Методика работы учителя информатики по развитию информационной грамотности
Учитель информатики по улучшению развития информационной грамотности должен разработать план методической деятельности, который включает [22]: 1. Формирование комплекса учебно-методических средств: - распределение их по ступеням обучения; разработка дидактического материала, обеспечивающего достижение образовательных результатов (инструкционные карты для практических и лабораторных занятий; задания для работы с текстовой информацией, задания по использованию разных информационных источников, другое). 2. Разработку диагностического инструментария для определения уровня информационной грамотности учащихся. 3. Обучение учащихся владению основами поиска и нахождения информации с помощью каталогов и картотек, электронных каталогов, CD-ROM дисков, Интернет; обработке информации разными программными средствами. Для успешной оптимизации учебного процесса необходимо разработано множество комплексов «учебных документов» (дидактического материала) по самым основным программам: системным, текстовому процессору WORD, табличному процессору EXCEL, программе создания презентаций POWER POINT, средству управления базами данных ACCESS, графическому редактору PAINT. «Учебные документы» представляют из себя четко структурированный документ формата А4 с теорией и заданиями, к которым имеется алгоритм выполнения. Сжатый и дозированный учебный материал позволяет очень быстро изучить необходимую информацию и приступить к её практическому использованию в задании. К заданию же имеется стандартный алгоритм выполнения, что позволяет ученику, изучившему учебный материал, тут же приступить к работе. Выполнив часть работы, ученик изучает следующий материал и тут же реализует его на практике. Тем самым достигается прямая связь между теорией и практикой, которая и обеспечивает качественное усвоение учебного материала. Дозированность изучаемого материала позволяет ученику запомнить основные приемы работы. Каждое следующее задание содержит элементы предыдущих заданий, тем самым достигается постоянное повторение изученного материала [23].
Для развития познавательных умений личности в содержание учебного документа следует включать разнообразные задания эвристического характера, при выполнении которых ученик самостоятельно решает реальные проблемы, связанные с использованием компьютера. Для решения этой задачи в каждом учебном документе необходимо оставлять несколько неточностей либо недосказанностей, не мешающих выполнить основную поставленную задачу, но вынуждающих подключить мыслительный процесс для решения проблемы, тем самым, предупредив возможные ошибки в будущем. Кроме того нужно давать задания, которые бы формировали и развивали те умения, которыми описаны показатели информационной грамотности [24]. Приведем примеры учебных заданий для учащихся для формирования и развития информационной грамотности [25]. Задание 1. Для закрепления учебного материала в качестве домашнего задания предлагается сделать: . Найти в Интернет информацию по технологии AJAX (что такое и для чего применяется). . Найти в Интернет информацию по Веб 2.0 (что такое, как использовать, какие ресурсы доступны - приложить список 3-4 каталогов доступных ресурсов) . Найти в Интернет информацию о сайтах gopher, поработать с ними. . Найти в Интернет телеконференции по: o Веб 2.0; o Экономике. и прочесть из них 2-3 статьи (включив фрагменты в отчет по домашнему заданию) Отчет Оформить каждое из перечисленных заданий в виде документа в любом текстовом редакторе (предпочтительно MS Word, Wordpad) по форме:
