Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование физических способностей




Физические способности в вашем возрасте существуют и проявляются в тес­ной взаимосвязи друг с другом, а также с интеллектуальными, волевыми свой­ствами, другими психическими процессами и физиологическими функциями. Как и все другие, эти способности не являются врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, а сами способности всегда явля­ются результатом развития, проявляются и совершенствуются в процессе конк­ретной двигательной деятельности. Для развития способностей необходимо со­здавать соответствующие условия деятельности, подбирая упражнения на силу, выносливость, скоростные способности и др.

При развитии физических способностей важно помнить о своих возраст­ных, половых и индивидуальных особенностях. Данные о возрастных и поло­вых особенностях, а также о темпах прироста разных кондиционных и коорди­национных способностей говорят о следующем. У мальчиков с 13 до 15 лет наиболее существенно улучшаются показатели силовых (36,3—39,5%) и скоро-


стно-силовых способностей (9,7—41,7%). Продолжают улучшаться различные показатели выносливости (4,7—16,8%). В то же время приостанавливается раз­витие скоростных способностей (улучшение на 2,0—8,7%) и гибкости. У дево­чек, как и у мальчиков, с 13 до 15 лет отмечается наиболее существенное разви­тие силовых способностей (21,8—36,8%) и скоростно-силовых (2,9—17,6%). В развитии других способностей (скоростных, выносливости, гибкости) имеет мес­то стабилизация, небольшое увеличение или даже ухудшение.

В развитии координационных способностей (КС) отмечаются следующие из­менения. У мальчиков продолжается дальнейший рост КС, относящихся к цело­стным двигательным действиям: в челночном беге (4,2—7,3%), прыжках (13,4%), метаниях на дальность (41,6%), в акробатических упражнениях (27,6%). Наблю­дается также улучшение отдельных специфических КС: ориентирование в про­странстве, способности к воспроизведению и дифференцированию силовых и пространственных параметров движений. У девочек, за исключением КС, прояв­ляемых в прыжках (рост результативности на 8,5%), в метаниях из различных исходных положений (8,1%), в акробатических упражнениях (15,2%), в ориенти­ровании в пространстве (30,6%), рост других КС резко замедляется или даже приостанавливается.

К 13—15 годам естественный рост разных КС заметно приостанавливается и достигает 75—100% от максимального уровня. Вместе с тем у тех, кто система­тически занимается спортом или целенаправленно развивает свои способности, уровень их развития в сравнении со сверстниками бывает выше на 10—100% (скоростные, гибкость и координационные способности) и более (скоростно-си-ловые, силовые, выносливость). В этом смысле с 13 до 15 лет сохраняются воз­можности для целенаправленного развития разных кондиционных и координа­ционных способностей.

Необходимо оказывать разностороннее воздействие на все основные физи­ческие качества. Вместе с тем в 13—15-летнем возрасте большее значение сле­дует придавать развитию скоростно-силовых, силовых, способностей к ориенти­рованию в пространстве, согласованию, перестроению двигательных действий, учитывая, что именно в данный период эффект воздействия на эти способности оказывается наибольшим.

При развитии физических способностей, особенно силовых и выносливости, важно правильно применять допустимые нагрузки и выполнять соответствующие упражнения, правильно и глубоко дышать, уметь рационально напрягать и рас­слаблять мышцы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения наблюдаются в развитии силовых и скоростных способ­ностей и выносливости в 13—15 лет?

2. Как изменяются координационные способности в подростковом возрасте?

3. Назовите особенности развития и совершенствования физических спо­собностей в данном возрасте.



 



 


Овладение двигательными действиями

КЛАСС

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Команда «Прямо!». Эта команда подается под левую ногу. При этом необ-:одимо выполнить шаг правой ногой на месте и с левой ноги начать движение перед.

