Совершенствование физических способностей
Физические способности в вашем возрасте существуют и проявляются в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с интеллектуальными, волевыми свойствами, другими психическими процессами и физиологическими функциями. Как и все другие, эти способности не являются врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, а сами способности всегда являются результатом развития, проявляются и совершенствуются в процессе конкретной двигательной деятельности. Для развития способностей необходимо создавать соответствующие условия деятельности, подбирая упражнения на силу, выносливость, скоростные способности и др. При развитии физических способностей важно помнить о своих возрастных, половых и индивидуальных особенностях. Данные о возрастных и половых особенностях, а также о темпах прироста разных кондиционных и координационных способностей говорят о следующем. У мальчиков с 13 до 15 лет наиболее существенно улучшаются показатели силовых (36,3—39,5%) и скоро- стно-силовых способностей (9,7—41,7%). Продолжают улучшаться различные показатели выносливости (4,7—16,8%). В то же время приостанавливается развитие скоростных способностей (улучшение на 2,0—8,7%) и гибкости. У девочек, как и у мальчиков, с 13 до 15 лет отмечается наиболее существенное развитие силовых способностей (21,8—36,8%) и скоростно-силовых (2,9—17,6%). В развитии других способностей (скоростных, выносливости, гибкости) имеет место стабилизация, небольшое увеличение или даже ухудшение. В развитии координационных способностей (КС) отмечаются следующие изменения. У мальчиков продолжается дальнейший рост КС, относящихся к целостным двигательным действиям: в челночном беге (4,2—7,3%), прыжках (13,4%), метаниях на дальность (41,6%), в акробатических упражнениях (27,6%). Наблюдается также улучшение отдельных специфических КС: ориентирование в пространстве, способности к воспроизведению и дифференцированию силовых и пространственных параметров движений. У девочек, за исключением КС, проявляемых в прыжках (рост результативности на 8,5%), в метаниях из различных исходных положений (8,1%), в акробатических упражнениях (15,2%), в ориентировании в пространстве (30,6%), рост других КС резко замедляется или даже приостанавливается.
К 13—15 годам естественный рост разных КС заметно приостанавливается и достигает 75—100% от максимального уровня. Вместе с тем у тех, кто систематически занимается спортом или целенаправленно развивает свои способности, уровень их развития в сравнении со сверстниками бывает выше на 10—100% (скоростные, гибкость и координационные способности) и более (скоростно-си-ловые, силовые, выносливость). В этом смысле с 13 до 15 лет сохраняются возможности для целенаправленного развития разных кондиционных и координационных способностей. Необходимо оказывать разностороннее воздействие на все основные физические качества. Вместе с тем в 13—15-летнем возрасте большее значение следует придавать развитию скоростно-силовых, силовых, способностей к ориентированию в пространстве, согласованию, перестроению двигательных действий, учитывая, что именно в данный период эффект воздействия на эти способности оказывается наибольшим. При развитии физических способностей, особенно силовых и выносливости, важно правильно применять допустимые нагрузки и выполнять соответствующие упражнения, правильно и глубоко дышать, уметь рационально напрягать и расслаблять мышцы. Вопросы для самоконтроля 1. Какие изменения наблюдаются в развитии силовых и скоростных способностей и выносливости в 13—15 лет?
2. Как изменяются координационные способности в подростковом возрасте? 3. Назовите особенности развития и совершенствования физических способностей в данном возрасте.
Овладение двигательными действиями КЛАСС СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Команда «Прямо!». Эта команда подается под левую ногу. При этом необ-:одимо выполнить шаг правой ногой на месте и с левой ноги начать движение перед. Повороты в движении направо, налево выполняются по командам «На-пра-во!», «Нале-во!». Для поворота направо исполнительная часть команды подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде нужно сделать полный шаг левой ногой, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжить движение в новом направлении. Руки во время поворота к туловищу не прижимать. Поворот налево выполняется аналогично, только команда подается одновременно с постановкой левой ноги. ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)
Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев. С прыжка принять вис завесом вне правой (левой) ногой. Перехватить правой (левой) рукой в висе завесом. Выполнить то же другой ногой. Принять положение виса на подколенках. Отпуская руки, медленно выпрямиться до положения стойки на кистях в висе на подколенках. Зафиксировав это положение 2—3 с, выпрямить ноги и опуститься в упор присев. При оказании помощи нужно поддерживать за пояс, предохраняя от падения после отпускания рук.