. Постановка задачи (что дано и что требуется найти). . Результат, то есть конкретные адреса в Интернет, где дано описание соответствующих ресурсов. . Выводы по работе (найдено то, что нужно, или нет и почему; что интересного / хорошего / плохого. Рекомендации по выполнению работы Первые 3 пункта выполнить, используя возможности расширенного поиска (задавая в строке поиска ключевые слова и применяя метасимволы, логические операторы и т.п.) Последний пункт выполнить, используя сайт Google как шлюз (т.е. точку входа) для поиска и доступа к телеконференциям. Задание 2 Для закрепления учебного материала в качестве домашнего задания после предлагается сделать: - найти в Интернет информацию о W3C (что такое и для чего); - найти в Интернет информацию по телеконференциям по экономике (по своей специализации): как использовать, какие ресурсы доступны; приложить список 3-4 каталогов доступных ресурсов и прочесть из них 2-3 статьи (включив фрагменты в отчет по домашнему заданию); - подготовить таблицу сравнительных возможностей по расширенному поиску в системах: Yandex, Google, Rambler, Metabot, Nigma; - найти информацию по работе пользователя в Интернет (материалы не старше 3 лет): учебники, руководства, статьи и т.п. по работе пользователя в сети (3-5 сайтов) (но не по разработке сайтов на языке HTML и т.п.), в т.ч. по поиску в Интернет; материалы по использованию систем Веб 2 (типа Wiki-Wiki, www.pusk.ru, Del.icio.us) (5-7 сайтов, в т.ч. сравнение возможностей различных систем в табличном виде). Список заданий к данной практической работе 1. Вставьте в Ваш документ текст, приведенный ниже. Панель автоматически укомплектовывается командами в зависимости от решаемой задачи. Так, например, кнопка для создания маркированного или нумерованного списка содержит меню, предлагающее выбрать для нумерации из восьми наиболее часто используемых маркеров или символов. С помощью специальной кнопки можно также быстро создавать многоуровневые списки. Инструменты для работы с изображением появляются только после добавления новой или выделения существующей картинки. Вкладка Работа с рисунками автоматически исчезает после перемещения курсора в область текста. Набор инструментов существенно изменился, хотя этого и не видно на первый взгляд. Множество знакомых и совершенно новых эффектов спрятано в меню, открывающихся при щелчке почти на каждой кнопке. Ещё одно удобное нововведение повязано с тем, что не применяя эффект можно увидеть, как он выглядит уже при наведении курсора на пункт меню эффекта.
Также в Word 2007 появилось множество заготовок для создания различных надписей, которые можно использовать, для выноса цитаты в центр страницы, размещение дополнительных материалов к статье и т.д. Ещё один аргумент за то, чтобы купить Microsoft Office 2007 - пользователи Word 2007 смогут применять совершенно новые графические элементы объекты SmartArt, с помощью которых можно представлять в виде удобных графических блоков различную информацию. Текст вводится в поля, отмеченные маркером [Текст], или с помощью специальной области задач «Введите текст». Предусмотрено множество возможностей форматирования объектов SmartArt: изменение цветовой схемы макета, использование стилей, добавление дополнительных эффектов. Для удобства форматирования текста в Word используются стили. С помощью стилей одновременно можно изменять все атрибуты форматирования, а созданий один раз стиль можно использовать неоднократно в других документах. Но даже использование стилей мало облегчает оформление большого документа. Поэтому в Word 2007 форматирование осуществляется с помощью нового инструмента - темы документа. Тема - это коллекция различных стилей, гармонично сочетающихся между собой. Её можно задать перед началом работы или применить к готовому тексту. Ещё одна новинка содействует тому, чтобы купить Microsoft Office. Это возможность автоматического создания списка литературы. С помощью команды «Добавить новый источник» список литературы наполняется. Повторное использование уже внесённой ссылки осуществляется командой «Вставить ссылку». Список литературы создается автоматически с учётом заданных параметров сортирования источников.
