Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность конкурентной стратегии




Введение

конкурентный портер стратегический

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Однако в рыночной экономике выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит организацию производства и высокий доход высококвалифицированных работников.

В настоящее время предприятиями все больше ощущается усиление конкурентной борьбы, все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке.

Любые предприятия в условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации должны концентрировать свое внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, позволяющую поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире для того, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии, ориентированные на формирование конкурентных преимуществ, методов и способов ведения конкурентной борьбы, которые позволили бы предприятию долговременно и устойчиво функционировать на рынке.

Целью данной курсовой работы является разработка проекта стратегий конкурентной борьбы для ООО «ГаражАвто».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

§ Изучить теоретические основы формирования стратегий конкурентной борьбы;

§ Раскрыть понятие и сущность конкурентной стратегии;

§ Рассмотреть основные виды конкурентной стратегии;

§ Изучить модель пяти конкурентных сил М. Портера;

§ Дать общую характеристику деятельности предприятия;

§ Провести анализ конкурентоспособности предприятия;

§ Рассмотреть факторы, обеспечивающие развитие предприятия;

§ Провести SWOT-анализ деятельности предприятия;

§ Разработать и обосновать стратегии конкурентной борьбы;

§ Определить направления совершенствования конкурентной стратегии предприятия.

В соответствие с поставленными целями и задачами определилась структура изложения данной курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования стратегий конкурентной борьбы: понятие и сущность конкурентной стратегии, ее основные виды. Рассмотрена модель пяти конкурентных сил М. Портера и особенности реализации конкурентной стратегии предприятий.

Вторая глава посвящена анализу проблем функционирования и развития предприятия: общая характеристика предприятия, анализ системы управления предприятием. Определена конкурентоспособность предприятия и обоснована необходимость разработки стратегий конкурентной борьбы.

И, наконец, в третьей главе анализируются факторы, обеспечивающие развитие и конкурентоспособность предприятия, определена конкурентная стратегия по методике М. Портера, разработаны направления совершенствования конкурентной стратегии предприятия.

Объектом исследования данной курсовой работы является конкурентоспособность фирмы ООО «ГаражАвто».

Предметом исследования является процесс разработки конкурентной стратегии.

При написании теоретической части были использованы книги и учебные пособия, посвященные стратегическому менеджменту, труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам разработки конкурентной стратегии, а также материалы из веб-сайтов.

При написании практической части были использованы статистические и финансовые документы ООО «ГаражАвто».


Теоретические основы разработки проекта стратегий конкурентной борьбы

Понятие и сущность конкурентной стратегии

 

Слово «конкуренция» произошло от латинского concurre, что значит «сталкиваться». В классическом стратегическом управлении речь идет о соперничестве между субъектами рынка за наиболее выгодные условия осуществления сделок. Но сегодня конкуренция состоит в борьбе не столько против соперников, сколько за клиентов.

Организации, участвующие в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:               

§ Арене, на которой происходит соперничество;                

§ Величине потенциала;         

§ Рыночной доле;          

§ Стратегическим намерениям;                 

§ Прочности конкурентных позиций;                

§ Типам используемых конкурентных стратегий и поведения.    

Конкуренция протекает в определенной среде, называемой конкурентной, которая является частью окружения фирмы. Ее образует совокупность отношений хозяйствующих субъектов: поставщиков, потребителей, производителей аналогичной, взаимозаменяемой, нейтральной продукции (ее могут предпочесть покупатели, которым безразлично, на что тратить деньги).

На конкуренцию сегодня в значительной мере влияет также государство, которое осуществляет в отношении нее активные регулирующие действия.       

Характер и острота конкурентной борьбы определяются:                 

§ Количеством и соотношением сил соперничающих субъектов (увеличение их числа обостряет борьбу);        

§ Уровнем издержек (высокий усиливает конкуренцию);             

§ Темпами роста рынка и возможностью расширить свою долю (конкуренция обостряется, если рост замедленный и успеха можно добиться, только потеснив других);                

§ Степенью дифференциации продукции (когда она незначительна, соперничество растет);                  

§ Стабильностью покупательских предпочтений и пр.       

