Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие информационной грамотности на уроках информатики в восьмом классе




Из беседы с учителем информатики мы выяснили, что дети активны на уроках информатики, с удовольствием выполняют разные задания, отвечают на вопросы учителя, иногда даже не давая возможности ответить однокласснику. Но вместе с этим есть и проблема, связанная с неумением читать инструкцию по выполнению практических заданий, последовательно выполнять задания из инструкционной карты. Не смотря на то, что в ней конкретно указаны учебные действия, все равно ученики переспрашивают, что им выполнять. Причина этого, возможно в том, что как правило учитель на уроке сам рассказывает или объясняет новый материал, учащимся остается только воспроизвести эту информацию при выполнении практических заданий. Наблюдения уроков информатики на втором курсе показали, что почти отсутствуют задания, связанные с поиском ответов на вопросы по тексту; с умением формулировать главную мысль из прочитанного; преобразовывать информацию из одной формы в другую; структурировать информацию по каким-либо признакам; находить информацию по определенному запросу.

На первом этапе мы решили определить, на каком уровне информационной грамотности находятся учащиеся 8 «А» класса. Для этого мы провели входящую диагностику. В информационных источниках мы нашли общие показатели информационной грамотности с примерным их распределением по уровням. На основе их мы выделили следующие показатели: умение находить информацию по определенному запросу в разных информационных источниках, умение структурировать информацию по каким-либо признакам, умение представлять информацию в разных видах, умение обрабатывать информацию в текстовом процессоре, так на данном этапе обучения изучалась эта программная среда. Мы взяли эти показатели еще и потому, что учащиеся восьмого класса должны обладать достаточным уровнем перечисленных умений, тем более что дальнейшее обучение предполагает большую самостоятельность со стороны учеников. Эти показатели мы распределили по уровням развития информационной грамотности. Высокий уровень - ученики выполняют выше перечисленные действия самостоятельно, средний уровень - ученики выполняют вышеперечисленные действия с частичной помощью учителя, низкий уровень - превалирует помощь учителя в выполнении этих действий.

Далее мы провели анкетирование учеников и учителя информатики. Анкета учеников показала следующие результаты. Читать внимательно предложенную информацию умеют 40%, не умеют 20%, допускают ошибки, из-за чего затрудняются выполнить задание самостоятельно - 40%. Находить информацию по какому-либо запросу (вопросам учителя) могут самостоятельно - 36%, с частичной помощью учителя - 24%, в основном с помощью учителя - 40%. Для поиска информации используют: учебники - 20%, справочники, словари, энциклопедии - 20%, объяснение, рассказ учителя - 60%. Это говорит о том, что ведущими методами обучения в этом классе являются в основном словесные. Учитель редко использует учебники по информатике на уроках. Энциклопедии, справочники, словари практически на уроках не используются, иногда задается домашнее задание с привлечением этой литературы. Определить, какая информация из прочитанного или найденного нужна, а какая нет, могут самостоятельно - 12%, с частичной помощью учителя - 40%, вообще затрудняются это делать - 48%. Умеют представить найденную и отобранную информацию в какой-либо форме самостоятельно - 28%, с частичной помощью учителя - 32%, в основном с помощью учителя - 40%. Могут находить информацию в сети Интернет - 24%, не всегда информация удовлетворяет найденному поиску - 32%, приходится тратить много времени, чтобы найти нужную информацию - 44%. Структурировать найденную информацию по каким-либо признакам умеют самостоятельно - 20%, с частичной помощью учителя - 24%, вообще затрудняются это делать - 56%. На других предметах (история, литература, химия, физика) учащимся даются задания в основном по подготовке текстового сообщения, мало и редко предлагаются задания по составлению таблиц, графиков, диаграмм, презентаций. По этим данным мы может сказать, что в 8 «А» классе - с высоким уровнем 25,5%, со средним уровнем - 30,5%, с низким уровнем - 44%.

