Модель управления отношениями с потребителями образовательных услуг
Основным видом деятельности образовательного учреждения (вуз, колледж, средняя школа и т.д.) является предоставление образовательных услуг (ОУ). Образовательная услуга - это вид образовательного продукта, принимающего форму непосредственного процесса передачи совокупности отобранной, систематизированной и переработанной информации, удовлетворяющей определенную потребность, от производителя - к потребителю. Это система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей человека, общества и государства [10]. С точки зрения основной деятельности вуза и классической теории маркетинга продуктом является образовательная программа, которая представляет собой комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки обучающегося и обеспеченный соответствующими ресурсами (материальными, информационными, трудовыми и т.д.) образовательной организации. Ассортимент предлагаемых вузами программ, классифицируется по ряду признаков, которые представлены в табл. 6.
Таблица 6 - Классификация программ, предлагаемых высшей школой
В ответ на спрос появляются новые виды образовательных программ в вузах, например, программы дистанционного обучения, сочетающие самостоятельность заочного образования с возможностями индивидуальных консультаций с преподавателями. Особенностью формирования и продвижения современных образовательных программ высшей школы является исследование интересов и требований различных субъектов: органов государственного и регионального управления, потенциальных работодателей, бизнес - среды в целом, учащихся и их семей, стратегических партнеров вуза, профессиональных сообществ и др. При описании образовательных услуг, с точки зрения классического маркетинга, можно выделить следующие свойства см. табл. 7 [11, с. 103]. Таблица 7 - Образовательные услуги с точки зрения классического маркетинга
Основу управления маркетингом образовательных услуг составляет маркетинг отношений, цель которого - управление построением долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями образовательных услуг и работодателями, т.е. управление динамической сетью внутренних и внешних отношений, создание эффективной маркетинговой системы взаимодействия. К внутренним отношениям относятся взаимодействия внутри структур образовательного учреждения, организация учебного процесса, система управления этим процессом и система его информационно-методического, материального и кадрового обеспечения. Именно там формируется устойчивое отношение к учебному заведению и оценивается качество предоставляемых им услуг. Внешний круг отношений, представлен широкими кругами посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, и ресурсной поддержки образования.
Таким образом, модель маркетинга отношений в сфере образовательных услуг является наиболее приемлемой, так как представляет единый механизм, включающий процесс планирования, реализации, политики ценообразования и продвижения образовательных услуг, удовлетворяющая как внутренние, так и внешние отношения. В табл. 8 представлена сравнительная характеристика трансакционного маркетинга и маркетинга отношений.
Таблица 8 - Сравнительная характеристика трансакционного и маркетинга отношений
Очевидно, что модель маркетинга отношений имеет следующие преимущества: долгосрочные отношения с потребителями; привлечение и «удержание» новых покупателей комплексом программ; возможность разработки и применения системы корпоративных скидок; эффективность обратной связи; эффективная разработка нового пакета услуг; большой круг охвата потребителей услуги; основа взаимоотношений - доверие. Модель маркетинга отношений в высшем учебном заведении включает следующие уровни. Первый уровень «коммуникации» - предполагает организационную работу по сбору информации приемной комиссией, отделением довузовского образования. Это и отслеживание, и анализ динамики потребностей студентов в процессе обучения, и сбор информации о выпускниках. Причем речь идет не об одноразовой акции, а о постоянной системе связи с участниками отношений.
Сегментированию и позиционированию рынка помогает маркетинговая база данных. Ее создание требует использования компьютерных и информационных технологий, чтобы искать, классифицировать информацию, идентифицировать определенные группы потенциальных клиентов, точно отрегулировать этот весьма эффективный маркетинговый инструмент. База данных позволяет отбирать потенциальных покупателей, рассчитывать величину жизненного цикла бизнеса; обозначать предмет диалога с заказчиком, чтобы обеспечить его лояльность. Кроме того, база данных помогает сосредоточить усилия на самых перспективных потребителях, каждый покупатель уникален со своими индивидуальными приоритетами в отношении цены, предоставляемых услуг, качества продукции и др. Информация из базы данных может развить и усовершенствовать формы обслуживания. С развитием Интернет исследования рынка с помощью глобальной сети становятся все более популярными. Сейчас практически у каждой компании есть свой сайт. Почти каждое исследование, каждое событие освещается в Интернете. Большинство СМИ дублируются в сети Интернет. А также имеется несчетное количество баз данных, форумов, блогов, личных и общественных Web-страниц с полезной и интересной информацией. Таким образом, чтобы быстро и без значительных затрат провести исследование, сегодня не требуется ходить в библиотеки, подписываться на различные СМИ. Информацию можно искать и в специальных базах данных и информационных порталах, специализирующихся на мониторинге СМИ, например, msmi.rbc.ru, secondarydata.com и др. К сожалению, доступ ко многим таким базам стоит достаточно дорого. Второй уровень - удовлетворение, получаемое потребителями при потреблении услуги, здесь можно отметить, что студенты приходят в учебное заведение не только за получением образовательной информации. Студенчество - это особый стиль жизни. Многие вузы это хорошо осознают: не случайно в рекламах мелькают сообщения о спортивных секциях вуза, богатой культурной жизни и т.д. В создании условий для получения такого уровня ценностей и состоит смысл второго уровня маркетинга отношений. Третий уровень предполагает индивидуализацию жизни студента, как в образовательном плане (индивидуальный учебный план), так и в частностях. Речь идет не только о психолого-педагогической необходимости, но о создании атмосферы, в которой каждый обучающийся ощутил бы себя индивидуумом, а не «одним из всех».
Четвертый уровень должен явиться суммой усилий, предпринятых на предыдущих уровнях и распространиться на послевузовскую жизнь выпускника. На наш взгляд, использование модели маркетинга отношений в учебных заведениях и является той концепцией, которая позволит увязать интересы всех участников образовательной сферы, поскольку: . Улучшается качество содержания образовательной услуги (в частности, учебно-воспитательного процесса) за счет обратной связи с выпускниками. . Оказывается задействован самый эффективный маркетинговый коммуникационный канал - личные связи выпускников с потенциальными клиентами. . Формируется общее положительное представление потребителей о вузе. . Обучаемые, в большинстве случаев, получают качественное сопровождение как при трудоустройстве, так и во время профессиональной деятельности. . Выпускник становится участником системы отношений, в которую входят и потенциальные деловые партнеры. . Вуз берет на себя часть функций по профессиональной и социально-сихологической адаптации выпускников. . Формируются устойчивые позитивные профессиональные и социальные связи. И, наконец, вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а студенты как можно полнее эту программу усваивали. Потому что рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать выпускники - претенденты на определенные вакансии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|