Повороты в движении направо, налево выполняются по командам «На-пра-во!», «Нале-во!». Для поворота направо исполнительная часть команды по­дается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде нужно сде­лать полный шаг левой ногой, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжить движение в новом на­правлении. Руки во время поворота к туловищу не прижимать. Поворот налево выполняется аналогично, только команда подается одновременно с постановкой левой ноги.

ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

 

Из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор при­сев. С прыжка принять вис завесом вне правой (левой) ногой. Перехватить пра­вой (левой) рукой в висе завесом. Выполнить то же другой ногой. Принять по­ложение виса на подколенках. Отпуская руки, медленно выпрямиться до поло­жения стойки на кистях в висе на подколенках. Зафиксировав это положение 2—3 с, выпрямить ноги и опуститься в упор присев.

При оказании помощи нужно поддерживать за пояс, предохраняя от падения после отпускания рук.

 

 

Упражнения

1. Опускание в упор присев из стойки на руках у стенки (или с помощью парт­нера).

2. Вис на подколенках.

3. То же с отпусканием рук.

4. Выполнение упражнения в целом с помощью.

Подъем в сед ноги врозь. Упор согнувшись на брусьях учащийся принима­ет после размахивания в упоре на руках.

Подъем разгибом в сед ноги врозь (рис. 49) выполняется, энергично раз­гибаясь в тазобедренных суставах вперед-вверх (под углом 45—60°) (рис. 49, а), разводя ноги в стороны и опуская их в сед ноги врозь (рис. 49, б).

Подъем завесом вне. Махом вперед, пройдя вертикаль, начать сгибаться в тазобедренных суставах, чтобы к окончанию маха вперед носки ног находились


близко от грифа перекладины. С началом маха назад быстро перемахнуть одну ногу за перекладину (рис. 50, а) и согнуть ее в коленном суставе. Одновремен­но энергично разогнуть другую ногу в тазобедренном суставе. Далее, надавли­вая руками на перекладину и стремясь прижать прямые руки к телу, выйти в упор (рис. 50, б).

Упражнения

1. Из упора на низкой перекладине перемах ноги вне; опускание в вис завесом.

2. То же и подъем завесом из размахивания с помощью.

3. Из размахивания на перекладине махом вперед перемах в вис завесом вне.

4. То же и подъем завесом с помощью.

ВИСЫ И УПОРЫ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)

Из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев. Слегка по­дать плечи вперед. Сгибаясь в тазобедренных суставах и сгибая руки, перейти в вис на согнутых руках (переворачиваясь через голову). Медленно разогнуть ру­ки и опуститься в вис присев.

Из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой вис прогнувшись на верхней жерди (рис. 51). Встав под верхнюю жердь лицом к нижней, взяться руками за верхнюю жердь и, оттолкнувшись ногами, поставить их на нижнюю. Это положение и называется вис присев на нижней жерди. Далее, сделав мах одной ногой вперед, а другой почти одновременно слегка оттолкнувшись от нижней жерди, перейти в вис на руках (головой вниз). Зафик­сировав это положение, слегка прогнуться в тазобедренных суставах. При этом бедра будут плотно касаться жерди. Через несколько секунд, опуская ноги, принять и. п.

Из виса лежа на нижней жерди поворот направо в сед боком на пра­вом бедре. Из виса лежа на нижней жерди перехватить правой рукой скрестно

 

под левой обратным хватом. Поворачиваясь направо и нажимая правой рукой на жердь, развести ноги врозь, сесть на правое бедро. Опуская левую руку в сторону, отвести левую ногу подальше назад, а правую согнуть в тазобедрен­ном и коленном суставах. Заканчивая сед, прогнуться, поднять голову. Упражнения

1. Из седа на нижней жерди (на бревне) поворот в сед. Принять и запомнить правильную позу.

2. В висе лежа хватом за нижнюю жердь перехват правой рукой скрестно под левой обратным хватом.

3. Выполнение элемента в целом.