Анкетирование учителя показало, что учащиеся всегда умеют внимательно искать предложенную информацию - 40%, иногда - 40%, не могут - 20%. Умеют находить какую-либо информацию самостоятельно - 36%, с частичной помощью учителя - 24%, затрудняются найти - 40%.

Для поиска информации используют:

учебники - 20%

справочные словари, энциклопедии - 20%

рассказ, объяснение учителя - 60%

Всегда могут определить, что из прочитанного нужно, а что нет - 12%, с помощью учителя - 40%, не могут - 48%. Умеют представить научную информацию в другой форме - 28%, с помощью учителя - 32%, совсем затрудняются - 40%. Умеют структурировать найденную информацию самостоятельно - 40%, с помощью учителя - 35%, совсем не могут - 25%.

Из беседы с учителем и учениками этого класса мы выяснили, что учитель использует словесный, наглядный и практический метод обучения, при котором развивается только компьютерная грамотность (умение использовать программные и аппаратные средства). Мало используются практические задания, связанные со структурирование текстовой информации, представление ее в табличной форме, с поиском нужной информации по какому-либо запросу, с преобразованием информации из одного вида в другой. А это тормозит процесс развития информационной грамотности.

По данным анкеты с учителем мы можем сделать вывод, что в 8 «А» классе - с высоким уровнем 29,5%, со средним уровнем - 31,5%, с низким уровнем - 39%.

Объединяя результаты анкетирования учителя и детей, мы получили следующие данные: с высоким уровнем 27,5%, со средним уровнем - 31%, с низким уровнем - 41,5%.

На втором этапе мы стали проводить на уроках разные задания, которые на наш взгляд способствуют развитию информационной грамотности. По теме дипломной работы были выданы уроки в разных классах, но чтобы увидеть возможности специальных заданий по развитию информационной грамотности мы провели четыре последовательных урока в восьмом классе на госпрактике. Уроки проводились по следующим темам:

1. Кодирование текстовой информации.

2. Создание документов в текстовом процессоре.

.   Создание и редактирование объектов в текстовом процессоре.

.   Создание, сохранение и печать документов.

На первом уроке была проведена тема «Кодирование текстовой информации». На данном уроке наряду с основной образовательной целью, нужно было проверить, насколько хорошо учащиеся умеют искать нужную информацию, а также самостоятельно работать с найденной информацией. Учащимся выдавались листы с текстовой информацией, с помощью которых они должны были выполнить следующие задания: ответить на вопросы по тексту; анализ формулы, по которой вычисляется количество информации; придумать свои задания на основе прочитанной информации (с опорой на приведенные в тексте примеры); поиск информации в сети Интернет.

Проанализировав выполнение этих заданий, мы получили следующие результаты. В первой подгруппе с заданием полностью справились - 25%, с помощью учителя - 53%, не справились - 22%.

Во второй подгруппе с заданием полностью справились - 66%, с помощью учителя - 17%, не справились - 17%.

Работа учителя на этом уроке имела характер наблюдения, корректировки деятельности учащихся, что способствовало развитию умений работать с информацией самостоятельно. Основная трудность возникла с вычислением по формуле, одного примера в учебнике оказалось недостаточно. Поэтому осмыслить ее до конца ученики не смогли, не смотря на то, что формула достаточно понятная и пришлось разбирать эту формулу еще раз, но уже коллективно. Мы считаем, что возможно, если ученикам давать больше заданий на самостоятельный анализ формул и примеров на применение этих формул, то это способствует лучшему усвоению и запоминанию учебной информации.

На следующем уроке была изучена тема: «Создание документов в текстовых редакторах». На данном уроке проводилась практическая работа целью, которой являлось не только научить учащихся создавать текстовые документы в текстовом процессоре Word и задавать различные параметры страниц: создание колонтитулов, создание номера страницы, но и выделять главную мысль в тексте, формулировать ее в виде заголовка, делить текст на смысловые части (см. приложение 1.2). Для наиболее удобной работы учащимся выдавались инструкционные карты с алгоритмом работы и содержанием текстовой информации.

