Методика разработки раздела «Оценка предпринимательских рисков»
Понятие риска, его оценка, прогнозирование и даже управление им – вещь малознакомая для российских предпринимателей, хотя их повседневная деятельность связана практически с постоянным риском. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием теории вероятностей. Для небольших проектов достаточно анализа риска с помощью экспертных методов. Главное здесь – не сложность расчетов и не точность вычислений, а умение автора бизнес-плана здраво выявить все типы рисков и моменты их возникновения. А затем следует разработать меры по сокращению этих рисков и минимизировать потери. Чем глубже проанализирована проблема, тем выше будет доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят не тому, кто оптимистически утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить, как о собирается выходить из трудного положения.[13] Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка и любые предприятия будь то крупные или малые не застрахованы от них. От хорошего специалиста требуется хотя бы ориентировочно определять, какие риски для предприятия наиболее вероятны и во что они могут обойтись. Отсюда появляется вопрос: как уменьшить риски и потери?[14] Для снижения степени риска разрабатывается бизнес-план. В бизнес-плане должны быть рассмотрены возможные ситуации, устраняющие или позволяющие избежать негативных моментов, связанных с риском, и как одна из крайних мер – банкротство предприятия. Выявление инвесторами негативных факторов, не отраженных в бизнес-плане, может серьезно подорвать доверие к предпринимателю. В связи с этим, раздел «Оценка предпринимательских рисков» подразделяется на две составные части[15].
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих можно проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного транспорта. Во второй же части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Она в свою очередь, должен содержать в себе следующую информацию: 1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь; 2. Приводится программа страхования от рисков. В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.[16] К сожалению, в России система страхования от рисков развита крайне слабо. Это порождает зарубежных коллег, привыкших подстраховывать каждый свой шаг: от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курса валют. Открытое и честное обсуждение этого вопроса в бизнес-плане, во-первых, характеризует руководителя с хорошей стороны как предпринимателя, во-вторых, показывает, что он проявляет заботу о тех средствах, которые собирается получить от своего партнера.[17] В бизнес-плане следует описать главные проблемы и риск (форс-мажорные обстоятельства), с которыми может столкнуться предприниматель. К числу рисков, заслуживающих обсуждения, относятся следующие:
1) снижение цены конкурентами на продукцию, объекты, услуга аналогичной номенклатуры (ассортимента); 2) значительное превышение затрат на реконструкцию или эксплуатацию объектов; 3) срыв срока достижения запланированного объема продукции на вводимых объектах; 4) увеличение нормативных сроков поставки материалов, деталей или сырья; 5) затруднения в получении необходимых банковских кредитов, увеличение процента ссудного капитала; 6) просчеты в области маркетинга и в производственной политике; 7) ошибки в подборе руководящих кадров; 8) отсутствие или нехватка квалифицированной рабочей силы; 9) увеличение уровня налогов и отчислений на социальное обеспечение. Возможны и другие причины, которые не указаны здесь, но которые могут возникнуть и привести к рискованным ситуациям.[18] Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее выработать стратегии их преодоления. Даже если ни один из факторов не представляет реальной угрозы для предприятия, в бизнес-плане необходимо все же на них сослаться и обосновать, почему по этому поводу не стоит беспокоиться.[19] Целесообразно заранее выработать стратегию своего поведения на случаи внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из рассмотренных факторов. Наличие альтернативных программ и стратегий будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и заранее будет к ним готов.[20]
Таблица 3 – Вопросы для составления раздела «Оценка рисков»[21]
Для разных сфер предпринимательской деятельности характерен разный уровень риска. Схематично данный раздел имеет следующий вид (Таблица 3).
2. Бизнес-план компании ООО «CofCase» Резюме Для обоснования темы курсовой работы был разработан бизнес-план на основании идеи по созданию инновационной разработки «чехол-кофемашина», который будет производить и реализовывать компания ООО «CofCase».
Таблица 4 – Резюме проекта.
* В Приложении №1 – Описание инновационной технологии
Сфера деятельности проекта – производство и реализация «кофе-кейса», а также «кофе-картриджа», в котором содержится кофе для приготовления, пользователям. Востребованность продукции обусловлено общей ситуацией на рынке мобильной розницы: снижается платежеспособность населения, которая приводит к снижению спроса на новые мобильные телефоны и смартфоны. Это, в свою очередь, приводит к росту спроса на услуги по ремонту мобильных устройств, а также на аксессуары, с помощью которых можно индивидуализировать устройство или защитить его от материального износа. Значение проекта – региональное и городское. Проект предоставляет возможность владельцам смартфонов сварить кофе в любое необходимое для них время. В процессе реализации проекта создаются новые рабочие места со среднемесячной заработной платой в размере 35 тыс. руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|