Из седа на правом бедре на нижней жерди соскок прогибаясь. Пере­хватить правой рукой за нижнюю жердь у правого колена. Передавая вес тела на правую руку, оттолкнуться бедром о нижнюю жердь, одновременно взмах­нуть левой рукой вверх-наружу. Соединить ноги, прогнуться, опираясь на пра­вую руку, и мягко приземлиться. Этот соскок можно выполнять с поворотом на­право кругом, а также налево кругом. В первом случае надо левой рукой взять­ся за нижнюю жердь обратным хватом у правого колена. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, отпустить правую руку, повернуться на­право кругом, соединить ноги и прогнуться. Во втором случае надо левой рукой взяться за нижнюю жердь хватом снизу за телом у левого бедра. Передавая вес тела на левую руку и отталкиваясь бедром, повернуться налево кругом, прогнуться и приземлиться.

АКРОБАТИКА (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (рис. 52) отличается от обычного кувырка только заключительными действиями. При переходе в упор развести ноги в стороны и, опираясь на руки, перейти в упор стоя ноги врозь.

 

Длинный кувырок. Выполняется так же, как и обычный кувырок, только руки ставятся значительно дальше от ног. Обратите внимание на необходимость более сильного толчка ногами.

Стойка на голове и руках (рис. 53). Выполняется толчком двух ног из упо­ра присев. И. п. — упор присев, голова лобно-теменной частью опирается о гимнастический мат. Оттолкнуться ногами и, помогая руками, выйти в стойку на голове. Выпрямить ноги.

АКРОБАТИКА (ДЛЯДЕВОЧЕК) «Мост» и поворот в упор стоя на одном колене (рис. 54). Если «мост» (рис. 54, а) освоен хорошо, приступают к изучению поворота в упор. Для этого надо подать все тело в сторону поворота (перенести тяжесть тела на одноимен­ные руку и ногу) (рис. 54, б) и, оттолкнувшись противоположными повороту ру­кой и ногой, сгибаясь в тазобедренных суставах, повернуться кругом и опус­титься в упор на колено опорной ноги (рис. 54, в).

 

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ)

Прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110—115 см) (рис. 55). С разбе­га в 10—12 шагов оттолкнуться вперед-вверх, тело прямое, руки вперед-вверх. В момент постановки рук на дальнюю часть козла резко оттолкнуться руками с эдновременной группировкой тела (спина круглая, колени почти касаются гру-


ди) и тут же разогнуться, руки вверх—в стороны. Приземлиться на слегка со­гнутые ноги. Упражнения

1. Прыжок ноги врозь через козла в длину с замахом (ноги на уровне плеч).

2. Вскок в упор присев на козла и соскок прогнувшись.

3. Прыжок согнув ноги без разгибания.

4. Прыжок согнув ноги на дальность приземления (внимание на группировку и толчок руками).

5. Прыжок согнув ноги с прогибанием после толчка руками.


ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ (ДЛЯ ДЕВОЧЕК)

Прыжок боком с поворотом на 90° (конь в ширину, высота 110 см) ри с. 56). С небольшого (10—12 шагов) разбега оттолкнуться от мостика, поставить руки на ширине плеч на коня и, сгибаясь в тазобедренных суставах, поднять спину вверх. Оттолкнуться левой (правой) рукой, разогнуться с поворотом 90° влево (вправо) и приземлиться на слегка согнутые ноги, опираясь на правую (левую) руку.

Упра жнения

Толчком ног (с мостика) упор согнувшись (высокое поднимание таза, спина

круглая).

То же, но в упор стоя (ноги влево или вправо от рук).

Из положения упора стоя согнувшись, ноги слева (справа) от рук, толчком

ног и руки (со стороны ног) поворот на 90° в упор лежа (на полу).

То же, но с коня в доскок.

Прыжок в целом с помощью и страховкой.

КЛАСС

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Переход с ходьбы на месте на ходьбу в колонне и в шеренге. По команде «Прямо!», подаваемой под левую ногу, делается шаг правой ногой наместе, а затем с левой ноги начинается движение вперед.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...