять, какие риски для предприятия наиболее вероятны и во что они могут обойтись. Отсюда появляется вопрос: как уменьшить риски и потери?[14]

Для снижения степени риска разрабатывается бизнес-план. В бизнес-плане должны быть рассмотрены возможные ситуации, устраняющие или позволяющие избежать негативных моментов, связанных с риском, и как одна из крайних мер – банкротство предприятия. Выявление инвесторами негативных факторов, не отраженных в бизнес-плане, может серьезно подорвать доверие к предпринимателю. В связи с этим, раздел «Оценка предпринимательских рисков» подразделяется на две составные части[15].

В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих можно проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного транспорта.

Во второй же части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Она в свою очередь, должен содержать в себе следующую информацию:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь;

2. Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.[16]

К сожалению, в России система страхования от рисков развита крайне слабо. Это порождает зарубежных коллег, привыкших подстраховывать каждый свой шаг: от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курса валют. Открытое и честное обсуждение этого вопроса в бизнес-плане, во-первых, характеризует руководителя с хорошей стороны как предпринимателя, во-вторых, показывает, что он проявляет заботу о тех средствах, которые собирается получить от своего партнера.[17]

В бизнес-плане следует описать главные проблемы и риск (форс-мажорные обстоятельства), с которыми может столкнуться предприниматель. К числу рисков, заслуживающих обсуждения, относятся следующие:

1) снижение цены конкурентами на продукцию, объекты, услуга аналогичной номенклатуры (ассортимента);

2) значительное превышение затрат на реконструкцию или эксплуатацию объектов;

3) срыв срока достижения запланированного объема продукции на вводимых объектах;

4) увеличение нормативных сроков поставки материалов, деталей или сырья;

5) затруднения в получении необходимых банковских кредитов, увеличение процента ссудного капитала;

6) просчеты в области маркетинга и в производственной политике;

7) ошибки в подборе руководящих кадров;

8) отсутствие или нехватка квалифицированной рабочей силы;

9) увеличение уровня налогов и отчислений на социальное обеспечение.

Возможны и другие причины, которые не указаны здесь, но которые могут возникнуть и привести к рискованным ситуациям.[18]

Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее выработать стратегии их преодоления. Даже если ни один из факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо все же на них сослаться и обосновать, почему по этому поводу не стоит беспокоиться.[19]

Целесообразно заранее выработать стратегию своего поведения на случаи внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из рассмотренных факторов. Наличие альтернативных программ и стратегий будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее будет к ним готов.[20]

 

Таблица 3 – Вопросы для составления раздела «Оценка рисков»[21]

A. Степень риска коммерческой неудачи для вашей сферы бизнеса:

Относится ли бизнес к уже хорошо освоенной области предпринимательства, новой, осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?
В своей области предпринимательства относится ли бизнес к предприятиям с высоким, средним или низким уровнем риска?

Б. Степень обеспеченности получения и продажи вашего продукта:

Укажите вероятность технического успеха и получения продукта
Укажите долю продаваемого объема продукции от общего объема продукции, предназначенной для продажи.

B. Рентабельность вашего бизнеса с учетом риска

Укажите прогнозируемую чистую прибыль (эти данные имеются в разделе «Планируемая прибыль»).
Укажите общие издержки (сумму издержек по статьям: «Затраты на продажи», «Общие расходы по коммерческой деятельности», «Суммарные производственные издержки», данные разделе «Планируемая прибыль»).

Г. Конкретные виды рисков для вашего бизнеса

Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми вы можете встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке, невыполнение субподрядчиками своих обязательств; риск, связанный со стихийными бедствиями, транспортными катастрофами, несчастными случаями с ведущими работниками и др.).
Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми можете встретиться в бизнесе, не зависимые от страхования и требующие использования специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; социальная нестабильность и др.).

Д. Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском

К каким страховым организациям и компаниям продажи вашего продукта планируете обратиться?
Какие типы договоров о страховании и на какие суммы планируете заключить?
Намерены ли вы использовать хеджирование для уменьшения возможного ущерба?
Укажите мероприятия по нестрахуемым видам риска.

 

Для разных сфер предпринимательской деятельности характерен разный уровень риска. Схематично данный раздел имеет следующий вид (Таблица 3).

 

 

2. Бизнес-план компании ООО «CofCase»

Резюме

Для обоснования темы курсовой работы был разработан бизнес-план на основании идеи по созданию инновационной разработки «чехол-кофемашина», который будет производить и реализовывать компания ООО «CofCase».

 

Таблица 4 – Резюме проекта.

Наименование бизнес-плана

«Чехол-кофемашина» *

Суть проекта

Производство портативного гаджета для приготовления кофе в любое время.

Наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя

«CofCase»

Организационно-правовая форма малого предприятия

ООО «CofCase»

Срок реализации проекта

1 год

Срок окупаемости проекта, лет (мес.)

4 года и 4 месяца

Система налогообложения, применяемая заявителем

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Планируемая выручка, руб.

1 год

2 год

3 год
6 304 920

8 610 490

11 220 690
Планируемая прибыль, руб. -345 965

1 043 901

2 077 870
Рентабельность деятельности, % (план. прибыль / план. выручка) х 100% -5,5

12,1

18,5
Численность занятых, чел. 6

6

7
Сумма налоговых поступлений, руб. 189 866,10

252856,90

330433,90

Сметная стоимость проекта (руб)

Финансирование проекта:

сумма

%

- собственные средства

1, 8 млн. руб.

26,5

- заемные средства

3 млн. руб.

44,1

- иное.

2 млн. руб.

29,4

         

* В Приложении №1 – Описание инновационной технологии

 

Сфера деятельности проекта – производство и реализация «кофе-кейса», а также «кофе-картриджа», в котором содержится кофе для приготовления, пользователям.

Востребованность продукции обусловлено общей ситуацией на рынке мобильной розницы: снижается платежеспособность населения, которая приводит к снижению спроса на новые мобильные телефоны и смартфоны. Это, в свою очередь, приводит к росту спроса на услуги по ремонту мобильных устройств, а также на аксессуары, с помощью которых можно индивидуализировать устройство или защитить его от материального износа.

Значение проекта – региональное и городское. Проект предоставляет возможность владельцам смартфонов сварить кофе в любое необходимое для них время. В процессе реализации проекта создаются новые рабочие места со среднемесячной заработной платой в размере 35 тыс. руб.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...