. Отформатируйте текст, задав следующие параметры: · Размер шрифта «14» · Межстрочный интервал «1,5 см» · Выравнивание по ширине страницы. . Составьте «содержание» к этому тексту. Задание 3. Наши предки поклонялись языческим богам. Приняв в 988 году крещение, князь Владимир принялся активно внедрять в государстве христианство. Принятие новой, христианской веры часто вызывало сильное сопротивление народа, поклонявшегося языческим богам. Какие положительные изменения во всех сторонах жизни Древней Руси произошли с принятием христианства? Можно ли утверждать, что эти изменения способствовали распространению христианства на Руси? Докажите или опровергните. Найдите и соберите необходимую информацию в сети Интернет, или в ниже приведённом тексте. Текст. Наши предки были трудолюбивыми, они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Но их тяжёлый труд не всегда приносил желанные плоды. Часто случались засухи, наводнения, болезни. Люди не могли объяснить некоторые явления природы: гром, молнию, смену времён года, смену дня и ночи. Всё, что происходило в природе, самом человеке приписывалось таинственным силам - языческим богам. Наши предки населили мир разнообразными богами. главным богом был Свагор - властелин вселенной. Позже главным становится Перун - непобедимый бог, которому поклонялись в княжеской, дружинной среде. Для поклонения богам отводились специальные места - капища с деревянными идолами, изоброжавшими богов, земляными постройками для молитв. Но языческая вера, говоря о равенстве людей перед силами природы, не могла объяснить неравенство между людьми. Христианская же вера облегчала человеку жизнь, обещая на том свете вечное блаженство души. Став великим князем, Владимир Святославович (правил 980-1015 гг.) понимал необходимость принятия христианства. Киевская Русь, торговавшая с Византией, немецкими, польскими, чешскими землями, была лишь варварским племенем для глав этих христианских государств. С принятием христианства укрепилась бы власть самого князя: «Один бог на небе - один царь на земле». Князь Владимир стал задумываться о своём языческом прошлом, полном жестоких поступков. Только христианство могло отпустить грехи, дать надежду на счастливую жизнь в вечности. В 988 году князь Владимир принимает крещение и начинает внедрять в жизнь новую религию. Христианизация страны проходила не всегда гладко, встречая иногда яростное сопротивление язычников. Однако принятие христианства изменило все стороны жизни на Руси. Укрепилась власть князя Владимира, да и сам князь изменился. Прежде жестокий язычник, он стал заботиться не только об усилении Руси, но и о развитии культуры. В народных преданиях, былинах он изоброжался как князь Владимир - Красное Солнышко, щедрый и мудрый правитель, дававший милостыню каждому страждущему.
Если при язычестве люди причисляли себя к своему племени (я древлянин, полянин), то православный человек стал называть себя русским. С принятием христианства Русь сравнялась с другими христианскими государствами, никто уже не считал её варварским племенем. Поэтому быстро налаживались новые торговые связи. Строились церкви, храмы, монастыри, куда привозилось множество книг. Так на Русь проникла христианская культура. Православные миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку (Кириллицу). При монастырях проявлялись школы, благодаря которым распространялась по Руси грамотность. Здесь трудились первые русские художники, создавшие позже прекрасную школу иконописи. Монахи создавали поучительные беседы (летописные свободы). Церкви проводили суды не только по религиозным делам, но и по семейным, где поддерживалось человеколюбие, уважение к женщине, защищались обиженные, угнетённые. Церковь выступала против языческих обычаев: похищение девиц, многожёнства, насилия, унижения личности человека. Все эти события позволили христианству взять верх над язычеством, что обеспечило дальнейшую христианизацию Руси. Задание 4. Составить объявление о купле-продаже товара или услуги с отрывными листочками с адресом и телефоном для переговоров. Приведён образец объявления. Строить таблицу-объявление можно несколькими способами. Один из них: строится первая строка, как таблица с одной ячейкой, вторая строка - как таблица с одной строкой и несколькими столбцами. Для упрощения работы рекомендуется вывести панель инструментов Таблицы и границы. Для этого выполнить команду Формат - Границы и заливки - Панель или Вид - Панели инструментов - Таблицы и границы.
Задание 5. Создайте таблицу по образцу. Вначале создаёте простую таблицу. Далее объединяете нужные группы ячеек, используя команду Таблица - Объединение ячейки. Содержимое первой строки выделите полужирным шрифтом. пунктирные линии в таблице сделайте невидимыми, не объединяя этих ячеек.
Задание 6. Вам необходимо создать таблицу курсов операторов ЭВМ. Она должна содержать разделы информатики, количество аудиторных часов всего, теория, практика, количество часов на самостоятельную работу. Задание 7. Опишите схематически административную структуру вашей школы. Не менее 10 ветвлений. Для изображения можно использовать любую геометрическую фигуру: прямоугольник, круг, треугольник, ромб и др. Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение «учебных документов» - заданий, содержащих алгоритм выполнения, благоприятно сказывается на формировании основ информационной грамотности учеников на учебных занятиях. Конечно, учителю необходимо хорошо продумать содержание таких заданий, чтобы они предполагали не только работу на компьютере в какой-либо программной среде, но и работу с текстом. А также нужно учитывать возрастные особенности учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|