В целом успех конкуренции определяется:              

§ Обладанием устойчивыми конкурентными преимуществами по сравнению с сильнейшими соперниками;                

§ Интеграцией с производителями и потребителями высокотехнологичной продукции;                  

§ Использованием поддержки государства;

§ Наличием обоснованной стратегии, ее эффективной реализацией;

§ Наращиванием научно-технического потенциала, обеспечением технологического прорыва на основе последних достижений научной и инженерной мысли и активным осуществлением инноваций.      

Важным условием успеха фирмы является надежная система слежения за конкурентами и анализа их действий. Такой анализ должен выявить:        

1. Общее состояние конкуренции (остроту, масштабы, степень государственного регулирования);       

2. Характер конкурирующей продукции (новизну, дифференциацию, частоту и цель появления новинок, вероятность новых технологических изменений); 

3. Главные факторы успеха в конкурентной борьбе;  

4. Самых опасных конкурентов, направлениями изучения которых могут быть:

§ Объем и качество выпускаемой продукции;            

§ Величина производственного и экономического потенциала, обеспеченность ресурсами;           

§ Сильные и слабые стороны, создаваемые угрозы;           

§ Цели;                  

§ Направления и стратегии деятельности (поглощение конкурентов; внутренний рост с целью их вытеснения; приобретение доли рынка соперников; удержание своей доли; ее сокращение под натиском более сильных фирм);                 

§ Конкурентная позиция (прочность, перспективы изменения и т.п.);

§ Личные возможности первых руководителей;                  

§ Тип ведения конкурентной борьбы (агрессивный; компромиссный - предполагают поиск путей к соглашению с соперниками; кооперативный - ориентируется на совместные действия в некоторых сферах; адаптивный - основан на учете действий других; подчиненный и пр.);

§ Конкурентные преимущества, уровень конкурентоспособности продукции, ее защищенность патентами;

§ Стратегические намерения (нейтральные, наступательные, оборонительные).

Формами прямого и косвенного выражения намерений конкурентами являются:

§ Официальные заявления, угрозы, провокации, комментарии к текущей ситуации, объяснение собственных шагов;              

§ Публикации в средствах массовой информации (статьи, интервью и т.п.);

§ Демонстрация силы и практические действия (дорогая реклама, внедрение товаров на периферийный рынок, снижение цен и пр.);  

§ Поведение, противоречащее прежним намерениям и целям.    

Никакая организация не может успешно выжить в конкурентной среде, если она не имеет четких ориентиров, направлений, которые определяют то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Основным инструментом управления развитием фирмы является стратегия.

В общем смысле стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Конкурентная стратегия - долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, направленные на осуществление стратегических целей развития предприятия с учётом влияния внешней и внутренней среды для достижения и поддержания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Цель конкурентной стратегии - достижение превосходства над конкурентами в предложении товаров и услуг. Проще говоря, она заключается в том, чтобы превзойти конкурентов в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого конкурентное преимущество.

Наибольший вклад в развитие теории конкурентной стратегии предприятия внес американский экономист Майкл Портер. Согласно М. Портеру разработка конкурентной стратегии заключается в определении четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкурентную борьбу, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей.

Если базовые стратегии определяют, в каком направлении действует фирма на рынке, то конкурентные - какими способами она обеспечивает себе прочные преимущества, привлекает клиентов, борется с соперниками.           

Универсальной конкурентной стратегии не существует, т.к. она учитывает:       

§ Сильные и слабые стороны организации, особенности ее культуры;

§ Наличные ресурсы;             

§ Возможности и угрозы;                

§ Экономическую ситуацию в целом и остроту соперничества на рынке;     

§ Степень рыночной власти поставщиков и потребителей;          

§ Специфику отрасли и пр.    

Разрабатывая стратегию достижения или сохранения конкурентных преимуществ, фирма стремится найти: 

1. Способ успешно и долговременно конкурировать и удерживать позиции в своей отрасли;   

2. Ресурсы и виды деятельности, которые необходимо использовать.  

Конкурентная стратегия предусматривает наступательные и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от изменения рыночной ситуации, краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на нее и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...