История развития гувернёрства в российских провинцияхXI - начала ХХ века
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание Введение Глава 1. Гувернерство главное направление домашнего обучения детей в российских провинциях 1.1 История развития гувернёрства в российских провинцияхXI - начала ХХ века 1.2 Правовой статус. Материальное обеспечение гувернеров за домашнее обучение 1.3 Требования, предъявляемые к гувернеру в домашнем обучении детей и подростков Глава 2. Педагогическая характеристика гувернера XIX-начала ХХ века 2.1 Организация и основные направления содержания домашнего образования 2.2 Методы обучения детей и подростков Заключение Список литературы Введение
Актуальность исследования. Складывающиеся в России социально-экономические и политические отношения остро поставили вопрос о создании системы домашнего образования, которое нашло законодательное отношение в ряде правительственных документов. В этих условиях очень важно организовать его научную проработку с целью направить домашнее образование на максимальное обучение личности ребёнка, стимулирование процесса его всестороннего развития. Успешное решение поставленной задачи в настоящее время предполагает создание эффективной системы подготовки профессионально-педагогических кадров для работы с детьми в условиях семьи. Очевидно, что это возможно лишь при условии глубокого изучения опыта, накопленного в дореволюционной России, умелого использования прогрессивных традиций российского гувернёрства. Хронологические рамки исследования: охватывают XIX век начала ХХ века. Это время широкого распространения гувернёрства в системе отечественного домашнего образования, обеспечивающего подрастающее поколение привилегированного сословия необходимыми знаниями и навыками, официального оформления деятельности гувернёров в системе домашнего образования России, определения его в рамках статуса личности гувернёра.
В частности, вопросам содержания и организации домашнего образования большое внимание уделяли И.Ф. Богданович, В.А. Жуковский, А.П. Куницын, А. Лесгилье, И.И. Мартынов, А.Г. Ободовский, С.П. Шевырёв, A. A. Ширинский-Шихматов. Требования к личности гувернёра охарактеризованы А.Ф. Афанасьевым, Г. Бланком, Е.О. Гугелем, И.И. Давыдовым, H. A. Добролюбовым, П.Н. Енгалычевым, В.Ф. Одоевским, И.П. Пниным, П.Г. Редкиным, И.М. Ястребцовым Отдельные аспекты содержания и организации деятельности гувернёров-педагогов получили отражение в произведениях A. C. Пушкина, Л.Н. Толстого, в мемуарах П.Д. Боборыкина, Н. Ельницкого, А. Казиной,. Оболенского, Чалого, Н.Р. Шугурова, П.И. Щукина, в общественно-педагогической печати, официальных документах правительства и Министерства народного просвещения. Для исследования вопросов гувернёрства в истории домашнего образования России XIX века использовались работы Е.А. Гребенщикова, (Т.Ф. Каптерева, П.Ф. Козырева, J1. H. Литвина, E. H. Медынского, В.Я. Струминского, М.Ф. Шабаевой, В последнее десятилетие домашнее образование и деятельность гувернёров рассматриваются в контексте традиций русского дворянства (Ю.М. Лотман, О.С. Муравьёва) и педагогических технологий К.П. Королёва, C. B. Куприянов, Н.В. Флит. Объект исследования: система домашнего образования в российских провинциях. Предмет исследования: деятельность гувернеров в системе домашнего образования в российских провинциях XIX начала XX веков. Цель исследования: является изучение вопросов развития гувернерства в домашнем обучение детей в российских провинциях XIX-начала XX. Задачи исследования: 1. определить этапы развития гувернёрства в системе домашнего образования в российских провинциях;
. выявить социальный статус, материально-правовое положение, образовательный уровень, профессиональные обязанности гувернёра; . раскрыть структурно-содержательные характеристики профессионально-педагогической деятельности гувернёров; . проанализировать возможности использования исторического опыта деятельности гувернёров в современных условиях домашнего образования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Гувернерство главное направление домашнего обучения детей в российских провинциях История развития гувернёрства в российских провинцияхXI - начала ХХ века