По завершению урока были выявлены следующие результаты, по которым можно было определить, насколько такое задание способствует развитию информационной грамотности. В первой подгруппе с заданием полностью справились самостоятельно - 15%, с помощью учителя - 48%, не справились - 37%.

Во второй подгруппе с заданием полностью справились самостоятельно - 74%, с помощью учителя - 20%, не справились - 6%.

Полученные результаты доказывают то, что структурирование информации и представление ее в какой-либо новой форме проводится очень редко и таких заданий нужно давать учащимся восьмого класса больше.

На следующем уроке была изучена тема: «Ввод и редактирование объектов текстовом процессоре». На данном уроке было проведено два задания в разных подгруппах. С помощью первых заданий можно было определить, умеют ли ученики преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текстовой в графическую и наоборот). Тем более что, умение схематически представлять текстовую информацию ученикам необходимо для ее лучшего запоминания. Тем более, что в старших классах и на других ступенях образования им можно будет фиксировать теоретический лекционный материал в схемах. Задания по составлению текстов по схемам учат учеников формулировать мысль, делать определенные выводы, анализировать.

Первой подгруппе были розданы листы со схемами, по которым они должны представить текст, сформулировать главную мысль и оформить ее в виде заголовка, разбить текст на смысловые части, сделать определенный вывод по тексту. Второй подгруппе был выдан текст, проанализировав который они должны были составить схему, то есть учащиеся должны были преобразовать текстовую информацию в графическую. Для того, что бы у них не возникало трудностей при выполнении данного упражнения, на слайде было выведено примерное строение схемы.

При проверке работ были выведены следующие результаты: с заданием полностью справились - 69%, с помощью учителя - 21%, не справились - 10%.

При проверке работ были выведены следующие результаты: с заданием полностью справились - 78%, с помощью учителя - 17% не справились - 5%.

Далее учащиеся выполняли практическую работу за компьютерами. Целью данной работы являлось развить у учащихся навык быстрой печати, а так же учить вставлять в текст различные символы, изображения, формулы, таблицы, структурировать информацию в таблицу. Для наиболее удобной работы учащимся были выданы инструкционные карты с алгоритмом.

По завершении практической работы были выведены следующие результаты. В первой подгруппе с заданием полностью справились - 65%, с помощью учителя - 30%, не справились - 5%.

Во второй подгруппе с заданием полностью справились - 83%, с помощью учителя - 16%, не справились - 1%.

На последнем уроке была проведена тема «Создание, сохранение и печать документов». Целью данного урока являлось выявить уровень знаний учащихся по всем пройденным темам, а также увидеть, как учащиеся самостоятельно справляются с заданиями по обработке текстовой информации. В начале урока учащиеся выполняли письменный опрос. Учащимся выдавались листы с вопросами, на которые они должны были ответить. Результаты данного опроса показали. В первой подгруппе материалом полностью владеет - 65%, в среднем - 30%, плохо - 5%.

Во второй подгруппе полностью владеет - 70%, в среднем - 20%, не справились - 10%.

Далее учащиеся выполняли практическую работу за компьютерами. В данной работе учащиеся должны были изучить текст в электронном виде, и из прочитанного материала скопировать и вставить в новый документ речевые формулы приветствия. Используя словари и Интернет, найти значения выделенных фраз и представьте информацию в виде таблицы.

При выполнении практической работы были выведены следующие результаты, по которым можно было определить, насколько хорошо учащиеся могут преобразовывать текстовую информацию в виде таблицы.

Найти 3-4 определения понятий, используя предложенные учебники и Интернет. Запишите в тетрадь понятие и его определение, а также укажите вид и название информационного источника.

В первой подгруппе с заданием полностью справились - 70%, с помощью учителя - 18%, не справились - 12%.

Во второй подгруппе с заданием полностью справились - 85%, с помощью учителя - 10%, не справились - 5%.