Упражнения 1. Опускание в упор присев из стойки на руках у стенки (или с помощью партнера). 2. Вис на подколенках. 3. То же с отпусканием рук. 4. Выполнение упражнения в целом с помощью. Подъем в сед ноги врозь. Упор согнувшись на брусьях учащийся принимает после размахивания в упоре на руках. Подъем разгибом в сед ноги врозь (рис. 49) выполняется, энергично разгибаясь в тазобедренных суставах вперед-вверх (под углом 45—60°) (рис. 49, а), разводя ноги в стороны и опуская их в сед ноги врозь (рис. 49, б). Подъем завесом вне. Махом вперед, пройдя вертикаль, начать сгибаться в тазобедренных суставах, чтобы к окончанию маха вперед носки ног находились
близко от грифа перекладины. С началом маха назад быстро перемахнуть одну ногу за перекладину (рис. 50, а) и согнуть ее в коленном суставе. Одновременно энергично разогнуть другую ногу в тазобедренном суставе. Далее, надавливая руками на перекладину и стремясь прижать прямые руки к телу, выйти в упор (рис. 50, б). Упражнения 1. Из упора на низкой перекладине перемах ноги вне; опускание в вис завесом. 2. То же и подъем завесом из размахивания с помощью. 3. Из размахивания на перекладине махом вперед перемах в вис завесом вне. 4. То же и подъем завесом с помощью. ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК) Из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев. Слегка подать плечи вперед. Сгибаясь в тазобедренных суставах и сгибая руки, перейти в вис на согнутых руках (переворачиваясь через голову). Медленно разогнуть руки и опуститься в вис присев. Из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой вис прогнувшись на верхней жерди (рис. 51). Встав под верхнюю жердь лицом к нижней, взяться руками за верхнюю жердь и, оттолкнувшись ногами, поставить их на нижнюю. Это положение и называется вис присев на нижней жерди. Далее, сделав мах одной ногой вперед, а другой почти одновременно слегка оттолкнувшись от нижней жерди, перейти в вис на руках (головой вниз). Зафиксировав это положение, слегка прогнуться в тазобедренных суставах. При этом бедра будут плотно касаться жерди. Через несколько секунд, опуская ноги, принять и. п. Из виса лежа на нижней жерди поворот направо в сед боком на правом бедре. Из виса лежа на нижней жерди перехватить правой рукой скрестно
под левой обратным хватом. Поворачиваясь направо и нажимая правой рукой на жердь, развести ноги врозь, сесть на правое бедро. Опуская левую руку в сторону, отвести левую ногу подальше назад, а правую согнуть в тазобедренном и коленном суставах. Заканчивая сед, прогнуться, поднять голову. Упражнения 1. Из седа на нижней жерди (на бревне) поворот в сед. Принять и запомнить правильную позу. 2. В висе лежа хватом за нижнюю жердь перехват правой рукой скрестно под левой обратным хватом.
3. Выполнение элемента в целом. Из седа на правом бедре на нижней жерди соскок прогибаясь. Перехватить правой рукой за нижнюю жердь у правого колена. Передавая вес тела на правую руку, оттолкнуться бедром о нижнюю жердь, одновременно взмахнуть левой рукой вверх-наружу. Соединить ноги, прогнуться, опираясь на правую руку, и мягко приземлиться. Этот соскок можно выполнять с поворотом направо кругом, а также налево кругом. В первом случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь обратным хватом у правого колена. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, отпустить правую руку, повернуться направо кругом, соединить ноги и прогнуться. Во втором случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь хватом снизу за телом у левого бедра. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, повернуться налево кругом, прогнуться и приземлиться. АКРОБАТИКА (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ) Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (рис. 52) отличается от обычного кувырка только заключительными действиями. При переходе в упор развести ноги в стороны и, опираясь на руки, перейти в упор стоя ноги врозь.
Длинный кувырок. Выполняется так же, как и обычный кувырок, только руки ставятся значительно дальше от ног. Обратите внимание на необходимость более сильного толчка ногами. Стойка на голове и руках (рис. 53). Выполняется толчком двух ног из упора присев. И. п. — упор присев, голова лобно-теменной частью опирается о гимнастический мат. Оттолкнуться ногами и, помогая руками, выйти в стойку на голове. Выпрямить ноги. АКРОБАТИКА (ДЛЯДЕВОЧЕК) «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене (рис. 54). Если «мост» (рис. 54, а) освоен хорошо, приступают к изучению поворота в упор. Для этого надо подать все тело в сторону поворота (перенести тяжесть тела на одноименные руку и ногу) (рис. 54, б) и, оттолкнувшись противоположными повороту рукой и ногой, сгибаясь в тазобедренных суставах, повернуться кругом и опуститься в упор на колено опорной ноги (рис. 54, в).
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ) Прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110—115 см) (рис. 55). С разбега в 10—12 шагов оттолкнуться вперед-вверх, тело прямое, руки вперед-вверх. В момент постановки рук на дальнюю часть козла резко оттолкнуться руками с эдновременной группировкой тела (спина круглая, колени почти касаются гру- ди) и тут же разогнуться, руки вверх—в стороны. Приземлиться на слегка согнутые ноги. Упражнения 1. Прыжок ноги врозь через козла в длину с замахом (ноги на уровне плеч). 2. Вскок в упор присев на козла и соскок прогнувшись.
3. Прыжок согнув ноги без разгибания. 4. Прыжок согнув ноги на дальность приземления (внимание на группировку и толчок руками). 5. Прыжок согнув ноги с прогибанием после толчка руками. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК) Прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см) ри с. 56). С небольшого (10—12 шагов) разбега оттолкнуться от мостика, поставить руки на ширине плеч на коня и, сгибаясь в тазобедренных суставах, поднять спину вверх. Оттолкнуться левой (правой) рукой, разогнуться с поворотом 90° влево (вправо) и приземлиться на слегка согнутые ноги, опираясь на правую (левую) руку. Упра жнения Толчком ног (с мостика) упор согнувшись (высокое поднимание таза, спина круглая). То же, но в упор стоя (ноги влево или вправо от рук). Из положения упора стоя согнувшись, ноги слева (справа) от рук, толчком ног и руки (со стороны ног) поворот на 90° в упор лежа (на полу). То же, но с коня в доскок. Прыжок в целом с помощью и страховкой. КЛАСС СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Переход с ходьбы на месте на ходьбу в колонне и в шеренге. По команде «Прямо!», подаваемой под левую ногу, делается шаг правой ногой наместе, а затем с левой ноги начинается движение вперед.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|