Гувернёрство в России получило распространение еще до создания государственной системы образования. В его развитии можно выделить ряд этапов. Первый этап (XI-XVII вв.) был представлен мастерами грамоты с их методикой обучения христианской вере, первоначальных знаний славяно-русской и гражданской грамот, позже (XVII в.) - латинского языка, элементов светской науки (грамматики, риторики, арифметики) и церковного пения. Древнерусские мастера грамоты (духовенство), "выделившееся в профессию, как и представители других ремёсел", являлись первыми предвестниками домашнего наставничества. Педагогика, понимаемая на Руси как "душевное настроение", была призвана через наставника, помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что и являлось признаком истинной мудрости, необходимостью для спасения души. В то же время "душевное строение" органически дополнялось профессиональной подготовкой. Для древнерусских наставников были характерны внимание и любовь к человеку, забота о нём и ярко выраженные установки, которые нашли отражение в пословицах, опыте народной педагогики. Одновременно наблюдалась ориентация человека на самовоспитание и самосовершенствование, на смирение и приобретение добродетели с опорой на опыт духовного наставника. Начало XVII века в России, характеризующееся западноевропейским влиянием, проникновением её цивилизации, прежде всего, в польской обработке, отмечалось широким распространением иностранных домашних наставников, преимущественно поляков. Западнорусский православный монах, - писал В.О. Ключевский, - выученный в школе латинской или в русской, устроенной по её образцу, и был первым проводником западной науки. В связи с проникновением европейского образования в жизнь российского общества наметилось зарождение новых подходов к осмыслению природы человека, целей и способов его воспитания. В педагогической деятельности наставников всё более пристальное внимание уделялось познавательной активности ребёнка; усилился светский элемент в культуре; наметился поиск смыслов человеческого бытия во внешней, т.е. нерелигиозной сфере "Разработка нового идеала человека личности, по которому надлежало воспитывать подрастающее поколение, была поставлена в качестве общегосударственной задачи при Петре I. Тогда же начали пересматриваться методы воспитания детей, среди которых предпочтение стало отдаваться убеждению, а не наказанию" Все эти тенденции коснулись в дальнейшем образованной верхушки общества, на службу которой и были поставлены, в частности, иностранные и отечественные домашние наставники.
Уже в конце XVII в. подобные педагоги могли "вступать в царскую службу", из них иностранцы по происхождению - "оставаться на жить" в России, находясь под строгим наблюдением Славяно-греко-латинской Академии, запрещавшей "держать" без её "ведома" иностранных домашних наставников греческого, латинского, польского и других языков "под страхом конфискации имущества". Второй этап: XVIII - начало XIX вв. был отмечен широким распространением отечественных и иностранных гувернёров. Отечественные - до середины XVIII в. были представлены отставными унтер-офицерами, канцеляристами, причетниками приходских церквей и старообрядцами; с середины XVIII в. - в том числе русскими семинаристами, университетскими профессорами, кандидатами, окончившими высшие учебные заведения, и студентами. Иностранные гувернёры в своём большинстве являлись лицами французской и немецкой национальностей и представителями различных социальных слоёв. Если для первых в педагогической деятельности было характерно религиозно-нравственное воспитание детей, то для гувернёров-эмигрантов - воспитание на иностранный манер. Наряду с созданием стройной системы образовательных учреждений в конце XVIII - начале XIX века в России получило широкое распространение частное домашнее образование, - которое со времени возникновения университетов, наряду с гимназическим, стало обязательным этапом для желающих продолжать обучение и получить высшее образование. В лице гувернёра родители нанимали для своего ребёнка специалиста в различных областях знаний, главным образом - языковых. Существовала реальная возможность нанять отечественного или иностранного домашнего наставника в соответствии с социальным статусом и запросами семьи, предполагаемыми материальными затратами.