По итогам практики можно сказать, что в 8 «А» классе наиболее преобладает низкий уровень информационной грамотности - 44%, высокий уровень - 25,5%, средний уровень - 30,5%.

 


Заключение

 

Учебные задания имеют достаточно широкие возможности для формирования информационной грамотности на уроках информатики. Поэтому при владении различными технологиями информационная грамотность развивается не в полной мере, так как при этом нужно ещё обладать умением искать нужную информацию, читать ее, анализировать, выделять главную мысль, представлять в разных формах. На наш взгляд, на наиболее эффективное развитие информационной грамотности большую роль играют специальные учебные задания, которые сочетают в себе операционные и информационные умения. Мы организовали занятия, на которых проводили различные обучающие упражнения способствующие развитию информационной грамотности учащихся на уроках информатики.

В результате проделанной работы частично была реализована главная цель нашего исследования, а также поставленные нами задачи. Так как методическая работа данного характера не закончена и ее нужно продолжать в течение всего курса обучения информатике.

Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что специальные учебные задания способствуют развитию информационной грамотности. При проведении таких занятий у учащихся развиваются умения при работе не только с компьютером, но и с текстом, а именно: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение качественно искать нужную информацию, обрабатывать её, высказывать свою точку зрения по какому-либо вопросу и другое.

Мы попытались разработать, подобрать и систематизировать учебные задания, с помощью которых наиболее эффективно формировалась информационной грамотность у учащихся на уроках информатики.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности проведении специальных учебных заданий с целью развития информационной грамотности учащихся.

В заключении отметим, что необходимо продолжать целенаправленную работу по развитию информационной грамотности учащихся через учебные задания различной формы и содержания.


Литература

 

1. Милютина И.А. Технические средства компьютерных информационных технологий. - М: АО «Московские учебники и Картометография», 1997.

2. Н. Винер, Холден К. Введение в информатику. - М.: Финансы и

статистика, 1998.

3. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. 2005. №3. С. 18.

4. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журн. 1985. №6. С. 8-28.

5. Антипова В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США // Школьная библиотека. 2005. №1-2. С. 124-129;

6. Антипова В.Б. Подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США // Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27-28 мая 2004 года. СПб., 2004. С. 49-52.

7. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

.  Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации / Мин-во образования и науки РФ. М., 2005. С. 16.

9. К.М. Войханская, Б.А. Смирнова «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.)

10. Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.)

.  Моргенштерн И.Г. Технологический подход к формированию информационной культуры // Научные и технические библиотеки. 2001. №5. С. 73.

.  Петухова Т.П. Формирование информационной культуры в обществе: Монография / Т.П. Петухов, И.Н. Ващук. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.

13. Петухова Т.П. Научно-исследовательская лаборатория как средство активного взаимодействия учебного процесса с педагогической практикой /

.   Федорова О.И. Новые задачи преподавании информатики в современной школе. // Педагогика. - 2001. - №5.

.   Т.П. Петухова, О.Н. Алехина // Информатизация сельской школы (Инфосельш-2008): Труды V Всероссийского научно-методического симпозиума. - Анапа. М.: ООО «Пресс-Аташе», 2008. - С. 191 - 196.

16. Полат Е .С. Компьютер и школа // Информатика в школе. 1985. №2. С. 51-55.

17. Морозов О. На повестке дня - новый этап формирования информационной грамотности // Мир ПК. - 1998. - №3.

18. Талызина Н.Ф. Формирование информационной грамотности школьников. - М.: Просвещение, 1988 - 374 с.

19. Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения информационной грамотности учащихся // Вопр. психол. 1985. №3. С. 14-23.

20. Милютина И.А. Влияние компьютерных технологий на развитие информационной грамотности. - М: АО «Московские учебники и Картометография», 1997.

21. Бантова М.А. Система формирования информационной грамотности // Начальная школа - 1993 - №11 - с. 38 - 43

22. Глушков В.М. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 г.

.   Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. - М., 1978 - 321 с.

24. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. №4. С. 5-17.

25. Информатика. Методические материалы по информатике. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...