Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт работы над информационной грамотностью в отечественной и зарубежной педагогике




Развитие информационной грамотности на уроках информатики в восьмом классе

 


Введение

информационный грамотность педагог школа

Общество конца ХХ в. часто называют информационным, а изменения в нем - информационной революцией. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад - люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в режиме реального времени [1]. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: «Действительно жить - это значит жить, располагая правильной информацией» [2]. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному океану доступной информации и обладать определенной культурой для отбора необходимой информации. Уровень информационной культуры современного человека определяется многими критериями: его умением формулировать свою потребность в информации, знанием общедоступных источников информации и умением пользоваться ими, умением эффективно искать, оценивать, использовать информацию и создавать качественно новую. Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы информационная грамотность, как составляющая информационной культуры, и опыт практического использования компьютеров, которые являются составляющими информационной культуры [3].

К сожалению, уровень информационной грамотности большинства людей в нашей стране низок. С одной стороны, это объясняется недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой - отсутствием системы подготовки грамотных потребителей информации. Поэтому становится очень важной работа педагога, по этой проблеме уже начиная с начальной школы, тем более, что урок информатики имеет ряд преимуществ по сравнению с другими дисциплинами в использовании информационных ресурсов учащимися, в программной и аппаратной составляющей.

Для учащихся информационные технологии открывают доступ к информации, а значит, знаниям, дают совершенно новые возможности для обретения профессиональных знаний и для творчества, приобщают к ценностям мировой культуры. Поэтому формирование информационной грамотности в составе информационной культуры подрастающего поколения - очень важная задача.

Сегодня в связи с ускорившимися процессами информатизации общества системой образования ставится новая цель - формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, воспитание информационного мировоззрения. Суть реформы образования в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, компьютеризованных архивах, справочниках и энциклопедиях. Но проблема сегодня состоит не столько с определением понятия информационной грамотности, а с подбором заданий для учащихся по развитию информационных умений, методикой их применения на практике [4].

В связи с этим целью нашей работы является: определить влияние специальных учебных заданий на развитие информационной грамотности учащихся в восьмом классе.

Объект исследования: процесс развития информационной грамотности на уроках информатики в восьмом классе.

Предмет исследования: специальные учебные задания по развитию информационной грамотности в восьмом классе.

Задачи для реализации исследования:

1) обзор и анализ литературы по проблеме исследования;

2) определение основных понятий по данной теме;

)   определение показателей и уровней информационной грамотности;

)   подбор, разработка и применение заданий для развития информационной грамотности;

)   проведение диагностик с целью выявления влияния применяемых заданий на уровень информационной грамотности учащихся.

 

 


Роль информационной грамотности в учебно-воспитательном процессе

Опыт работы над информационной грамотностью в отечественной и зарубежной педагогике

 

Изучив информационные источники по этому вопросу, мы пришли к выводу, что первыми заниматься этой проблемой в образовании стали западные учёные. В нашей стране эти исследования начались сравнительно недавно, так как информатика повсеместно стала распространяться с 1994 года. Поэтому эта проблема остаётся актуальной и по сей день. Рассмотрим, как происходило исследование этой проблемы западной педагогики, и как это происходит у нас.

В 90-х годах XX века в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понималась способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать. В развитие концепции информационной грамотности внесли большой вклад Американская библиотечная ассоциация (ALA) и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA). В 2002 году в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА было объявлено о создании секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности [5].

В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса - 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА - прошел открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе - решения проблем информационной грамотности.

В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау, в которой обобщается и анализируется гигантский массив знаний по данной проблематике, накопленный Секцией за время ее работы.

В этой работе под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов» [6].

В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения [7].

В России обучение навыкам работы с информацией имеет большую историю; накоплены богатые традиции и опыт работы школ, вузов и библиотек по подготовке граждан к жизни в информационном обществе; хорошо известен в России и международный опыт. Вместе с тем в России получила распространение концепция информационной культуры, в которой информационная грамотность выступает как составляющая [8]. Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.) [9] [10].

Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др. В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности [11].

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации [12]. Она является одной из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура личности» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.

Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки. Концепция информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной [3].

В целом, различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования. Концепция информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ, получила высокую оценку на III сессии Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и была предложена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Программы на 2006-2007 гг. [13].

Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школе характеризуется следующими основными факторами [14]. Во-первых, в обучении информатике сегодня используются несколько различных программ и учебных пособий, значительно отличающихся друг от друга по содержанию и направленности изложения материала, глубине изучения отдельных вопросов. Важно отметить также, что преподают информатику в школе учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. Поэтому реальное содержание обучения информатике в каждой школе и уровень требований отдельных преподавателей к подготовке школьников по этому предмету часто бывает существенно различны. При этом ряд важнейших вопросов курса, имеющих значительное общеобразовательное значение, остаются порой вне содержания обучения информатике во многих школах.

Во-вторых, в настоящее время стала очевидной нецелесообразность обучения информатике только на старшей ступени школы; сейчас начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании, в рамках которой базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике, должен быть перенесен в неполную среднюю школу (вероятно, в VII-IX классы). Это потребует адаптации его содержания и требований к результатам обучения к познавательным возможностям школьников этого возраста.

В-третьих, как известно, курс информатики был введен в школу как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. При этом значительный общеобразовательный потенциал этого курса был невостребован.

В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач формирования информационной и компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать.

В условиях начавшегося массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие «информационную и компьютерную грамотность» школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики [15]. Однако надо учитывать, что задачи курса информатики не могут ограничиваться только задачами подготовки школьников к практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как общеобразовательным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования информационной и компьютерной грамотности.

Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников. Иными словами, с переходом от прикладных задач формирования информационной и компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету. Такое изменение направленности и целей обучения информатике несомненно приведет к дальнейшей корректировке его содержания.

Выделение основных компонентов школьного образования по информатике должно сыграть стабилизирующую роль, оказать значительную помощь учителям, дать им ориентиры для выработки обоснованных требований к подготовке учащихся, выделению ключевых вопросов в содержания курса, имеющих общеобразовательное значение [16].

Таким образом, и зарубежная и отечественная педагогика занимаются исследованиями в области информационной грамотности. Уже чётко определена сущность этого понятия, показатели информационной грамотности, намечены пути работы педагогов над этой проблемой. Но в информатике, так как это сравнительно молодая дисциплина, до сих пор ведётся работа над поиском методов, форм, приёмов по формированию и развитию информационной грамотности на разных ступенях обучения, а так же разработка диагностических материалов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...