При помощи гувернёров воспитанник мог в домашних условиях приобрести необходимую подготовку для успешного участия в предварительных испытаниях (от программы начальной школы до полного гимназического курса) Некомпетентность иностранных педагогов в деле домашнего образования юношества привела к принятию Высочайшего повеления (5 мая 1757 г.), в котором отмечалось, что "все иностранцы, занимающиеся в России учением и воспитанием юношества, обязаны являться на испытание в Петербурге - в Академию Наук и в Москве - в Университет". Никто из них не имел права заниматься частным домашним обучением и воспитанием без аттестата, удостоверяющего действительность их знаний, выдаваемого Академией Наук или Московским Университетом. Нарушители закона, принимающие на службу гувернёров без аттестата, обязаны были платить штраф в размере 100 рублей, а сам наставник подвергался высылке за границу Третий этап (начало XIX - середина XIX в.) характеризовался присутствием в домашнем образовании из отечественных гувернёров: ) действительных, студентов (выпускников) и учащихся высших учебных заведений, Духовных Академий; ) выпускниц и выпускников пансионов и других средних учебных заведений. Из иностранных гувернёров: в первой четверти XIX в. преимущественно французов (кавалеров, графов, маркизов, аббатов, католиков, роялистов, иезуитов); во второй четверти XIX в. - немцев, англичан, шведов. Причём, по мнению В.О. Ключевского, иностранные гувернёры начала XIX века "вытеснили" из знатных русских домов гувернёров "философского чекана" (демократов, республиканцев, атеистовНовые иностранные педагоги привнесли свою особую атмосферу, новые чувства и интересы. Они обратили мысль воспитываемого ими юношества к предметам, которыми пренебрегали их "вольнодумные" предшественники - к вопросам веры и нравственности. Многие гувернёры-эмигранты не ограничивались только умственным образованием своих питомцев; они влияли на их волю и разум, одновременно "усиливая интерес к политическим вопросам". Собственно частное домашнее образование на данном этапе продолжало привлекать "просвещённое меньшинство" - дворян, духовенство и филантропически настроенных помещиков того времени. Это объяснялось, во-первых, тем, что многие из них проживали в поместьях, вдали от городов, где сосредоточивались учебные заведения (гимназии) для детей их ранга. Во-вторых - по причине прежнего недоверия воспитательной стороне казённой школы, поскольку она стояла гораздо ниже, чем требовалось для привилегированного общества. В-третьих, так как привыкшее к льготам дворянство стремилось к "укороченному образованию" (в связи с приобретением чинов). По Уставу 1804 года, чтобы получить только гимназическое образование, нужно было учиться в течение семи лет; для высшего образования - ещё несколько лет в университете. В-четвёртых, частное домашнее образование отвечало устоявшейся традиции воспитания и обучения детей "просвещённого меньшинства". Домашний наставник рассматривался как наёмный педагог, призванный образовывать детей высшего привилегированного общества в условиях семьи. Термин "домашний наставник" употреблялся по аналогии с термином "гувернёр". В документах 1834 г. этот термин закрепился и стал общепринятым. Так, в первом параграфе "Положения о домашних наставниках и учителях" (1834 г.) констатировалось, что "для обеспечения родителей в избрании благонадёжных их детям руководителей и для содействия общим видам Правительства в отношении к народному просвещению, учреждаются особые звания домашних наставников автора - В то же время становление государственной системы образования и широкое распространение сети частных учебных заведений, с одной стороны, расцвет русской культуры (Н.М. Карамзин, A. C. Пушкин, В.А. Жуковский) и взлёт русского национального самосознания (славянофилы) - с другой способствовали более частому привлечению правительством представителей отечественной интеллигенции к домашнему образованию с целью придания национального характера воспитанию, образовывать "соответственно духу времени".
С середины XIX века наблюдалось плавное развитие института гувернёрства по нисходящей линии в связи с недостаточной востребованностью его обществом. Социальный статус гувернёров менялся. Реформы начальной и средней школы (1864 г.), а также собственное воспитание матерью ребёнка в семье постепенно вытесняли и более не актуализировали присутствие гувернёров в домашнем образовании подрастающего поколения. Специфика эволюции гувернёрства в России заключалась, с одной стороны, в его самобытном происхождении (исконно русское происхождение наставничества в лице "мастеров грамоты"), а с другой стороны - в государственном (определение правового статуса и упорядочение педагогической деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|