Возрастная психологическая характеристика восьмого класса
На государственной практике были проведены уроки по теме дипломной работы «Формирование информационной грамотности» в 8 «А» классе в МОУ «СОШ №14». Этот класс состоит из двадцати пяти учащихся, из них тринадцать девочек и двенадцать мальчиков. Совместно с психологом школы были определены возрастные психологические особенности этого класса. В данном классе у учащихся продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Учащиеся умеют рассуждать в чисто словесном плане, опираясь на наглядный материал, строят гипотезы и проверяют их, то есть рассуждают гипотетико-дедуктивно. Умеют оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, они способны на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, стараются отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Ими находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Благодаря особенностям теоретического рефлексивного мышления учащиеся могут анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Постепенно приобретают взрослую логику мышления. Развивается интеллектуализация восприятия и памяти. Продолжают развиваться различные виды речи, в том числе письменная. Формирование всех психических функций ещё не завершено. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. С помощью общения со сверстниками у учащихся формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи даёт чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение между учениками часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний - выше интереса к чувствам и переживаниям другого.
Интенсивное развитие общения учащихся со сверстниками влечёт подростков в орбиту уже не детских интересов, побуждает их к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Они сами начинают предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляются и протестуют против обращения с ними как с маленькими. У учащихся сформированы две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна с взрослыми, другая со сверстниками. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнёрские и управляются нормами равноправия, а отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить больше пользы в удовлетворении актуальных интересов и потребностей, они отходят от школы и от семьи, начинают больше времени проводить со сверстниками. Логическое мышление развито у всех по-разному. Анализ психологической литературы как раз показал, что для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, которое определяет способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности учеников этого класса проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие - со словесным материалом, третьи - одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Учитель обязательно должен стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его обзорным, и наоборот. Недостатки памяти у отдельных учащихся часто имеют свои корни не в том, что эти ученики от природы слабые, а в особенности их характера, общей заторможенности, пассивности, нерешительности, неуверенности, которые делают процесс заучивания вялым и поэтому не достаточно продуктивным. Основное направление в индивидуальной работе с такими учащимися - это поддержка уверенности в себе, в своих силах, уверенности в успехе. Иногда дети обнаруживают стремление механически заучивать то, что требует осмысления. Большое значение для осмысленного запоминания материала, имеет речь. Поэтому учитель требует от учащихся своими словами по-разному, но всякий раз правильно передавать тот материал, который подлежит буквальному заучиванию. Из беседы с классным руководителем мы выяснили, что более половины класса учится на «4» и «5». Остальные дети испытывают трудности при освоении геометрии, алгебры, русского языка, химии и физики. Интересы у учеников разные: занятия спортом, участие в олимпиадах и конференциях, посещение кружков в школе. Родители этих учеников принимают активное участие в их воспитании, интересуются их успехами, совместно с образовательным учреждением решают возникающие проблемы. Таким образом, задания, связанные с умениями обрабатывать, анализировать, оценивать найденную информацию, высказывать собственную точку зрения по найденной информации, а также поэтапное представление этих заданий в «учебных документах» для учащихся должны способствовать развитию выше описанных мыслительных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|